Переславль-Залесский. Горицкий Успенский монастырь.

Первоначальная история Успенского монастыря известна мало. Основан он был, вероятно, в начале XIV столетия при Иване Калите. В 1382 году монастырь был разорен отрядами татарского хана Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмитрия Донского великой княгини Евдокии. Среди настоятелей и монахов Успенской обители были известные церковные деятели. Один из них Инок Даниил, основавший недалеко от Гориц Троицко-Даниилов монастырь, был приглашен Василием III в крестные отцы своего сына Ивана — будущего царя Ивана Васильевича Грозного. Великие князья и цари не раз посещали Успенский-Горицкий монастырь, стоящий у дороги при подъезде к Переславлю. Приезды царствующих особ ознаменовывались дарами в монастырскую ризницу.
Переславская епархия была образована в 1744 году. В нее вошли многие села и города, больше шестисот церквей и двадцать пять монастырей. Границы епархии протянулись далеко от Переславля на запад и юго-запад и захватили Дмитров, Волоколамск, Можайск, Рузу и другие города. Успенский-Горицкий монастырь начал именоваться кафедральным и должен был стать местом пребывания архиепископа — архиерейским домом. Задумав создать роскошную резиденцию, первые руководители епархии начали разрушать древнейшие сооружения для того, чтобы на их месте или рядом возвести более высокие и более пышные здания, которые соответствовали бы изменившимся вкусам века. Так, в первые годы существования епархии были разобраны трехглавый храм, звонница и другие строения, о которых сохранилось лишь упоминание в старых монастырских описях.
Обширные строительные работы развернулись в Горицах лишь в середине пятидесятых годов. Начал претворяться в жизнь грандиозный по замыслу проект, который предусматривал возведение нового большого собора с примыкающим к нему с запада зданием, называемым Гефсиманией, перестройку трапезного корпуса и других строений. К сожалению, пока не удалось выяснить, кто автор мастерски сделанного проекта. В бумагах того времени упоминаются имена архитекторов, которые составляли сметы на строительные работы и вели за ними надзор — это Иван Жуков, Карл Бланк, Иван Яковлев и гезель-архитектор Метлин. Известно, что они работали с выдающимся зодчим XVIII века Дмитрием Ухтомским, возглавлявшим в Москве архитектурную «команду», где, возможно, и был выполнен проект перестройки Горицкого монастыря. Заметную роль в сооружении и украшении новых зданий сыграл Амвросий Зертис-Каменский, возглавлявший Переславскую епархию с 1753 по 1761 гг. Амвросий был широко образованным человеком, писателем, переводчиком, хорошо разбирался в архитектуре; он пригласил в Переславль опытных мастеров, работавших по украшению интерьеров Ново-Иерусалимского собора и возведению над ним нового перекрытия, проект которого был выполнен знаменитым Б.Ф. Растрелли. Сооружение таких больших зданий, как Успенский собор и Гефсимания, требовало много мастеров и времени, и, чтобы ускорить возведение главного храма, работы вели даже ночью при свечах. Со второй половины шестидесятых годов, после известных церковных реформ, темп строительных работ в Горицах заметно снижается. Но все же продолжают строить новую колокольню, стены, башни и другие сооружения. Оставалось уже совсем немного сделать, чтобы завершить грандиозный по замыслу проект перестройки ансамбля, но этому не суждено было сбыться.
