Федоровский монастырь был основан после 1304 года, на южной окраине Переславля-Залесского. Место основания выбрано было не случайно: здесь в 1304 году в день памяти великомученика Федора Стратилата произошла кровопролитная битва между войсками московского и тверского князей. В этой битве погибло множество людей, в том числе предводитель тверского войска боярин Акинф. В память о победе московский князь Юрий Данилович устроил здесь монастырь.
Древнейшее здание монастыря — Федоровский собор, был построен в 1557 году неподалеку от того места, где супруга царя Иоанна Грозного родила ему сына, при крещении получившего имя Федор. Собор был целиком выстроен на средства царя. Он был возведен в центре монастырской территории. Это массивное четырехстолпное величественное сооружение было выстроено из кирпича. Его с трех сторон окружали паперти, а в северо-западном углу была пристроена небольшая колокольня. Пять глав его были поставлены на широкие мощные световые барабаны. Изначально покрытие четверика было позакомарным, о чем свидетельствуют рисунки заложенных закомар на фасадах. Позднее, как у многих древних зданий, кровля была заменена на более практичную четырехскатную. С востока к четверику собора примыкают три апсиды с узкими прорезями окон. Внутри сохранились росписи итальянского «богомаза» Николая Тончи, отца одной из послушниц монастыря Марии Тончи.
В 1704 году в соборе проводилась реставрация: были заменены обветшавшие паперти, взамен сооружены обходные галереи , некоторые окна были заложены, а другие наоборот расширены, так же были уменьшены дверные проемы, была убрана колоколенка, находившаяся в северо-западном углу собора. В 1800 году деревянная обветшавшая кровля была заменена железной. В 1886 году собор вновь решили «обновить». Обходные галерей 18 века снова перестраивают. К ним пристраивают одноглавые приделы во имя Серафима Саровского и в честь иконы Божией Матери Федоровская.
Собор был закрыт в 1928 году, а через 2 года разрушили отдельно стоявшую рядом с собором барочную колокольню. В соборе устроили вещевой склад разместившейся на территории монастыря детской колонии, потом и дома престарелых. После Великой Отечественной войны на территории монастыря обосновалась воинская часть. В 1980-е годы здесь размещался институт програмных систем РАН. В эти годы предпринимались попытки реставрировать разрушающийся собор, но ремонт затянулся на долгие годы. Единственное, что было сделано — установлены луковичные купола, по одной лишь причине.
В 1980-е годы все больше и больше у иностранцев стал пользоваться популярностью туристический маршрут «Золотое кольцо России». Чтобы придать Переславлю-Залесскому вид старинного русского города с многочисленными церквями и монастырями, было принято решение восстановить купола на соборе Федоровского монастыря, первым встречающих туристов при въезде в город. Только в 1998 году собор был передан возрожденной только что женской обители. В 2013 году в нем велись масштабные реставрационные работы, благодаря которым собор предстал перед взором паломников и туристов во всем своем великолепии.
www //pereslavl.ru/architecture/fedorov.htm
Интересна история создания собора. По преданию, в 1557 г. в Переславле на освящении одного из храмов присутствовал царь Иван Грозный в сопровождении своей супруги царицы Анастасии Романовны, которая была беременна. Вскоре после отъезда из города царица благополучно разрешилась, родив сына Федора. В благодарность Господу Иван IV велел возвести величественный каменный храм на месте существующей в то время ветхой деревянной церквушки.
Собор был построен в традиционном русском стиле: имел четыре столпа и пять луковичных куполов. Несмотря на то, что впоследствии храм неоднократно перестраивался, он во многом смог сохранить свой первоначальный облик вплоть до сегодняшнего дня, что сделало его одним из уникальных памятников архитектуры XVI века.
Немало загадок долгое время хранила в себе история собора великомученика Феодора Стратилата. Так, долгое время считалось, что над росписью стен храма работал итальянский мастер Николай Тончи. Однако впоследствии краевед из Тейкова Ивановской области М.Ю. Бутов обнаружил важные документы о том, что этот храм начинал расписывать известный живописец Тимофей Медведев.
Когда несколько лет назад реставраторы принялись за работу, их ждало еще одно важнейшее открытие. Оказалось, что собор был расписан еще в конце XVI или начале XVII в., а также в XVIII в. Об этом никто из специалистов не знал, и было принято считать, что до XIX в. Феодоровский собор расписан не был. Однако более ранние росписи были практически уничтожены одним из пожаров (монастырь несколько раз горел), а на уцелевших отразилось воздействие высоких температур, и вследствие этого произошло изменение цвета.
По словам реставраторов, частично сохранившиеся росписи храма были выполнены в 30-е г.г. XIX в., что говорит о том, что Тимофей Медведев пришел в собор уже зрелым и опытным художником. Поздние работы Тимофея Медведева отличает глубокая продуманность в стилевом решении, их можно назвать поистине уникальными достижениями монументально-декоративного искусства того времени.
В 1886 г. архитектура собора претерпела изменения: он был окружен галереями, в восточных концах которых были пристроены одноглавые приделы — в честь преподобного Серафима Саровского и Феодоровской иконы Божией Матери.
После закрытия монастыря в 1923 г. здесь располагались стройтрест, воинская часть, турбаза. Печальным последствием нецелевого использования святыни стало полное запустение собора.
После возвращения обители Русской Православной Церкви главный храм удалось спасти от разрушения. Инициатором восстановления собора стала отошедшая ко Господу игумения Варвара (Чекоткова), при которой были отреставрированы кровля, купола с крестами, северный (Феодоровской Матери Божией) и южный (преподобного Серафима Саровского) приделы, проведено отопление.
Ныне начатое матушкой святое дело продолжает настоятельница обители игумения Даниила (Севериненко). В настоящее время ведется реставрация фресок работы иконописной артели Тимофея Медведева и его сыновей и воссоздание барочного иконостаса в главном приделе собора.
В соборе находится чтимая икона великомученика Феодора Стратилата из янтаря и жемчуга.
Своими трудами и непрестанными молитвами сестры стараются внести свой вклад в восстановление жемчужины обители — собора великомученика Феодора Стратилата. Но для его возрождения в былой славе и великолепии требуются общие усилия и значительные средства.
http://feodor-monastyr.ru/ru/o-monastire/hiden/sobor-velikomuchenika-feodora-stratilata