Переславль-Залесский. Феодоровский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Начиная с 1688 года Федоровский монастырь неоднократно посещал царь Петр Первый и члены царской семьи, принося в дар обители щедрые дары. В то время на Плещеевом озере, на берегу которого и раскинулся Переславль-Залесский, строилась «потешная флотилия» — начало будущего Российского флота. В 1692 году в монастырь поступила Наталия Взимкова, дочь дьяка Оружейной палаты, которая воспитывалась вместе с будущим царем Петром Первым. Наталия стала настоятельницей обители, и в период ее настоятельства в обители возводится Введенский храм (хотя в то время каменные постройки в других городах кроме Петербурга Петром были запрещены).
В 1710 году на средства царя Петра Первого и его сестры царевны Натальи Алексеевны в монастыре строится Введенский храм с двумя приделами: во имя иконы Божией Матери «Знамение» и в честь святых мучеников Андриана и Наталии. Церковь была выстроена на месте прежней каменной, разобранной за ветхостью. В храме находились уникально выполненные резные Царские врата 18 века, которые ныне нах одятся в Переславском музее. В церкви были похоронены: схимонах Сергий, строитель монастыря, монахиня Агафия Федоровна Ягужинская, жена генерал-прокурора Сената Павла Ягужинского и генерал, герой обороны Севастополя в Крымской войне 1853-1856 гг. Павел Семенович Соловьев.
Церковь представляет собой одноглавый четверик с трапезной палатой и просторными боковыми приделами. У храма три апсиды, урашенные скромными и изящными полуколонками. Такой же декор украшает и стены приделов. Четверик венчает одна глава, еще одна, поменьше, поставлена над трапезной. Стены церкви украшают наличники, характерные для своего времени. О том веке, в котором был выстроен сей храм, говорят и своеобразные окна-люкарны на конусовидной крыше, в виде неких выступающих архитектурных конструкций. При обновлении церкви в 1808 году, крыша была покрыта железными листами.
В годы Советской власти Федоровский монастырь разделил судьбу большинства православных обителей. Сначала его преобразовали в сельхозартель, а в середине 1920-х гг. вообще закрыли. Последнюю настоятельницу Федоровского монастыря — Олимпиаду (Георгиевскую) арестовали. Позже, отсидев свой срок, она доживала свои дни в сторожке на территории монастыря, в котором к тому времени находился дом престарелых.
С закрытием монастыря была закрыта и Введенская церковь. Уникальные росписи, которые украшали помещение этого храма практически сразу же погибли из-за повышенной влажности, так как в здании новые хозяева устроили баню и прачечную. Кроме того на момент возвращения обезображенного здания бывшей церкви открывшейся здесь православной обители, храм находился в плачевном состоянии. Стены были покрыты трещинами, фундамент практически рассыпался, с крыши постоянно в помещение попадала вода. Когда в стенах монастыря размещался Институт програмных систем РАН, помещение бывшей церкви планировали перестоить под клуб деловых встреч, но не успели — монастырь по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в 1998 году возвращен Русской Православной Церкви.
19 апреля 1998 года, в первый день Пасхи, в Введенской церкви была совершена первая литургия. Храм был капитально отремонтирован. Ныне в теплом Введенском храме ежедневно совершаются богослужения. В церкви находится чудотворная икона Андрониковской иконы Божией Матери. Икона названа в честь греческого императора Андроника Третьего Палеолога. В России она появилась при императоре Николае Первом. Вначале она хранилась в Зимнем дворце, затем в Троицком соборе города Санкт-Петербурга, где очень почиталась. Были отмечены случаи прозрения совершенно слепых. После революции 1917 года икона находилась в Казанском женском монастыре города Вышний Волочек. Ныне икона находится в Введенском храме, в деревянном киоте с ящичком для записочек.
www//pereslavl.ru/architecure/fedorov.htm

Введенская трапезная церковь известна в Феодоровском монастыре с давних времен. В 20-е г.г. XVII в. «храм поставили теплой, два престола Введение Богородицы да Николы Чюдотворца с трапезою да святые ворота». Деревянная Введенская церковь числится в переписных книгах 1635 г. В 1653 г. она сгорела и была восстановлена в 1655 г. с одним престолом.
В 1684 г. на прежнем месте была построена каменная Введенская церковь, которая, согласно архивным документам, представляла собой двухстолпную сводчатую трапезную, примыкающую к ней поварня с печью и крыльцо под шатром на столбах.
