Церковь Симеона Столпника (1771 г.) — нарядное, под ажурными крестами двухэтажное сооружение. Венчается пятью небольшими главками. На первом этаже размещается теплый зимний храм, на втором — летняя церковь. К храму примыкают шатровая колокольня и одноэтажная сторожка, лишенная нарядных деталей. Окна на этажах отличаются размерами и наличниками.
Семионовская церковь. 1771 г. Семеновская церковь расположена в центре города на углу Ростовской (Семеновской) и Кошелевской улиц. Построенная в характере провинциального барокко, с шатровой колокольней, своим декоративным убранством она особо привлекает внимание. Храм двухэтажный – в первом этаже устроен теплый зимний храм, на втором этаже – летняя церковь. Рядом одноэтажная сторожка, соединенная с церковью аркой ворот. Упоминания о существовании в Переславле одноименной деревянной церкви встречаются уже в начале XVII столетия. В патриарших окладных книгах за 1628 год отмечено: «церковь Семиона Столпника… дани три алтына с деньгою, десятильничьих гривна». По писцовым книгам за 1635 год за этой церковь значилось «два двора поповых, два двора дьяконов и в приходе 23 двора посадских, сена церковнаго 5 копен». По переписным книгам 1703 года священником церкви был Иван Тимофеев, «а сена по реке Трубежу Федоровской мельницей копен с 5, причетников и пашенной земли нет». В 1724 году в Переславле погибли в пожаре «многия Св. церкви и множество дворов и торговые ряды все без остатку», тогда же сгорела и церковь Симеона Столпника. Из прошения, поданного в синодальный казенный приказ священником этой церкви Сергием Стефановым, видно, что когда-то она «построена была обещанием блаженныя памяти царя Федора Алексеевича», и что вся церковная утварь сохранилась от пожара.
С 1771 года с разрешения епископа Переславского Геннадия, на средства прихожан на том же месте построили новую каменную церковь Симеона Столпника. В ее приходе по клировым ведомостям значилось около 150 человек. В первое десятилетие после Октября 1917 года церковь Симеона Столпника разделила судьбу многочисленных православных храмов Советской России. Голод в Поволжье и Крыму в результате засухи стал поводом к тому, что в феврале 1922 года государство потребовалао сдачи церковных ценностей. На деньги, вырученные от продажи, правительство намеревалось снабжать продовольствием голодающих. Созданной в Переславле комиссии по изъятию церковных ценностей пришлось считаться с местным населением, которое с самого начала очень отрицательно отнеслось к изъятию вообще. В Симеоновской церкви комиссия отобрала 12 серебряных предметов – оклады от двух евангелий, кресты XVIII века, дарохранительницу 1788 года, кадило, ризы с икон и потиры. Эти предметы предполагалось отправить в уездный финансовый отдел. Директор музея М.И.Смирнов имел на руках мандаты от Главмузея и от зав.Отделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса И.Н.Троцкой, давшие ему право отбирать и оставлять все исторические и художественные предметы в музее. В данном случае комиссия была бессильна, и половина ценностей сохранилась в музее. Сегодня они являются памятниками искусства и старины.
В начале 1929 года духовенство объявили политическим противником ВКПб, выполняющим задания для контрнаступления на мероприятия Советской власти. Чуть позднее в средствах массовой информации появились статьи на антирелигиозную тему. Из них следовало, что весеннее-летние церковные праздники срывают сельскохозяйственные работы, а колокольный звон мешает слушать радио. Переславль-Залесское Отделение связи в июле 1929 года вынесло на заседание президиума Горсовета ходатайство о принятии срочных мер к закрытию церкви Симеона Столпника, как мещающей колокольным звоном работе Отделения. Для установления «факта мешаемости» создали комиссию под руководством наальника городской милиции. После проверки комиссия постановила «воспретить производить звон на колокольне Симеоновской церкви, как мешающей работе телеграфа». Через год в Переславле стали снимать и отправлять в Рудметалторг монастырские колокола. Немного позднее та же участь постигла и другие церкви. При снятии колоколов с колокольни церкви Симеона Столпника в западном и северном оконных проемах в нижней части с обеих сторон была выломана чать стены.
В начале 1930-х гг. в храме разобрали иконостасы как поздние, XIX века. Повсеместно происходили разрушения, и сотрудники музея поспешили вывезти из Симеоновской церкви в музей деревянную резную скульптуру. К этому времени церковь уже была закрыта. Когда решался вопрос о ее дальнейшей судьбе, комиссия во главе с представителем комитета по охране исторических памятников при Президиуме ВЦИК А. Голосовым установила, что памятник имеет сходство с Московской Сухаревской башнй и представляет собой архитектурный интерес. Некоторое время Переславская Симеоновская церковь значилась в списке памятников в Комитете при ВЦИК. В первой половине 1930-х гг в ней размещался клуб строителей. Затем храм сдавался в аренду Переславскому торгу: верх – под красный уголок, них – под склад товаров. Позднее в этом здании был устроен Народный театр, который существовал там и в 1980-е гг. В 1992 году церковь Симеона Столпника вновь стала действующей. Вновь с ее колокольни в центре города слышен звон колоколов. На фоне многих других разрушенный в 1930-гг в Переславле храмов – Сергиевской, Духовской,Варваринской и др., Симеоновской церкви повезло – ее не взорвали. И по сей день она является украшением города.
Н. Ермакова «Храмы Переславля: существующие и утраченные», Славпринт, 2004 г.