В 1788 году Высочайшим указом Переславскую епархию упраздняют. Прекращаются строительные работы, разъезжаются из Гориц церковные сановники, пустеют палаты и храмы, часть колоколов увозят в Петербург на колокольню Петропавловской крепости, а богатую ризницу отправляют в Москву. Чтобы поддержать угасающую жизнь в Горицах, городские власти размещают в опустевших зданиях различные учреждения — суд, казначейство, магистрат, а на редкость богато убранный Успенский храм превращают в городской собор. Но переславцы недовольны — из города до Гориц не близко, дорога неважная, да еще и в горку подниматься надо. Они обращаются с жалобами и просьбами перевести главный храм обратно в город. После неоднократных напоминаний просьбу горожан удовлетворили. В Успенском соборе служба проходила только летом по церковным праздникам. Постепенно покидали Горицы и городские управления. С каждым годом все больше и больше приходили в запустение и ветшали строения бывшего монастыря. Их практически не использовали и не ремонтировали. Не нашлось даже применения такому обширному и удобному по планировке зданию, как трапезная палата с примыкающей к ней Всехсвятской церковью и жилыми покоями. В пустующих помещениях разобрали печи, украшенные фигурными кафелями, выломали полы, и в еще недавно богато убранном, а теперь полуразрушенном здании, по словам очевидца: «вверху образовались жилища филинов, вранов, галок и голубей, а внизу происходили свидания людей для свершения темных и скверных дел».
Около столетия пребывали Горицы в небрежении. Только в 1881 году было принято решение разместить в пустующих зданиях бывшей обители духовное училище. Как и при начале епархии, первыми деяниями были разрушения. На сей раз пощадили древнейшие сооружения, но разобрали Гефсиманию, так и оставшуюся недостроенной и сильно обветшавшую к тому времени Кирпич и белый камень разобранного здания пошел на строительство нового жилого корпуса для смотрителя и его помощников, который примкнул с западной стороны к бывшей трапезной, где разместились классы и жилые комнаты учащихся. Эти здания находились под присмотром, временами подновлялись и ремонтировались, остальным же строения продолжали пустовать и разрушаться.
Патриоты Переславля, историки архитекторы в XIX и начале XX столетия не раз высказывали беспокойство о состоянии старинных сооружений Горицкого монастыря, некоторые из которых по праву считались выдающимися памятниками русского зодчества. В статьях и книгах они грустью описывали печальную картину запустения, какую являли собою Горицы, еще недавно «краса и светоч Переславля»: «Громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом… ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены». Призывы обратить внимание на древние строения и спасти их от разрушения не находили отклика, и постепенно терялась вера в то, что положение изменится, -«время неустанно делает свое дело, суля в будущем полную гибель этим памятникам нашего старинного искусства». К счастью, печальным предположениям не суждено было сбыться. В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей — один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве.
Архитектура Успенского Горицкого монастыря
Проездные ворота. Восточные, или Проездные, ворота (середина или вторая половина XVII века) невелики по своим размерам, но благодаря насыщенному декору и богатой игре света и тени, они выделяются на фоне спокойной глади стен, почти лишенной убранства. В нижней части ворот низкие круглые столбы — по паре с каждой стороны от проезжей части. Столбы поддерживают стену, сплошь украшенную разнообразными архитектурными деталями и скульптурным изображением скачущих коней в верхних углублениях — ширинках. Хорошо сохранился лишь один из коньков — правый, другой был восстановлен по оставшимся следам во время реставрационных работ. Верхняя надстройка над воротами поздняя, она была сделана во второй половине XIX века.
Палата привратника. XVII век. К югу от проездных ворот расположено небольшое здание, которое обычно в старых описях называется палатой или палаткой привратника. Палата привратника, несмотря на свое скромное назначение, имеет два парадных, очень пышных по убранству фасада, которые не уступают по нарядности многим митрополичьим, архиерейским и княжеским теремам того времени. Сложные по очертаниям наличники, повторяющиеся поребрики, балясины, полуколонки и другие архитектурные детали украшают большую часть стен. Оставленные чистыми плоскости подчеркивают декоративное богатство фасадов. Наиболее пышно украшены верхняя половина стен и углы палаты. Трудно выделить какую-либо часть здания, во всем чувствуется мастерство и талант его создателей.
