Сорокасвятская церковь. 1755.
Излюбленный уголок для живописцев в Переславле – место впадения реки Трубеж в озеро, где на речной глади отражается стоящий на берегу красивый храм. Церковь Сорока Святых была построена во второй половине XVIII века, в период подъема церковного строительства на средства московских купцов Щелягиных. Некоторые исследователи предполагаю, что нижний этаж более раннего происхождения. Но особо привлекает вниманием декоративным убранством верхняя часть церкви. С незапамятных времен на этом месте стояло два деревянных храма – «Церковь Святых Четыредесять Мученик на Посаде» (упоминается в 1628 году) и в честь Покрова Пресвятой Богородицы (с 1652 года). В приходе второй церкви значилось 82 двора. В 1755 году на средства московских купцов Максима и Ивана Щелягиных, построили новый каменный храм с приделом Рождества Богородицы. В приходе церкви состояло около 200 человек. В начале ХХ века в храме появились росписи, выполненные переславским мещанином В.П. Шеманаевым. После революционных событий храм взял в свое ведение приходской совет. Летом 1919 года в церкви случился пожар, и особенно пострадала настенная живопись из-за копоти ее невозможно было рассмотреть.
Службы в храме продолжались, когда 1922 году ВЦИК издал указ об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. Власти опасались препятствий со стороны священства и верующих. Митрополит Сергий был вынужден обратиться к православной пастве Владимирской епархии, куда входил Переславль, с воззванием: «…И покорностью благой воли Божией спокойно подчинимся необходимости расстаться с любезными нам благолепием наших храмов, чтоб хоть этим покрыть вопиющую нужду… Без золота и серебра храмы наши останутся храмами, а святые иконы – святыми иконами». Прибывший в апреле 1922 года в Сорокосвятскую церковь комиссию по изъятию церковных ценностей встретил священник Леонид Гиляревский, церковный староста П. Федосеев и несколько человек верующих. Ознакомившись с описью, комиссия удостоверилась, что в храме имелось только два комплекта богослужебного имущества для двух имеющихся в церкви престолов, и ничего лишнего. Тогда комиссия обратила свое внимание на серебряное кадило. Староста и верующие попросили оставить его, так как единственное, кроме того имевшееся в церкви медное кадило давно пришло в негодность. Комиссия удовлетворила просьбу верующих. Следующий выбор пал на Евангелие XVII века в серебряном окладе. Впоследствии этот предмет все же не переплавили и не продали за границу. Лишь благодаря непреклонности директора Переславского музея М.И. Смирнова предмет, как и многие другие ценности, остался в музейной коллекции. Подлинный патриот и знаток своего края, сын священника, этот человек не избежал судьбы многих выступающих в столь сложное время в защиту памятников истории и архитектуры – в январе 1930 года по ложному навету М.И. Смирнов был арестован и на 3 года сослан в Туруханский край. Свои научные изыскания он продолжил в Сергиевом Посаде.
В 1930-е годы приход Сорокасвятской церкви был довольно большим – более 150 человек. Несмотря на это в конце 1930-х гг. храм закрыли, и долгое время там располагались спасательная станция и слесарные мастерские. Несколько удаленное от центра города, интересное архитектурное сооружение сохранилось до наших дней. Службы в церкви возобновились лишь в 1996 году.
Н. Ермакова «Храмы Переславля: существующие и утраченные». — Славпринт, 2004 год
На левом берегу реки Трубеж, в самом её устье возвышается каменный храм в честь Сорока мучеников с пределом Рождества Богородицы. Церковь существовала в нач. XVII в. В патриарших окладных книгах 1626 г. написано: «Церковь Святых Четыредесят Мученик на посаде… дани восемь алтын, четыре деньги, десятильничтих гривна».
В 1652 г. при этой церкви была построена другая тёплая церковь и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В писцовых книгах 1653 г. в приходе, при этих церквах, записано 82 двора, а в переписных книгах 1703 г. значится при них священник Иоаким Семенов, в приходе 82 двора, пашни церковной десятина с третью, сена 9 копен.
