Владимирский собор и церковь Александра Невского были построены в 1740-х годах на средства переславского купца Ф. Угрюмова и располагались на территории Богородицко-Сретенского Новодевичьего монастыря. Во второй половине 18 века, в связи с упразднением Переславской епархии, небогатая обитель была закрыта, а ее храмы обратили в обычные приходские церкви. В начале ХХ века после капитального ремонта просторный Владимирский храм стал Новым Городским собором, и к нему приписали старый Спасо-Преображенский собор. Церковь Александра Невского и Владимирский собор были наполнены богослужебной утварью — серебряными потирами, дарохранительницами, иконами 16-18 вв. и пр. При них стояла колокольня в виде высокой круглой башни с хорошим набором колоколов, слышимых далеко за пределами города. Когда в 1918 году в Переславле вновь была создана епархия, почти все архиерейские службы проводились во Владимирском соборе, именуемом тогда кафедральным. Но это длилось недолго — после всеохватывающего изъятия церковных ценностей многие приходские церкви закрылись, в связи с чем прекратила свое существование и Переславская епархия.
В 1920-е годы Владимирский собор и церковь Александра Невского находились в ведении религиозного общества, ядро которого составляли 19 человек. В ноябре 1925 года, минуя сторожа, в собор проникли воры. В числе похищенных ценностей оказались серебряные оклады и украшенные камнями венцы с икон Печерской Божьей Матери и Спаса Нерукотворного 17 в., дарохранительница 18 в. Общий вес похищенного серебра составил около 10 фунтов. Расследование не дало никаких результатов. Владимирский собор был закрыт в 1929 году, когда в стране началась активная антирелигиозная пропаганда. Уже в ноябре этого года на заседании Президиума Переславль-Залесского Городского Совета подняли вопрос о сносе колокольни и ограды собора, расположеных в «самом центре проезда 1-ой Советской улицы». В это время церковь Александра Невского и Владимирский собор использовались под центральную библиотеку и Дом физкультуры, а колокольня, уже без колоколов, пустовала. По плану будущего Переславля, выполненного Картоиздательством НКВД, предполагалось расширение Пушкинского сквера за счет соединения его с площадкой физкультуры, оборудованной в ограде собора. Это было возможно только при условии сломки ограды. Спустя некоторое время на постановление Переславль-Залесского Городского Совета о сломке колокольни и ограды Владимирского собора Главнаука ответила согласием, и в 1933 году эти строения исчезли с лица земли. Позднее планы Городского Совета в отношении Дома физкультуры изменились, и по разрешению экспертного Совета Ярославского Горкомунотдела произвели внутреннюю реконструкцию Владимирского собора под хлебопекарню. К этому времени внутри храмов от прошлых столетий почти ничего не осталось: живопись 19 века в соборе сильно попортилась, не было иконостасов. Вокруг здания лежал строительный мусор. Дальнейшая судьба храмов была неясна.
В 1936 году для осмотра состояния и использования «исторического памятника Городских соборов — Александра Невского и Владимирского» прибыла комиссия. Ею было отмечено, что данные памятники расположены рядом с собором и валом 12 века, а также с церковью Петра Митрополита 16 века, что являлось очень интересным архитектурным комплексом с точки зрения развития истории русской архитектуры. В связи с этим Владимирский собор и церковь Александра Невского были сохранены.
Начиная с 1990-х г.г., в храмах вновь возобновилось Богослужение, и стараниями местных священнослужителей здесь была открыта первая после Октября 1917 года православная гимназия. О том же, что рядом с Красной площадью в Переславле когда-то располагался монастырь, нам напоминает лишь оставшийся фрагмент монастырской стены со сторожкой. А фундамент церковной колокольни оказался под расширенным полотном Ярославского шоссе.
Использованы материалы сайта museum.pereslavl.ru
Церкви были обнесены оградами со святыми воротами и башенками (ограда частично сохранилась со стороны Александровской церкви). Были хозяйственные корпуса, а между церквями находилась круглая трехъярусная колокольня с миниатюрной главкой, разрушенная в 1933 году.
В черте Переславского Кремля, близ Красной площади, невозможно не обратить внимание на два высоких пятиглавых храма, одним из которых является собор Владимирской иконы Божией Матери. Наблюдательный путешественник обязательно заметит и находившийся справа от церквей небольшой участок старинной монастырской ограды, подсказывающей, что здесь некогда располагалась обитель. В прошлом эта территория принадлежала девичьему монастырю, носившему название Сретенско-Владимирский и Богородицкий.
Обитель, находившаяся в Кремле, как и другие переславские монастыри, первоначально была выстроена из дерева. Сохранившиеся до наших дней две похожие друг на друга величественные каменные церкви с необычными большими маковицами на тонких вытянутых барабанах, выросли здесь в 40-х годах ХVIII века на средства переславского фабриканта Филиппа Фадеевича Угрюмова. Чуть позже он основал самую крупную в округе полотняную мануфактуру (1758), на которой работало более 1000 человек и использовалось 200 ткацких станков. Через несколько десятилетий небогатую девичью обитель упразднили (1764), а её храмы стали приходскими. Но внешний облик закрытого монастыря долго не менялся. Ещё в прошлом столетии с Красной площадью соседствовали монастырские башни и стены, жилые и хозяйственные строения обители. Между пятиглавыми храмами в виде высокой круглой башни стояла колокольня, красивый звон колоколов которой слышился далеко за пределами города. В начале ХХ века собор Владимирской иконы Божьей Матери отреставрировали и украсили двумя изящно выполненными иконостасами, где были помещены «прекрасные копии Васнецовских икон». Средства для этих благих целей выделил фабрикант Сергей Петрович Павлов, проживавший в доме напротив храма. Просторный собор стал Новым Городским собором, и к нему приписали даже старинный Спасо-Преображенский собор.