Трапезная палата. XVII век. Здание было сооружено в конце XVII века. Первоначальный облик трапезной палаты до неузнаваемости изменен. Перестройки и ремонты XVIII и XIX веков исказили его настолько, что сейчас даже трудно поверить, что фасады палаты имели характерные для XVII столетия фигурные детали, придававшие зданию нарядный, приветливый вид. Лишь западный фасад дает некоторое представление о прошлом облике здания. После снятия толстого слоя поздней штукатурки обнаружились следы сбитых оконных наличников. Внутренняя планировка и сводчатые конструкции трапезной и примыкающих к ней помещений хотя и претерпели некоторые изменения, представляют несомненный интерес. Различные по форме своды с распалубками над дверными оконными проемами весьма вырзительны. Особенно большое впечатление производит сама трапезная палата, от которой и получило название все здание. В центре обширного помещения, расположенного на втором этаже, стоит восьмигранный столп, на него опираются высоко поднятые своды. Площадь палаты свыше трехсот квадратных метров. Долгие годы трапезная была перегорожена поперечными стенами, которые загромождали помещения и искажали его oблик. В 1971 году стены были разобраны, и светлое просторное помещение предстало в своей первозданной красе. В процессе дальнейшей реставрации были воссозданы первоначальные формы карниза, цоколя, фигурных обрамлений окон.
Духовное училище. XIX век. Это двухэтажное здание было построено в конце XIX века для наставников церковного училища.
Звонница. XIX век. Небольшая звонница зрительно делит северную стену монастыря на две части. В настоящее время служит смотровой площадкой, отсюда открывается изумительный вид на старый город и озеро Плещеево.
В статье использованы материалы сайта http=museum.pereslavl.ru Переславль-Залесский государственный музей заповедник

Горицкий монастырь основан в первой половине XIV ст. супругой великого князя Дмитрия Иоанновича Донского Евдокией Дмитриевной, в инокинях Евфросинией. Вскоре, по основании монастыря, в нем подвизался преп. Димитрий Прилуцкий, а в XV ст. преп. Даниил Переславский, основатель Данилова монастыря. Управлялся монастырь архимандритами и до упразднения монастырских вотчин владел 4901 душ. крестьян.
В 1744 г., по указу императрицы Елизаветы Петровны, в нем утвержден архиерейский дом, и монастырь назван кафедральным. За время существования Переславской епархии монастырь старанием епископов обогатился новыми зданиями и благоукрасился. По упразднении епархии в 1789 г. главный монастырский храм был назначен городским собором, а различные монастырские здания поступили в гражданское ведомство и заняты были присутственными местами, лазаретом и проч. Когда же они стали приходить в ветхость, то отданы были в духовное ведомство. В настоящее время в части этих зданий устроено духовное училище.
В настоящее время от прежнего величия Горицкого монастыря осталось очень немногое. При входе в монастырь прежде всего обращают на себя внимание монастырские врата, отличавшиеся художественной постройкой; по рисунку украшений врата эти относятся к XVII в. Вся постройка произведена из кирпича, приготовленного в особых станках соответственно форме украшений. По разнообразию и оригинальности рисунка в украшениях, здание это составляет замечательный памятник древнерусского зодчества; время наложило на него значительную печать разрушения.
К западной стене Успенского собора примыкают развалины огромного здания, называемого Гефсиманией; это здание начато было строиться епископом Амвросием. В нем предполагалось устроить гроб Богоматери, но за переводом Амвросия в другую епархию, так и осталось недоконченным и в настоящее время сохранились полуразрушенные стены.
На содержание Успенского собора имеется капитал в 1875 руб. К Преображенскому собору с 1764 г. приписан упраздненный Богородицкий женский монастырь.
Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г.

