В. Спасо-Преображенский монастырь, 3 класса, в 1 версте от города Пензы. Основан между 1667 — 1689 годами и находился в самом городе; с 1764 года пришел в ветхость; с 1798 года по желанию жителей был перенесен на настоящее место. В 1849 году в монастыре построена церковь Рождества Христова, имеющая подобие Вифлеемской пещеры.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Пензенский Спасо-Преображенский монастырь, основанный в 1689 году на крутом склоне между крепостной стеной и рекой Пензой, был перенесен в 1794 году из-за своего неудобного положения, за черту города, на юго-восток, к Вознесенскому кладбищу.
Первым монастырским храмом стала кладбищенская Вознесенская церковь, сооруженная в 1779- 1784 годах. В 1798 году была возведена трехъярусная каменная колокольня с церковью Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже.
В 1816-1817 годах действительная статская советница А.А.Евреинова, над могилой своего мужа — пензенского вице-губернатора А.М.Евреинова, выстроила небольшую каменную церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского, расширенную в 1833 году полковницей М.Е.Вигель.
В 1821-1828 годах был сооружен каменый Спасо-Преображенский собор с приделом во имя Успения Божией Матери. В 1849 году известная благотворительница Мария Михайловна Киселева, над могилой своего мужа Александра Григорьевича Киселева, построила двухэтажный каменный храм во имя Живоночальной Троицы (он же Вифлеемо-Воскресенский). Вверху его располагались престолы во имя Живоночальной Троицы и Обновления Храма Воскресения Христова, освященные в 1862 году, а внизу — во имя Казанской иконы Божией Матери, святого благоверного князя Александра Невского и Рождества Христова, освященные соответственно в 1852, 1853 и 1855 годах. Последний придел, располагавшийся в центре нижнего этажа, представлял собой отдельную церковь, устроенную по образцу Палестинского Вифлеемского храма.
На монастырском кладбище, как правило, хоронили знаменитых людей города. Здесь нашли свой вечный покой представители известных дворянских фамилий: Араповы, Бекетовы, Загоскины, Захарьины и другие.
После революции монастырь упразднили, хотя службы в его храмах продолжались до начала 1930-х годов. В советское время, не только все постройки монастыря, но и само кладбище было уничтожено. На территории кладбища и на месте Вознесенского храма был выстроен производственный корпус Кузнецкого мебельного комбината.
В 2002 году здесь разместилась Творческая архитектурная мастерская «ДАБОР», возглавляемая пензенским архитектором Д.А.Боруновым, решившим возродить это святое место. С этой целью он переоборудовал одно из помещений мастерской под храм, который, в силу приемственности, был назван во имя Вознесения Господня. С 7 января 2006 года в храме начались постоянные богослужения.
Рядом с храмом, в скверике, был установлен единственный, обнаруженный на территории бывшего кладбища, надгробный памятник с могилы почетного гражданина г.Пензы — Д.К. Гевлича. В 2006 году на другом конце города, удалось найти еще несколько надгробий с бывшего Вознесенского кладбища, в числе которых родственники писателя М.Н. Загоскина, а также надгробие с могилы генерал-лейтенанта А.Н.Арапова. Таким образом, рядом с Вознесенским храмом, образовался мемориал в память о бывшем здесь ранее монастыре, кладбище и жителях г.Пензы, на нем похороненных.
В 2003 году рядом с надгробиями установили каменную часовню, куда предпологается перенести останки пензенской благотворительницы М.М. Киселевой и ее мужа, обретенные несколько лет назад на месте уничтоженного Троицкого храма. Рядом с часовней заложен фундамент будущего деревянного Вознесенского храма, который заменит собой существующий, по сути, молельный дом.
С сайта: http://pravoslavie58region.ru
Спасо-Преображенская обитель – одна из самых старинных в Пензе. Принято считать, что монастырь был основан в 1688/89 г., на горе между рекой и новопостроенной крепостью Пензой, «по данной грамоте Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Княжны Софии Алексеевны всея великия, и малыя, и белыя России самодержцев». Но его зачатки могли складываться и раньше. Есть сведения, что в 1674, 1667-1689 и 1691 гг. в Пензе упоминаются некие три мужские монашеские общины (не соотносимые с Предтечевым монастырем за Сурой); предполагают, что Спасо-Преображенский монастырь возник при их слиянии в одну.
