Федоровский монастырь — в прошлом один из самых знатных и богатых. Впервые упоминается в XV в. Заложен в память о жестокой битве в 1304 г. между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского Михаила Ярославовича. Битва произошла в день Федора Стратилата. В этом монастыре больше, чем в каком-либо другом, жилых и общественных каменных зданий XVII — XVIII вв. Среди них похожие друг на друга «Старые кельи» и «Новые кельи». Помещения первых этажей перекинуты сводами, на окнах узорные наличники. На втором этаже широкие оконные проемы без наличников.
Самое раннее сохранившееся сооружение монастыря — Федоровский собор 1557 г. Храм традиционен. Четырехстолпный, пятикупольный, главки тяжелые, луковичные по форме. Строительство собора связывают с рождением царевича Федора, второго сына царя Ивана Грозного, который согласно местному преданию появился на свет недалеко от Федоровского монастыря. В XVII в. монастырь стал женской обителью, и вся его история, все постройки связаны с именами женщин из царских семей, богатых и знатных дворянских родов. Перечислим лишь некоторые из них: мать Петра I Наталья Кирилловна, его сестра Наталья, царица Прасковья Федоровна — жена старшего брата Петра I Ивана. Все они жертвовали монастырю деньги и драгоценные вещи. В 1710 г. на средства Натальи Алексеевны построена Введенская церковь, а в 1714 г. — Казанская для престарелых и больных монахинь монастыря. В убранстве этих построек чувствуются веяния новой европейской моды, пришедшей с правлением Петра I.
Федоровский Переславский монастырь, 2 класса, общежительный, в городе Переславле. Основан в XV веке и сначала был мужским; в 1667 года стал женским. Соборный храм во имя святого Федора Стратилата построен в 1557 году. В монастыре находится гробница схимонаха Сергия, память которого чтится местными жителями совершением по нем панихид. При монастыре школа, больница и странноприимница.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Если ехать в Переславль со стороны Москвы, то почти при въезде в город с правой стороны путника встречает Фёдоровская женская обитель. Её храмы укрыты за высокой стеной и не очень приметны с дороги, зато прекрасно обозреваются с нескольких высоких точек города, например, с колокольни Горицкого монастыря. Как когда-то писатель М.М. Пришвин писал:»… любители старины с высоты этой колокольни наблюдают, кроме прочих церквей и монастырей, опять высоту, а на ней опять святыню — Федор на горе». Не случайно известный писатель назвал обитель Фёдором. Святой Фёдор Стратилат — прославленный воевода, в IV веке принявший мученическую смерть за христианскую веру. Так случилось, что в день памяти этого великомученика 8/21 июня в 1304 году в южных окрестностях Переславля произошла жестокая битва между москвичами и тверичами, претендующими на Переславль. Москвичи в союзе с переславцами одержали победу, в память которой решили поставить обитель. Монастырь, вскоре появившийся на горе в южной части города, получил название Фёдоровский. До нашего времени на территории этой обители сохранились три каменных храма и множество старинных жилых и хозяйственных построек. Большая часть зданий относится ко второй половине ХVII столетия, когда этот монастырь после тяжёлой эпидемии, сделавший одинокими многих женщин и девиц, был обращён в женский. До 1918 года имел официальный статус второклассной общежительной женской обители в Переславле Владимирской губернии. До 1667 года монастырь был мужским.
Самый древний на территории этой обители храм — внушительный по своим размерам пятиглавый собор во имя Фёдора Стратилата, возникший здесь в конце 50-х годов ХVI века. По преданию, появление этого храма связано с рождением сына Ивана Грозного — царевича Фёдора. Местная легенда объясняет возникновение ещё одного одноимённого сооружения в южной окрестности города. Согласно ей, царица разрешилась от бремени неподалёку от монастыря, где в честь этого события в ХVI столетии была поставлена сохранившаяся до наших дней Фёдоровская часовня, представляющая собой украшенный изразцами открытый шатёр на колоннах и называемая «Крест», видимо, по кресту, находившемуся здесь первоначально. Полон своеобразного очарования Фёдоровский собор монастыря, возведённый, вероятно, провинциальными зодчими. Он словно из старинной русской сказки: чуть отличающиеся по размеру боковые главы, нарядные галереи с крыльцами, как у древнерусских теремов. Когда-то в ризнице этого храма находилось немало серебряной и позолоченнной утвари, древних образов. Один из его киотов хранил большую икону «Богоматерь Иерусалимская», написанную Иваном Улановым. Храмовой иконой, располагавшейся в иконостасе, был заказанный Иваном Грозным в Москве образ «Фёдор Стратилат в житии». Эти иконы, помещённые в ХХ веке в коллекцию Переславского музея, уцелели как памятники искусства. А опустевший за последнее столетие главный храм обители частично сохранил старинную роспись лишь по стенам и сводам. Две другие монастырские церкви — во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и предназначенная для престарелых монахинь Казанская церковь — возникли здесь в 1710-1714 годах благодаря средствам, пожалованным царевной Натальей Алексеевной, сестрой Петра I.