На крутой возвышенности Переславля, у дороги, ведущей на Москву, находится ещё одна, некогда очень знаменитая, но упразднённая в 1788 году обитель во имя Успения Богоматери, или Горицкая, названная так за её месторасположение на горе. Белоснежная каменная монастырская стена и виднеющиеся за ней высокие храмы словно вырастают из окружающего пейзажа, создавая архитектурную доминанту местности. Особенно великолепен вид с озера или с его северо-восточного берега, где чуть приподнятые над водоёмом Горицы представляются большим белым кораблём, на котором паруса и мачты — церковные постройки. Этот монастырь появился в Переславле, вероятно, в начале ХIV столетия. Но тогда он был полностью деревянным. Сохранилось предание, что именно из этой обители великая княгиня Евдокия с малолетним ребёнком спустилась к озеру, спасаясь от преследований хана Тохтамыша. По легенде, внезапно появившийся на озере туман скрыл от татар уплывающих на плотах и лодках княгиню и горожан. В благодарность Евдокия помогла восстановить разорённую святыню, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера. 12 июня 1722 года в пожаре погиб монастырский архив, в связи с чем исторические материалы, касающиеся более ранней истории монастыря, до нас практически не дошли. Известно, что в начале ХIV века, во времена Ивана Калиты, монастырь в Переславле уже был. Некоторые исследователи склоняются к тому, что появился он двумя веками ранее и был построен на месте языческого капища — Шутовой рощи.
Время основания Успенского Горицкого монастыря относится к 1362 году. В Горицкой обители был рукоположен преподобный Даниил, основатель Троице-Даниловского монастыря. Он прожил в Успенском монастыре 30 лет, с 1495 по 1525 года. В монастырь к нему стекалось множество паломников. Великий князь Василий III пригласил Даниила в крёстные к своему сыну Ивану — будущему царю Ивану Грозному. В последующие столетия Горицкая обитель была тесно связана с именами великих князей и царей, бояр «и других важных лиц», делавших богатые дары в монастырскую ризницу. Среди них упомянутый Василий III и Иван Грозный, князья Бельские и Вяземские, княгини Таисия и Марфа и многие другие. Пречистую на Горице удостоил своим длительным пребыванием и Пётр I, переехавший сюда во время строительства потешного флота из Никитской обители поближе к Плещееву озеру. Пережила мужская обитель и непростое для России Смутное время. Но, к сожалению, ничего от построек, старше ХVII века, на её территории до наших дней не сохранилось. В это время монастырь был очень влиятельным и богатым, он владел множеством сёл и имел в подчинении около 5 тыс. крестьян.
Уже около ста лет в стенах Успенского Горицкого монастыря располагается историко-архитектурный и художественный музей заповедник. Этот музейный комплекс считается одним из самых крупных музеев в России. Во многом его богатые коллекции формировались благодаря усилиям основателя музея, известного историка и исследователя переславских земель Михаила Ивановича Смирнова (1864-1949). Коллекция насчитывает более 80 тыс. экспонатов. Большая часть находящихся в нём зданий относится к середине ХVIII века, когда этот монастырь был центром обширной Переславской епархии, включавшей множество городов: Можайск, Рузу, Дмитров, Волоколамск и др. В это время в обители взамен более древних деревянных появились новые храмы, стены с башнями и высокая колокольня над Богоявленской церковью, откуда с высоты птичьего полёта открывается изумительный вид на Переславль и окрестности. Особенно красивы в Горицах Святые и Проездные ворота и Палата Привратника, возведённые в конце ХVII столетия в стиле московского барокко. Они искусно украшены богатыми узорами, умело созданными из фигурного кирпича неизвестным древнерусским зодчим. В верхней части Проездных ворот — лепные коньки, словно устремляющиеся на территорию обители. Необычайная нарядность этой постройки проявляется в полной мере, когда дневной свет, образуя тени, скользит по деталям её сложных рельефов, ежеминутно меняя впечатление от резной каменной поверхности.