В апреле 1691 г. был дан антиминс к освящению «церкви Преображения Господня на посаде, на Пензу, в монастырь», в 1707 г. – выдан антиминс и в новопостроенную монастырскую Казанскую церковь. В 1724 г. сюда перенесли церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи из упраздненного Пензенского Предтечева монастыря; в обитель перешла оттуда и братия.
В первой половине XVIII в., когда Пенза еще не была центром наместничества и губернии, Спасо-Преображенский (Спасский) монастырь уже играл главенствующую роль среди окрестных храмов и обителей. Саранский исследователь С. Б. Бахмустов пишет: «Спасо-Преображенский монастырь сыграл серьезную роль в колонизации и христианизации Понизовья: его монахи славились ученостью, и даже самое первое духовное училище (в 1730-х годах) тоже открыли спасские старцы, осуществлявшие, кроме всего прочего, общий надзор за благочиниями обширного региона в междуречье Мокши и Суры – так называемой четвертой школы (округа) Синодальной области. В школу, кроме Пензы и Пензенского уезда, входили монастыри и храмы Саранского, Петровского, Борисоглебского, Темниковского, Краснослободского, Керенского уездов и Белополья, то есть тяготевшего к Тамбову поречья Вада, Выши, Ломовки и верховий Суры. В количественном отношении четвертая школа складывалась из 20 монастырей и 360 храмов, иными словами духовное правление, сложившееся из чернецов пензенской обители, явилось прообразом епархиальной канцелярии». Встречаются документы середины XVIII в., в которых игумены Спасо-Преображенского монастыря вершат власть над окрестными приходами, почти как архиереи. И действительно, именно в этой обители возникло первое в Пензенском крае учебное заведение. Правда, увы, «школа не сделала ни одного выпуска из-за злоупотребления средствами».
Деятельным настоятелем показал себя игумен Никон (Волоский). Именно его трудам мы обязаны появлением самого древнего в Пензе каменного здания, сохранившегося до наших дней, – соборного Преображенского храма в монастыре. В 1735 г., по его прошению, было велено «вместо ветхих деревянных Преображенской и Казанской церквей, построить вновь каменную церковь в верху во имя Преображения Господня, а под нею наисподи Казанския Пресвятыя Богородицы». Окончили стройку в 1750 г. В 1738 г. одну из ветхих деревянных церквей отдали из монастыря на строительство Петропавловской, приписной к городскому Покровскому храму. В том же 1738 г. в обители была достроена и освящена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Опись 1764 г. дает представление о храмах обители. «В том монастыре каменных церквей две: одна о двух апартаментах, в ней престолов – в верхнем Спасо-Преображения Господня; в нижнем Казанския Богородицы, да в трапезе по сторонам по правую Иоанна Предтечи, а по левую Иоанна Златоустого… Да при оной церкви на колокольне железные большие часы, которые за повреждением ходу не имеют. Вторая церковь, застроенная в 1756 г. … строением окончена в 1760 г. во имя Пресвятыя Богородицы Тихвинския, но токмо в оной иконостаса и иконного писания за неимением к тому денег не окончено». В это время монастырю принадлежала пригородная деревня Пензятка с 34 душами мужского пола крепостных, 50 четвертей земли, сенные покосы, рыбные ловли, пчельник.
После секуляризации в монастырь в 1765 г. перевели братию упраздненного Мокшанского Казанского монастыря во главе со строителем иеромонахом Питиримом. Сам Спасо-Преображенский монастырь упразднен не был, но остался за штатом. Лишь в 1798 г., когда упразднили Ферапонтов монастырь в Новгородской епархии, Пензенский Спасо-Преображенский (по ходатайству тамбовского епископа Феофила) занял его место, и все же попал в число штатных третьеклассных (из Ферапонтова же в Пензу перевели иноков).
В 1764 г. севернее монастыря появился еще один храм – деревянная часовня Божией Матери Живоносного Источника над святым родником. Она дважды заново отстраивалась – в 1804 г. деревянной и в 1850 г. каменной. Почитание родника продолжалось вплоть до революции, в середине 20-х гг. храм Живоносного Источника снесли.