Среди других построек — так называемые Старые и Новые кельи, больничный и настоятельский домик, кузница, часовня-колодец, странноприимный дом, регентская изба… Они могли бы многое рассказать из длительной и удивительной истории этой древней обители. Например, о том времени, когда по указу царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича этот монастырь стал местом заточения многих женщин: раскольниц, неверных жён или имевших пристрастие к горячему зелью. Из маленького оконца монастырских келий когда-то смотрела на ставший недоступным для неё мир и супруга генерал-прокурора Сената Анна Фёдоровна Ягужинская (в пострижении Агафья), обвинённая в неверности и церковном мятеже. Для неё, неоднократно пытавшейся бежать, переславская обитель стала настоящей тюрьмой. А где-то рядом в кельях несколько десятилетий находились покои воспитанницы Натальи Кирилловны — загадочной Натальи Взимковой, с восемнадцатилетнего возраста жившей в Фёдоровском монастыре на особом положении «знатной и весьма богатой монахини-вкладчицы», сделавшей немало даров в казну и ризницу своей обители. Здесь впервые Пётр I ввёл немецкое ткачество, и согласно царскому указу освоенный опыт прядения насельницы передавали другим сёстрам.
Особое восхищение вызывало создаваемое в стенах монастыря искусное золотоплетёное кружево. Многочисленные монахини выполняли и другие монастырские работы. В те времена Фёдоровская обитель была под покровительством царской семьи, представители которой, бывая здесь, делали богатые вклады. В начале ХХ века женский монастырь во имя великомученика Фёдора Стратилата среди остальных обителей Переславля выделялся зажиточностью и большой численностью насельниц. В нём проживало около пятисот сестёр. Обители принадлежало три пустыни — Алексеевская, Берендеевская и Воскресенская, где велось хорошо поставленное хозяйство. Игуменьей монастыря перед событиями Октября 1917 года являлась Олимпиада Матвеевна Мохова — вдова богатого московского купца. По отзывам современников, она была «женщиной энергичной, с практическим складом ума и твёрдым характером, с большими связями в московских духовных и купеческих кругах».
В 1918 году территорию монастыря заняла детская исправительная трудовая колония. Но обитель всё же продолжала существовать как сельскохозяйственная трудовая артель, и игуменья Олимпиада для её сохранения прилагала всю свою энергию. Но в 1923 году вопрос был решён не в пользу монастыря. Любившая монастырское благолепие Олимпиада Матвеевна тяжело переживала время закрытия обители. Её, некогда пользующуюся почётом в городе и не принявшую новый уклад жизни, выслали за пределы Переславского уезда. Но позднее она всё же вернулась в ставший для неё родным Переславль и прожила остаток своей жизни с двумя бывшими монахинями в сторожке церкви Петра Митрополита. А в пострйках Фёдоровского монастыря большую часть ХХ века проживали сначала трудные подростки, затем группа инвалидов и горожане, не имевшие собственного жилья. Долгое время эту обитель занимало военное ведомство. Ещё позже — строительный трест и турбаза. Последним владельцем был Институт Програмных Систем РАН. В 1967 году в тогда бывшем монастыре проводилась реставрация, что в некоторой степени позволило сохранить часть старых строений. А в 1998 году Фёдоровскую обитель передали Русской Православной Церкви, первоначально — в ведение действующего Никольского монастыря.