Очень скоро в Переславле сложилась традиция — отмечать Новый год во Владимирском соборе, где ровно в 12 часов ночи при свете пяти огромных паникадил, «сделанных в греческом стиле», служился праздничный молебен. По словам очевидцев, до половины двенадцатого переславцы в большом количестве стекались к храму, под сводами которого пел «всегда полный хор соборных певчих под управлением талантливого и любящего церковное пение регента Аркадия Аркадьевича Козлова». Собору Владимирской иконы Божьей Матери отводили центральное место среди переславских церквей и в первое десятилетие советской власти, когда вновь была создана Переславская епархия. Именно в этом городском храме в то непростое время проводились почти все архирейские службы. В конце 20-х годов ХХ века в Переславле закрыли большую часть церквей. Собор в качестве арендаторов использовало местное религиозное общество, состоящее из священников и представителей купечества.
В 1919 году, когда был заключён пятилетний договор об аренде собора, общество насчитывало 60 прихожан. А в конце срока аренды в нём почти никого не осталось. В конце августа 1928 года 315 активистов-физкультурников города Переславля обратились в Городской совет с просьбой предоставить им под дом физкультурника помещение городского собора, так он находится в удобном месте, в центре города, что для большинства любителей спорта было бы удобно добираться с окраин. 30 августа рабочие и служащие Переславля-Залесского собрались в городском театре и постановили: надо удовлетворить ходатайство физкультурников, а соборную колокольню использовать как пожарную вышку. После чего Городской совет решил наконец-то закрыть собор и передать его в ведение Уездного совета физической культуры. Когда в 1928 году решался вопрос о судьбе Владимирского собора, на Народной (Базарной) площади возле «рабочего» клуба неожиданно для властей состоялся народный митинг, в котором приняло участие более пятисот переславцев. Попытки жителей города предотвратить закрытие этого храма оказались безуспешными, и из Владимирского собора и стоящей рядом церкви благоверного князя Александра Невского вскоре вывезли всё церковное имущество. Чтобы помещение не пустовало, в нём всё-таки разметили Дом физкультурников и городскую библиотеку. А соборную колокольню стали использовать как пожарную вышку (есть сведения, что с неё осуществлялись парашютные прыжки).
В 1930-х годах решено было соединить Пушкинский сквер с площадкой для занятия физкультурой под открытым небом, разбитой перед собором. По мнению властей, этому «мешали» старая колокольня монастыря, уже давно лишённая своих звонких колоколов, и каменная ограда, расположенная рядом с Владимирским собором. Городской совет Переславля-Залесского выносит специальное постановление об их сносе. А Главнаука даёт на это своё разрешение. Так в 1933 году часть старых каменных монастырских построек была разобрана на кирпич. Там разместились гражданские учреждения: одну часть собора приспособили для выпечки хлеба с хлебным магазином, а в другой части устроили гараж Леспромхоза, прорубив в полу два колодца-ямы для ремонта автомашин. В те годы между церквями исчезла и колокольня, её фундамент оказался погребённым под расширенным полотном Ярославского шоссе. Храм представлял собой незавидное зрелище. Настенная живопись при таких условиях «эксплуатации» померкла и частично осыпалась, иконостасы пропали, а по территории был разбросан мусор. В 1936 году решением Специальной комиссии, обследовавшей храмы в центре Переславля-Залесского, Владимирский собор был признан исторической достопримечательностью и его решено было сохранить.
Службы в соборе проходят с 1992 году в отремонтированном Филипповском приделе. Много лет ведутся работы по восстановлению придела Сретения иконы Божьей Матери «Владимирская». В «белом крыле» собора создана постоянно действующая выставка-продажа живописи и фоторабот местных художников. На ней так же можно посмотреть на некоторые находки, сделанные во время археологических раскопок на территории бывшего монастыря. Как видно, собор построен из кирпича в качестве летнего монастырского храма. По архитектурному решению — это пятиглавый четверик, имеющий боковые выступы. Все они перекрыты единой кровлей с люкарнами — оконными проёмами в куполе. В трапезной сделан придел в честь апостола Филиппа. Окна Владимирского храма расположены в два яруса. Внешний облик собора сразу привлекает внимание. Он имеет характерную для барокко сложную планировку и завершение. Само здание достаточно большое. А его пять глав на высоких барабанах достаточно близко поставлены друг к другу. Купол, подведённый под главный, более массивный барабан, по сравнению с четырьмя другими, несоразмерно велик. И это придаёт строению запоминающийся облик. Ещё недавно Владимирский собор был белым с синими куполами. Но при последнем ремонте 2010-2011-х гг., его выкрасили в кирпично-красный цвет, а лемеховые купола — в зелёный.
Из книги: Ермакова Н.Н. Древний, многоликий православный Переславль. Переславль-Залесский, 2017 и газеты «Призыв» от 11, 16, 18 и 27 сентября 1928 г.