Второй период в истории монастыря отсчитывается с конца XVIII в. В 1791 г., вскоре после екатерининской перепланировки города, расположение обители на горе, в самом центре Пензы, было найдено неудобным. Кроме того, тамбовский краевед Г. Хитров глухо упоминает о ссорах и беспорядках среди братии. Он же пишет: «Город строился по новому, Высочайше утвержденному плану, по которому немалая часть монастырской усадьбы назначена была к занятию частными строениями. Для входа в монастырь оставался один неудобный крутой спуск с горы. Существование его приходилось не у места. С другой стороны, самые церкви монастырские почти отказывались от поправки и обновления. Двухэтажная церковь Спасо-Преображенская, при многих расселинах, угрожала падением; церковь Тихвинская, стоявшая на вратах, по своей ветхости скоро могла свалиться под гору». Епископ Тамбовский и Пензенский Феофил предложил перенести обитель. И в 1794 г. монахов перевели за южную окраину губернского центра, на место Вознесенского кладбища. Преображенская церковь стала приходской, Тихвинскую разобрали и использовали при строительстве нового монастыря.
Первым храмом обители на новом месте стала Вознесенская кладбищенская церковь, построена в 1779-1784 гг. Вскоре построили каменную ограду, корпуса – три братских и трапезный с храмом Божией Матери Всех Скорбящих Радости (1796; разобран в 1832).
Величественный монастырский ансамбль формировался постепенно. В 1798 г. была построена трехъярусная 56-метровая колокольня с церковью Тихвинской иконы Божией Матери. В 1821-1828 гг. возводился Преображенский собор. Наконец, в 1849 г. известная пензенская благотворительница Мария Михайловна Киселева построила над могилой мужа Троицкий храм (он же Вифлиемо-Воскресенский, Киселевский) – двухэтажный, с приделами Живоначальной Троицы и Обновления Храма Воскресения Христова наверху и Казанским, Александро-Невским и Христорождественским внизу (освящены в 1852-1855 гг.). Рождественский придел неизменно привлекал богомольцев тем, что представлял собой точную копию храма Рождества в Вифлиеме…
Монастырь, несмотря на свое значение, местоположение и доходы, никогда не был многолюдным. В 1723 г. здесь было 15 насельников, в 1764 г. – 7 монахов (а также здесь проживали 7 человек белого духовенства и 12 отставных военных с семьями), в середине 1850-х гг. – 25 (в т.ч. 12 собственно монахов), в 1896 г. – 26 (в т.ч. монашествующих 9), в 1907 г. – 14 (в т.ч. монашествующих 7), в 1908 г. – 24 (в т.ч. монашествующих 8).
В июне 1838 г. в ходе своей поездки по Европейской России в Пензе побывал чиновник министерства внутренних дел Михаил Павлович Жданов; позже в своих записках он оставил строки о посещении им Спасо-Преображенского монастыря и знакомстве с архимандритом Антонием. «На лугу р. Пензы стоит монастырь, он так красив, так привлекателен своей архитектурою, чистою белизною, что невольно поедешь посмотреть его. Это Спасо-Преображенский монастырь, существующий уже лет 60. Добрый архимандрит сам водил меня в церковь, ризницу и на трапезу. Собор, или главная церковь, отделан очень просто, на царских вратах Благовещение резное, а не живописное, что встречается очень редко; другая, зимняя церковь деревянная, в ней очень мало образов. Около церквей несколько памятников, невеликолепных. При монастыре разводится небольшой сад»…
Формально монастырь был закрыт в 1918 г., в 1919-1921 гг. здесь уже помещалась «колония дефективных детей», а с 1924 г. на территории обители организовали конный обоз по вывозу нечистот. Часть помещений отняли под конюшни и квартиры рабочих обоза. Но монашеская жизнь еще теплилась здесь вплоть до ареста в 1932 г. последнего настоятеля архимандрита Иоанникия (Жаркова).
В 1928-1929 гг. службы в монастырских храмах совершали архимандрит Иоаникий и иеромонахи Евфимий (Милованов) и Макарий (Матюхин), чуть позже к ним присоединились Нектарий и Сергий (Соловьев). Скорее всего, они и должны считаться последними насельниками обители. В это время основные службы шли в Спасо-Преображенской церкви, но не были отняты и остальные: Вознесенская, Вифлиемская и колокольня.