Значительные вклады стали поступать в монастырь в конце ХVII — начале XVIII в.в. В 1703 г. «две тысячи денег» пожаловала сестра Петра I Наталья Алексеевна. По указу митрополита Рязанского и Муромского Стефана прежнюю церковь разобрали, а новую на средства царевны Натальи принялись строить на другом месте. Сведения о переносе церкви подтверждаются сопоставлением имевшегося в монастыре плана 1694 г. с современным расположением храма.
Известная ныне Введенская церковь с приделами Знамения Божией Матери и святых мучеников Адриана и Наталии, упоминания о которой значатся в монастырских описях с первой половины XVIII в., была освящена в 1710 г.
В 1739-1766 г.г. церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы выглядела несколько иначе, чем в начале ХХ в. перед закрытием монастыря: деревянные паперти, тесовая кровля, железные кресты. В 1739 г. главы были крыты деревянной чешуей. Между 1739 и 1753 г.г. кровлю отремонтировали, покрытие глав заменили на чешую из муравленой зеленой черепицы, крест центральной главы — на ажурный золоченый. Полы в трапезной и на клиросах в приделах были мощены чугунными плитами, в главном алтаре и в трапезной — кирпичом, в приделах и на клиросе Введенской церкви полы были деревянными.
В 1752 г. произошла кража окладов и жемчуга из теплой Введенской церкви. Часть похищенного удалось вернуть, однако описи 1760-х г.г. свидетельствуют, что многие драгоценности с икон исчезли.
В 1766 г. в подмонастырной слободке случился пожар, который перекинулся на монастырь, нанеся наибольший ущерб приделу Адриана и Наталии, где рухнула часть свода и был испорчен иконостас.
В ходе ремонта, общая стоимость которого, согласно смете 1766 г., составила 1019 рублей 36 копеек, стены изнутри и снаружи были побелены известью, три деревянные крыльца-паперти отремонтированы в том же материале, кровли оставались деревянными, покрашенными в красный цвет, главы были покрыты деревянной чешуей, выкрашенной в зеленый цвет. Переосвящение придела святых мучеников Адриана и Наталии после ремонта произошло в 1778 г.
Деревянная кровля на Введенской церкви заменена железной «новою фигурою» с покраской в зеленый цвет в 1808 г. По описи 1830 г., вся кровля и главы были покрыты железом и выкрашены в зеленый цвет, кресты оставались прежними: на большой главе — ажурный золоченый, на придельных — гладкие железные, выкрашенные масляной краской.
В 1836 г. на трех главах Введенской церкви появились позолоченные звезды, а все кресты были также вызолочены. Цвет кровель и глав в XVIII-XIX в.в. остается зеленым. Отделка стен снаружи также была прежней — побелка известью. Белыми стены монастырских построек оставались на протяжении XIX столетия. Главы были выкрашены светло-серой краской в начале ХХ в., что видно на снимках С.М. Прокудина-Горского, сделанных в 1909-1911 г.г.
Иконостас во Введенской церкви до 1820-х г.г. оставался таким же, как в середине XVIII в., с обновлением декора серебрением и золочением с цировкой. После пожара 1766 г. иконостасы приделов были отремонтированы с сохранением форм начала XVIII в. Замена иконостасов в четверике и приделах происходит в 1830-е г.г.
Большой пожар в Федоровском монастыре, случившийся в 1866 г., повредил кровлю, окна и убранство интерьера Введенской церкви. В 1872–1873 г.г. на средства «доброхотных вкладчиков» делают новый иконостас в четверике, сохраняя в нем иконы 1830-х г.г., а придельные иконостасы полностью меняют к концу XIX в. на новые.
В 1860-е г.г. отопление изразцовыми печами было заменено на систему духового отопления. Для этого под полом трапезного храма был сделан подвал и установлена духовая механическая печь. Однако мощности печи для отопления здания не хватало, и в 1875 г. в одном из приделов устанавливают железную печь.
Полы заменены мозаичными на бетонном основании: в алтаре Введенской церкви, на амвоне и солее — в 1872 г., в приделах — в 1871 г. В 1888 году мозаичный пол сделан во всей теплой церкви.
После закрытия монастыря в 1923 г. в церкви располагались баня и прачечная. В день Святой Пасхи, 19 апреля 1998 г., состоялась первая Божественная литургия во Введенском храме после возвращения обители Русской Православной Церкви. В начале 2000-х г.г. церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы была отремонтирована.
В храме находится чтимый чудотворный Андрониковский образ Божией Матери.
http://feodor-monastyr.ru/ru/o-monastire/hiden/tserkov-vvedeniya-vo-khram-presvyatoj-bogoroditsy

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?