Переславль-Залесский. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская).

Смоленско-Корнильевская церковь 1694-1705 гг. Немалая часть ныне действующих церквей Переславля находится на святых местах, где в древности стояли монастыри. К ним относится и расположенная в западной части города на улице Гагарина Смоленско-Корнильевская церковь. До 1764 года здесь существовал мужской монастырь, известный под именем «Борисоглебскаго что на Песках». Предположительно эта обитель была основана в 1252 году после нашествия на Переславль татар и погребения на этом месте переславского воеводы Жидиславы и тверской княжны. Расцвет Борисоглебского монастыря пришелся на XVI век. В начале XVII века древний монастырь был разорен поляками – «… гордые паны немало поживились от этого монастыря, разорив его до неузнаваемости». В 1642 году благодаря иеромонаху Адриану обитель была восстановлена. Борисоглебский монастырь «что на Песках» связан с именем почитаемого в Переславле святого Корнилия Молчальника (в миру — Конон). Корнилий Переславский родился в Переяславле-Рязанском (Рязань) в купеческой семье во второй половине XVII века. Оставив дом родителей он первоначально жил в Лукьяновой пустыни, после чего перешел в Борисоглебский монастырь, где принял пожизненный обет молчания. Умер в июле 1693 года, облекшись перед смертью в схиму. Вскоре на территории обители на средства царевны Натальи Алексеевны началось строительство каменного храма в честь Смоленской иконы Божьей Матери с приделом Бориса и Глеба. В 1705 году отрыли мощи Корнилия и поместили в только что отстроенную церковь. До 1744 года Борисоглебский монастырь принадлежал Синодальной области, а позднее был приписан к Переславской епархии. В 1750 году от имел 48 душ крестьян и вносил 1 рубль 50 копеек на содержание семинарии в Переславле. В 1764 году обитель упразднили, а церковь обратили в приходскую. При ней располагалось кладбище, где были захоронены многие видные горожане, в том числе и Городской Голова Андрей Алексеевич Темерин (1790-1824 гг.) Смоленско-Корнильевская церковь с трапезной палатой, «покоями» (корпусом келий) и колокольней большей частью сохранилась. Обращает на себя внимание богатый карниз келий и горизонтально расчлененные пилястры. Композиция самой церкви типична для своего времени конца XVII – начала XVIII вв. В прошлом убранство храма также было типично для своего времени – столярной работы иконостас с резными царскими вратами, где изображалось осязание Воскресшего Спасителя Апостолом Фомою. В приделе справа от алтаря находилась гробница Преподобного Корнилия, на ней – четки святого. Из образов, находящихся в церкви, особо почиталась окрестными жителями икона 7 спящих отроков. Постоянных прихожан было более 100 человек. В отличие от многих других храмов, закрытых в первые годы после переворота 1917 года, Смоленско-Корнильевская церковь принимала прихожан почти до начала Великой Отечественной войны. Затем использовалась как склад. В 1960-е годы горел и частично был расхищен храмовый иконостас. Вплоть до середины 1970-х годов в кельях и трапезной проживали люди. В 1988 году обрушилась церковная колокольня. В 1996 году Корнильевская церковь, а позднее и мощи святого Корнилия, были переданы Никольскому женскому монастырю.

На месте, где находится церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери, до 1764 г. существовал мужской монастырь, известный под именем «Борисоглебского, что на Песках». До 1744 г. Борисоглебский монастырь принадлежал к Синодальной области, а в этом году приписан к Переславской епархии. В 1744 и 1755 гг. имел 48 душ крестьян. В 1764 г. монастырь упразднен, и церковь обращена в приходскую.
Существующая Смоленская церковь начата постройкою, по благословению патриарха Адриана, при строителе иеромонахе Адриаде в 1694 г. на монастырские средства и на средства доброхотных дателей. Окончена постройка в 1705 г. и церковь освящена была Димитрием, митрополитом Московским. При этой церкви находились покои каменные о двух этажах, и на них каменная колокольня. Престолов в церкви два: в холодной – в честь Смоленской иконы Божией Матери, в приделе теплом – во имя св. благ. князей Бориса и Глеба. На царских вратах главного храма находится резное изображение «осязания Воскресшего Спасителя ап. Фомою».
В приделе по правую сторону алтаря находится гробница преп. Корнилия; на верхней деке ее образ преподобного. Гробница деревянная, с сенью вверху; по сторонам четыре резных ангела, при гробнице хранятся четки преподобного. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон замечательны древняя храмовая икона Смоленской Божией Матери, в 1889 г. на нее сделана драгоценная риза; икона «7 спящих отроков», эта икона особенно чтится окрестными жителями.
Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1780 г., исповедные росписи с 1816 г. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получается: от земли сеном и разными продуктами на 100 руб., процентного капитала 107 руб. и от служб и требоисправлений 550 руб., а всего до 750 руб. в год. Причт живет в церковном доме, устроенном в связи с церковью. В приходе по клировым ведомостям числится 47 душ муж. пола и 58 жен.
В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 2. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1895 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?