В 1726-1727 г.г. обе церкви – и холодная и тёплая, оказались ветхи, служить в них стало невозможно и, по просьбе священника Ивана Стефанова с прихожанами, разрешено было устроить новые деревянные же церкви, которые в 1728 году были устроены и освящены. Холодная церковь была освящена в то же наименование, а тёплая – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Вместо этих двух деревянных церквей в 1755 г., на средства Московских купцов Максима и Ивана Щелягиных построен каменный храм, ныне существующий. Престолов в нём два: в холодной в честь Сорока мучеников, а в приделе тёплом – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Утварью, ризницей, святыми книгами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. На каждом из священных сосудов, на потире, сохранилась надпись: «В 1770 г. построены сии сосуды в Переславль-Залесский в рыбную слободу к церкви Четыредесят Мучеников в помин души Государева духовника протопресвитера Благовещенского Феофана Феофилактовича…»
Сохранились надписи и на некоторых богослужебных книгах, например, на Минее написано: «203 (1695). Спасского собора, что у великих государей вверху, диакон Прокопий Феофанов дал сию книгу в Переславль-Залесский в рыбную слободу в церковь Св. Четыредесяти Мучеников по своих родителех во веки неотъемлемо». Подобная же надпись эта 1734 г. есть и на Служебнике. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 г., исповедныя росписи с 1809 г. Особого причта при этой церкви нет; богослужение и требы отправляет причт Введенской церкви, к которой данная церковь приписана с 1873 г. В приходе по клировым ведомостям числится 205 душ мужского пола и 199 женского; все православные. Бывшая при церкви земля, показанная в писцовых книгах, в 1846 г. отобрана в ведомство, в котором состоит Рыбная слобода.
В 1805 г. ко храму Сорока мучеников был рукоположен учитель, а позднее инспектор Переславского Духовного училища Никита Ильич Безсонов. В 1824 г. он был назначен настоятелем Преображенского собора и возведен в сан протоиерея. Иван Козьмич Филипповский после окончания богословского отделения Владимирской духовной семинарии в 1812 г. — священник Четыредесятской (Сорока мучеников) церкви г. Переславля, скончался 15 апреля 1865 г. С 1850 г. священником Четыредесятской церкви Переславля был назначен Андрей Иванович Сахаров. В 1866 г. он был переведен к Смоленской церкви Переславля. Скончался 14 октября 1889 г.
С 1873 г. церковь Сорока мучеников г. Переславля была приписана к соседней Введенской Церкви. Особого причта при храме Сорока мучеников не было, богослужение и требы отправлял причт Введенской церкви. В 1876 г. в объединенном из двух храмов приходе служили священник Димитрий Черевский и пономарь Никита Рунов. Приход Введенской и Четыредесятской церквей в то время состоял из 278 душ только мужского пола. В 1880-х г.г. приход церкви Сорока мучеников снова обрел самостоятельность. С 1895 по 1907 г.г. в храме Сорока мучеников Севастийских совершал своё служение Евгений Елховский. Трудами Священномученика в храме появились настенные росписи, храм во многом преобразился. Мученическая кончина за Христа протоиерея Евгения Елховского последовала 29 октября 1937 года. В 1916 г. в храме служил священник Леонид Веселовский. Владимир Евгеньевич Елховский вспоминал, что в голодном 1918 г. «отец Леонид Веселовскии ещё по лету уехал от голода куда-то на юг со всей семьёй. Был слух, что в пути его семья растерялась, жена умерла». На его место временно управляющим приходом епископ Дамиан назначил о. Евгения Елховского.
В 30-х г.г., несмотря на большой приход (150 человек), храм был закрыт. Последнего священника протоиерея Леонида Гиляревского расстреляли. В последствии в храме располагались библиотека, слесарные мастерские, а в последнее время спасательная станция.
В 1995 г. по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея храм Сорока мучеников Севастийских вновь был открыт, в храме возобновились богослужения.
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/pereslavl/p/67-1-0-1681