Сохранившийся до нашего времени на территории собор во имя Успения Богородицы строился как главный в епархии в 50-60-е годы ХVIII столетия по проекту архитектора И. Я. Яковлева. Около полувека этот храм именовался кафедральным, он был и самым просторным в Переславле. Однако, в связи с упразднением Переславской епархии, он так и не был достроен. Замысел архитектора лучше всего виден на восточном фасаде храма. Композиционно храм представляет собой пирамиду, устремляющуюся вверх. До сих пор удивляет его великолепие: стены и своды украшены пышной лепниной, живописными панно, вензелями и медальонами. Но главная ценность Успенского собора — уцелевший в первозданном виде уникальный золочёный многоярусный иконостас, выполненный под руководством мастера Якова Жукова в Москве в 50-е годы ХVIII века. Заметную роль в благоустройстве обители сыграл тогда возглавлявший Переславскую епархию с 1753 по 1761 год отец Амвросий (Зертис-Каменский). Он пригласил в Переславль иконописцев, украшавших тогда Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря. Они то и выполнили заказ — написали иконы для иконостаса Успенского собора. Слева от Успенского собора возвышается пятиглавая Всехсвятская церковь с трапезной палатой конца ХVII века. По замыслу зодчих, два этих храма должна была соединять Гефсимания, символизирующая Гефсиманский сад Иерусалима, где некогда была похоронена Богородица и её родители. Но трёхэтажная, по плану сложная галерея с резными каменными колоннами в связи с последующими событиями так и осталась недостроенной, а сегодня о ней напоминает лишь след на западной стороне Успенского собора. Во времена архирейской резиденции на территории обители выкопали пруд, чтобы в случае пожара вода для тушения была рядом. Размеры этого водоёма строго соответствовали размерам Ноева Ковчега.
В 1788 году произошло обстоятельство, изменившее всю дальнейшую судьбу Успенского Горицкого монастыря. Высочайшим указом Переславскую епархию упразднили. «Как бы в некое воспоминание о ней, по уважению к величественности и украшению соборной церкви», Успенский собор был утверждён главным городским храмом. Но через 40 лет указом консистории и собор Пречистой на Горице за дальностью расстояния от города приписали к Спасо-Преображенскому собору. В постепенно опустевших добротных зданиях некогда богатой обители ненадолго разместились гражданские учреждения. Потом церковные постройки, забытые горожанами, стали быстро приходить в ветхость. За ненадобностью часть зданий оказалась разобранной, на многих оставшихся строениях провалились крыши. По свидетельству современников, они были предоставлены «сокрушающему времени и частью хищению». И лишь в конце ХIХ века часть территории бывшего монастыря заняло духовное училище. Кирпичи, полученные от разобранной Гефсимании, большей частью были использованы на возведение жилого корпуса, пристроенного к бывшей трапезной палате. В 1904 году по-прежнему внутренний вид обители являл грустную картину запустения: «… громадное пространство, обнесённое стенами, представляет пустырь, поросший травой, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены».
В мае 1919 года в Горицах открыли краеведческий музей. В связи с этим решилась серьёзная задача: сохранить богатое историко-культурное наследие города, могущее бесследно исчезнуть из закрытых и разрушенных храмов, обителей и усадеб. С тех пор на территории бывшей православной твердыни произошли изменения. Сотрудниками музея здесь был посажен фруктовый сад. На монастырской территории стоят две деревянные часовни (ХIХ века), которые перевезли сюда в 1980-е годы из окрестных деревень Фонинское и Старово. Такие часовни назывались «обыденными». Их возводили всей деревней или, как тогда говорили, «миром». Тогда же вдоль аллеи появились и мраморные надгробия с «ликвидированных» монастырских кладбищ. Затем под руководством архитектора Ивана Борисовича Пуришева в течение ряда десятилетий велась реставрация и старинных церковных зданий, которые прекрасно сохранились до наших дней.
В 2012 году Правительство Ярославской области приняло решение о передаче храмов монастыря Ярославской епархии РПЦ. В настоящее время Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и Горицкое архирейское монастырское подворье ведут совместную работу по передаче храмов. В начале 2017 года в обитель епископом Переславским и Угличским Феодором (Казаковым) была назначена старшая сестра Евфросинья. Сёстры обители проводят богослужения, в том числе литургии в надвратной церкви Николая Чудотворца и молебны в Успенском соборе. 18 июля 2017 года был проведён крестный ход на лодках до середины Плещеева озера в честь чудесного спасения более 600 лет назад княгини Евдокии (в постриге Евфросинии).