19 апреля 1998 года, в первый день Пасхи, во Введенской церкви была совершена первая литургия. Богослужения совершались только в тёплое время года. 12 сентября 1999 года на праздник святого благоверного князя Александра Невского, после восстановления системы отопления и ремонта храма, состоялась первая Божественная Литургия. 25 декабря 1999 года архиепископ Михей совершил освящение центрального престола Введенской церкви. Сегодня насельниц в монастыре — 20 сестёр. В 2004 году к 700-летнему юбилею обители привели в порядок Фёдоровский собор, установили в нём временный иконостас. А совсем недавно на территории обители восстановили церковь во имя Казанской Божьей Матери. От прежнего благолепия в храмах, конечно, ничего не осталось. Сейчас в Фёдоровском монастыре много пожертвованных икон. Среди них — святыня, недавно ставшая известной, — небольшой чудотворный образ Божьей Матери, литографическая копия родовой иконы греческого императора Андроника III, вывезенной в Россию в 1839 году. В 2005 году, перед Рождеством, Введенская церковь Фёдоровского монастыря наполнилась благоуханием: Андрониковская икона, находящаяся в старинном киоте, начала источать сильный благодатный аромат, особенно ощущаемый вблизи чудотворного образа. Он долгое время не покидал храм, даруя верующим надежду и помощь. Теперь во время посещения обители в Введенской церкви многие пишут Божьей Матери о своей боли, помещая записку в переполненный ящичек киота Андрониковской иконы Богоматери.
Из книги Ермакова Н.Н.: Древний, многоликий православный Переславль. Переславль-Залесский, 2017
Феодоровский женский монастырь, как и вся русская православная церковь прошел не простой путь. Заложеный в 1304 г. на месте битвы между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского князя Михаила Ярославича, по сей день он является достойным украшением не только Переславля-Залесского, но и всего Золотого кольца.
Монастырь предположительно был основан в 1304 г. на месте битвы между Переславско-Московской и Тверской дружинами, которая, согласно летописи, состоялась 8 июня 1304 г. (по старому стилю), в день памяти вмч. Феодора Стратилата.
В 1511 г. московский князь Василий Иванович IV жалует монастырю деревни и пустоши.
В 1551 г. царь Иван Васильевич Грозный дарует монастырю «слободку Ямскую, свое дворцово село Ивановское, да село Петровское, да 500 рублей на монастырское строение по сыне своем Иване».
В 1552 г. царь Иван Васильевич пожаловал игумена Макария с братией «есми пустошами и деревнями».
В 1557 г. в память рождения сына своего Фёдора царём Иваном Васильевичем был построен каменный храм во имя святого великомученика Фёдора Стратилата.
20 июня 1561 г. царём Иваном Васильевичем была дана «жалованная льготная Федоровскому монастырю на сельцо Фёдоровское и село Половецкое».
В 1587 г. царь Фёдор Иоаннович «пожаловал сюда вотчину селу Ильинское с деревнями».
В начале ХVII столетия, при нашествии польско-литовских войск, монастырь значительно пострадал от разорения.
С 1622 по 1628 г.г., во время правления игумена Рафаила, по государеву приказу была выстроена деревянная рубленая ограда с восемью башнями, тёплый храм Введения Богородицы и святителя Николая Чудотворца с трапезною.
В 1655-1659 г.г. игумен Порфирий переделал храм после пожара 1655 г.
В 1654 г. случилось сильное моровое поветрие.
20 июля 1667 г. Феодоровский мужской монастырь был обращён в женский по повелению великого государя царя Алексея Михайловича и Патриарха Иосифа.
Управление монастыря было поручено наместнице Иринархе, в ведении которой находилось 150 стариц.
В 1681 г. при игумении Клеопатре (1680-1686) строителем схимонахом Сергием была построена каменная ограда и начато строительство колокольни.
В 1684 г. деревянный Введенский храм был перестроен и освящён в камне строителем схимонахом Сергием.
В 1710 г. на средства сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны был заново построен тёплый Введенский храм с двумя приделами во имя Знамения Божией Матери и во имя святых мучеников Адриана и Наталии.
В 1714 г. было закончено строительство храма Казанской Божией Матери на её же вклады. В последствие при церкви был построен больничный 2-этажный корпус с переходом в храм.
К середине ХVIII в. монастырь достиг наивысшего своего расцвета, пользовался покровительством дома Романовых, имел подворье в г. Москве.
В 1825 г. были построены настоятельские 2-этажные кельи из погоревшего бывшего больничного корпуса, что был при Казанской церкви.
В 1865 г. при игумении Максимилле купец Авраамий Ушаков выстроил 2-этажный корпус для живущих в монастыре сестёр.
С 1875 г. управляла монастырём игумения Евгения.