Один из монастырских храмов заняли «сушилкой» в 1929 г., другой разобрали к 1932 г., еще один в 1931 г. передали конторе «Установка» под школу по подготовке кадров, Спасо-Преображенский собор закрыли в 1934 г. В 1931 г. монастырское хозяйство передали «Продуктпереработке» для огородного пригородного совхоза. В апреле 1933 г. было принято решение о ликвидации уцелевших построек для использования территории под электростанцию, и к маю 1934 г. площадь уже была освобождена. Красивейший монастырский ансамбль перестал существовать физически. Архимандрита Иоанникия посадили в 1932 г. на три года, позже он жил в Моршанске, в 1937 г. там был арестован вторично и расстрелян.
Уничтожение монастырского некрополя началось практически сразу после революции, в 1925 г. кладбище было официально закрыто, в 1940-60-х гг. все надгробия вывезли, зарыли в траншеях, использовали на поделочный камень.
Н.И. Ткач пишет: «В 1950-е годы, когда начали вбивать сваи под фундамент строящихся зданий, они стали проваливаться в могильные склепы. Тогда с помощью строительной техники на месте кладбища расчистили пространство под котлован, а сохранившиеся полуистлевшие гробы вывозили неподалеку в болотистое место, оставшееся после осушения небольшого озера, находившегося близ монастырской рощи. В остатках захоронений находили кресты, иконы, драгоценности. Дольше всего простояли монастырская каланча и стена (параллельно ей строилась улица Индустриальная). Окончательно они были разрушены в середине 1970-х годов, когда на их месте строилось административное здание спецавтобазы».
Территорию Спасо-Преображенской обители постепенно заняли различные организации – автобаза МЧС, корпус Кузнецкого мебельного комбината, жилые дома уже упоминавшегося района «Свинтрест». В 2002 г. в «мебельном» корпусе, по стечению обстоятельств, разместилась архитектурно-творческая мастерская «Дабор», занимающаяся строительством храмов. Ее руководитель архитектор Дмитрий Александрович Борунов решил в память об уничтоженной обители устроить в корпусе Вознесенский молитвенный дом. В 2005 г. здесь прошла первая литургия. В 2006 г. были обнаружены надгробия А.Н. Арапова, Д.К. Гевлича, М.А. Сабуровой и Загоскиных с монастырского кладбища, их перенесли на территорию мастерской «Дабор».
http://orthodox-monastery.ru/o_monastyre
В середине XIX века трудами Марии Михайловны Киселевой был построен богатый теплый двухэтажный пятиглавый Троицкий храм над могилой мужа в Пензенском Спасо-Преображенском мужском монастыре, нижний придел которого в честь Рождества Христова был выполнен по подобию храма Рождества Христова в Вифлееме и потрясал посетителей монументальным великолепием интерьера.
Троицкий храм, разрушенный полностью в советские годы, заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробнее. На верхнем этаже было два престола: Свято-Троицкий и во имя Обновления храма Воскресения. В нижнем этаже было три престола: главный — во имя Рождества Христова — и придельные (в честь Казанской Божией Матери и во имя св. Благоверного Великого князя Александра Невского). Каждый их трех престолов нижнего этажа составлял как бы отдельную церковь, т.к. средний престол со всех сторон окружали капитальные стены. О среднем престоле — в память Рождества Христова — следует сказать, что он и устройством, и украшением, и даже размерами был подобен Вифлеемскому храму в Палестине, устроенному в вертепе Рождества Христова.
Наиболее почитаемым местом здесь был Грот Рождества, покрытый мрамором. Он имел алтарь Рождества в виде небольшой полуциркулярной ниши, в середине которой находилась серебряная звезда, обозначавшая место рождения Спасителя. Во время служб храм освещали 52 лампады. 16 из них находились в нише, шесть – в яслях, в которых был положен младенец Иисус после своего рождения. 30 лампад размещались в своде храма, вдоль и поперек его. Они были подвешены на длинных шнурах, спускались и поднимались с помощью балансира. Выше балансира, над каждой лампадой находилась скорлупа страусиного яйца, снизу и по четырем сторонам обрамленная металлом… Все было так, как и в палестинском Вифлеемском храме.
В киселевском храме, как его тогда называли, было много икон хорошего письма в дорогих серебряных вызолоченных окладах. Среди них особенно выделялась икона Рождества Христа Спасителя, написанная в Вифлееме и освященная на престоле Вифлеемского храма. Ее прислал М.М. Киселевой митрополит Петрский (в Аравии) Мелетий.
http://jerusalem-ippo.org/sv_z/vestnik/2/i/2/