Из книги: Ермакова Н.Н. Древний, многоликий православный Переславль. Переславль-Залесский, 2017

Трехъярусная колокольня построена в 1760-1770-е годы. После упразднения Горицкого монастыря в 1788 году почти все его колокола были отвезены в Петербург и помещены на колокольню Петропавловского собора. В Переславском музее хранится колокол из Горицкого монастыря. Судя по имеющейся на нем надписи, он был отлит на Украине в 1649 году мастером Андреем Савичем Людвистром «за позволением его милости пана Богдана Хмельницкого, гетмана войска запорожского».
Из книги «Самые знаменитые монастыри и храмы России». — Москва, «Вече». 2004, стр. 161-162

Горицкий Успенский мужской монастырь был основан в первой половине XIV в. при Иване Калите. Свое наиболее известное название он получил от расположения на возвышенности – «горице». От древних деревянных построек не сохранилось ничего. В 1382 г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь. Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом. В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.
В Горицком монастыре был рукоположен преподобный Даниил, основатель Троице-Даниловского монастыря. Он прожил в Горицком монастыре с 1495 по 1525 г.г.; сюда к нему стекалось множество паломников. Великий князь Василий III пригласил Даниила в крестные к своему сыну Ивану – будущему царю Ивану Грозному. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров.
С XVI в. в монастыре значатся каменные постройки, что указывает на его богатство. В XVII в. в монастырском владении были очень большие земли и около 5000 крестьян. Во второй половине XVII в. с юга и юго-запада монастырь был обнесен новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника. Святые врата с надвратной Никольской церковью — образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Нижний ярус с широкой проездной аркой был выстроен в середине XVII в. и богато декорирован деталями из фигурного кирпича. Верхняя часть с церковью надстроена позже, в конце XVII в., и ее убранство близко к московскому барокко, получившему в то время большую популярность. На массивном четверике с четырехскатной кровлей стоят два маленьких убывающих восьмерика, поддерживающих небольшую главку. По бокам церковь охвачена галереей, идущей по границам нижнего яруса ворот.
Подлинным шедевром зодчества XVII в. считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание, выделяет их на фоне почти гладких, лишенных декора стен. Над массивными арками по бокам от ворот сверху помещены изящные фигурки двух коней, поднявшихся на дыбы. Верхняя массивная надстройка сооружена во второй половине XIX в.
Стены достраивались в XVIII в. Тогда оборонительного значения новая стена уже не имела, поэтому ее высота значительно меньше, чем обычно бывает в древних крепостях. Бойницы в них сделаны также скорее с декоративной целью — нижних нет вовсе, кое-где нет и верхних. Башни северной стороны стен монастыря украшены с большим искусством: явно мастера заботились о внешнем виде стен и башен больше, нежели чем об обороне. В XIX в. в северной стене была устроена невысокая звонница, с которой открывается великолепный вид на Плещеево озеро. Внутри самой звонницы вид хуже – она вся разрисована наименее культурными посетителями музея. В 1887 г. башни сильно повредил ураган, нанесший огромный урон монастырю, стоящему на открытом возвышенном месте. Долгое время башни стояли без кровель, рушились. Только в 1950-1960 г.г. они были отреставрированы и приведены в теперешний вид.
В 1744 г. была образована Переславская епархия; в неё вошли такие отдаленные от Переславля города, как Боровск, Можайск, Волоколамск, Дмитров. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа. Для благоустройства резиденции были снесены многие древние постройки: звонница, собор, службы. Упоминания о них сохранились только в монастырских документах. На месте старого трехглавого собора было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс, состоящий из Успенского собора, примыкающей к нему с запада Гефсиманией (постройкой, связанной с ландшафтом и символизирующей евангельские события) и трапезной с храмом Всех Святых, которую намеревались перестроить.