В 1876 г. при ней строился каменный корпус в северной части монастыря на средства Елизаветы Осиповны Молчановой. Был возведён 3-этажный корпус трапезной, приходская школа для девочек, рукодельная, каретный сарай с жилым помещением, два колодца, рядом с монастырём 3-этажная каменная гостиница.
Игумения Евгения устроила три пустыньки: Алексеевскую с церковью во имя Святаго Алексия Человека Божия и колокольней при ней; Воскресенскую с «благолепным храмом»; недалеко от станции Берендеево третью пустыньку с храмом в честь Всех Святых. При каждой пустыни были учреждены церковно-приходские школы.
Прекрасный певческий хор монахинь пользовался особым почтением Царя Николая II, который неоднократно брал его с собой в заграничные поездки.
В 1923 г. монастырь был закрыт, его занимали различные организации.
В 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Никольскому женскому монастырю были переданы храмы и здания Фёдоровского женского монастыря.
19 апреля 1998 г. на праздник Святой Пасхи состоялась первая Божественная литургия в церкви Введения Пресвятой Богородицы. Богослужение совершалось весь тёплый период года.
26 августа 1999 г. указом архиепископа Ярославского и Ростовского Михея № 89 служащим священником обители был назначен священник Александр Алексеев.
12 сентября 1999 г. на праздник Святого благоверного князя Александра Невского после восстановления системы отопления и ремонта храма, состоялась первая Божественная литургия.
Осенью 1999 г. была устроена котельная в 2-этажном келейном корпусе «у северной стены», в котором были размещены сестры. В деревянном Доме паломника выстроены печи.
23 декабря 1999 г. указом архиепископа Ярославского и Ростовского Михея № 121 Фёдоровский женский монастырь стал считаться приписным к Никольскому женскому монастырю. Настоятельницей назначена игумения Евстолия (Афонина).
25 декабря 1999 г. архиепископ Ярославский и Ростовский Михей совершил освящение центрального престола Введенской церкви.
http://feodor-monastyr.ru/ru/o-monastire
Святые ворота
Попасть на территорию монастыря можно через парадные ворота, призванные не только стать входом в обитель, но и разделить два мира — мирской и монашеский. Находятся святые ворота в северной стене. Они обращены одновременно и к городу, и к дороге, ведущей в столицу. До сих пор точное время их сооружения установить не удалось. Судя по кирпичу и характеру кладки, святые ворота были построены одновременно с примыкающими к ним участками монастырской стены.
В прошлом над кирпичным четвериком ворот возвышалась деревянная восьмигранная надстройка, увенчанная главкой. Найденные монастырские документы дают основания полагать, что исторически церкви над воротами не было, хотя её, вероятно, все же собирались возвести. Предположительно, планы так и не были осуществлены из-за недостатка средств.
Первое упоминание о тогда еще деревянных святых воротах относится к XVII в.: они были построены при игумене Рафаиле (1622-1628) в бытность монастыря мужским. Найденные архивные документы говорят, что в 1622–1623 г.г. по приказу Михаила Федоровича обитель была огорожена: вокруг монастыря возвели деревянную стену с восемью башнями. В плане Феодоровского монастыря, составленном 12 марта 1694 г., находим обозначение святых врат.
Во второй половине XIX в. к восточной стене ворот примкнула одноэтажная пристройка, и рядом с ней было построено двухъярусное сооружение типа восьмерик на четверике, по своему облику напоминающее часовню, где в начале XX в. на первом этаже помещался колодец, а на втором ярусе находился водонапорный бак. В некоторых источниках до сих пор здание именуется часовней-колодцем.
Стены святых ворот и свод, перекрывающий проезд, построены из крупного большемерного кирпича; при этом использован известковый раствор. Кирпич пристроек меньше по размерам. В нижних рядах положены большемерные кирпичи, вероятно, повторного использования.
Интересным образцом классического русского зодчества являются фасады ворот, украшенные несложными карнизами с поребриком. С севера и юга проезд обрамлен спаренными колонками. Наружные стены пристроек отличаются живописностью и имеют характерные для второй половины XIX в. декоративные детали, повторяющие мотивы древнерусской архитектуры.
Во время реставрации в 2000-е г.г. давний замысел получил свое воплощение: святые ворота были увенчаны одноярусной звонницей.
http://feodor-monastyr.ru/ru/o-monastire/hiden/svyatye-vorota-feodorovskogo-monastyrya