Трапезная палата с Всехсвятской церковью была построена, судя по убранству, в последние десятилетия XVII в. Высоко поднимающийся над стенами монастыря бесстолпный четверик церкви увенчан пятью главками на тонких узорчатых барабанах. Под карнизом проведен широкий фриз с ложными закомарами. Окна храма, апсид и трапезной палаты обрамлены фигурными наличниками. Построенное в XVII в. здание значительно реконструировалось в XVIII и XIX в.в. Апсиды были скрыты кирпичной стеной XVIII в., многие наличники стесаны. Хотя бы отчасти их восстановили только при реставрации 1970-х г.г.
Успенский собор — главное сооружение Горицкого монастыря — начал строиться в середине 1750-х г.г. Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки — следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла — высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней. Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него писали мастера из Нового Иерусалима. Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря. После упразднения епархии Горицкий монастырь был закрыт, а Успенский собор некоторое время служил главным городским собором, пока местные жители, которым далеко было добираться сюда на службы, не обратились с просьбой вернуть этот статус собору в центре города.
Главная вертикаль монастыря — колокольня с Богоявленской церковью — начала строиться в 1760-х г.г., потом строительство застопорилось и было доведено до конца в 1780-х г.г. Это внушительное и величественное четырехъярусное здание с маленький церковью в нижнем ярусе. Венчает ее высокий купол с люкарнами, перекликающийся с куполами Успенского собора, и главка на большом узорчатом барабане. Когда Переславская епархия была упразднена, колокола отсюда были сняты и перевезены в Санкт-Петербург, на колокольню Петропавловской крепости. Сейчас на колокольне устроена просторная смотровая площадка, откуда открывается, пожалуй, лучший и самый полный вид на весь город.
В середине XVIII в. посреди монастыря был выкопан пруд «для предосторожности от пожарных случаев». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря. Берега пруда были укреплены брёвнами. В 1925 г. сотрудниками музея вокруг него были высажены фруктовые деревья.
Масштабное строительство во монастыре было приостановлено сначала после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель в 1764 г., а окончательно застопорилось, когда упразднили Переславскую епархию, просуществовавшую всего 44 года — до 1788 г. Недостроенную Гефсиманию сначала просто забросили, а потом, в 1881 г., и вовсе разобрали.
В конце XIX в. к трапезной палате с запада было пристроено здание духовного училища с квартирами для преподавателей. Для строительства нового здания и была разобрана недостроенная и обветшавшая Гефсимания. Классы и комнаты для учеников устроили в трапезной. Училище просуществовало до 1918 г., а потом в его стенах разместился музей, о чем свидетельствует старая мемориальная доска и надпись над входом. Сейчас там находится картинная галерея.
В советское время в Горицком монастыре был создан краеведческий музей, один из первых в республике — он был основан в 1919г. Руководителем музея стал Михаил Иванович Смирнов (1868-1949), проработавший здесь вплоть до своего ареста в 1930 г. М.И. Смирнов — автор очень интересной монографии по истории Переславля-Залесского, издание которой ему не суждено было увидеть. Вернувшись из ссылки, Смирнов работал в Загорске (Сергиевом Посаде).
В 1963 г. в музей был передан бюст основателя города, князя Юрия Долгорукого. Сейчас этот памятник встречает туристов недалеко от входа в монастырь. В 1960-х г.г. сюда же были перевезены две деревянных часовни — из деревень Фонинское и Старово Переславского района. Такие часовни были «обыденными», то есть чаще всего сооружались за один день силами крестьян или странствующих плотников на деньги, собранные «миром». Внутри часовни из д. Фонинское видны деревянные фигуры Христа и святых, выполненные с большим искусством.
Сейчас в Горицком монастыре Переславля по-прежнему остается музей. Зимой Успенский собор закрыт для осмотра в целях сохранности интерьеров; нет в зимнее время входа и на колокольню.
http://www.pereslavlru.ru/Architecture/gorits.htm

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?