Пенза. Спасо-Преображенский мужской монастырь (городской). Церковь Спаса Преображения.

В 1691 году был дан антимис на освящение деревянной церкви во имя Преображения Господня в Спасо-Преображенском мужском монастыре, основанном на крутом склоне между крепостной стеной и рекой Пензой в 1689 году. Рядом с первым монастырским храмом в 1707 году поставили церковь Казанской иконы Божией Матери, а в 1724 году — церковь во имя Иоанна Предтечи, построенную из разобранного храма упраздненного Предтеченского мужского монастыря.
В 1735 году вместо двух первых церквей был заложен двухэтажный каменный Преображенский храм, а в 1738 году вместо старой построена новая деревянная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, престол из которой впоследствии был перенесен в Преображенскую церковь. В 1750 году строительство каменого храма было закончено.
В здании храма помещалась нижняя (зимняя) и верхняя(летняя) церкви. В верхней церкви разместился главный престол во имя Преображения Господня, в нижней — во имя Казанской иконы Божией Матери, а в трапезной — приделы, посвященные святому пророку Иоанну Предтече (справа) и святителю Иоанну Златоусту (слева). Напротив крепости, рядом с улицей, в 1756-1760 годах была сооружена каменная церковь во им Тихвинской иконы Божией Матери.
Место, на котором распологался монастырь, было очень неудобным, поэтому в 1794 году его перевели за черту города, на юго-восток, к Вознесенскомй кладбищу. Тихвинскую церковь разобрали, использовав материал для постройки монастыря на новом месте. Преображенский храм, бывший соборным храмом Спасо-Преображенского монастыря, стал приходским.
В 1861 году колокольня и сам храм были перестроены, что, по-видимому, привело к смещению грунта, повлекшему за собой образование трещин в алтарной части храма. В связи с этим апсиду пришлось укрепить контрфорсами. В 1900 году был усилен фундамент под алтарной частью, заменена ее кирпичная кладка, переделано завершение колокольни, пятиглавие на самой церки и сделана одна главка на алтаре.
Как и большинство храмов Пензы, Спасо-Преображенская церковь была закрыта в 1931 году. В эти же годы церковь была обезглавлена — были снесены ее оригинальные луковичные главки, которые хорошо просматривались издалека.
Поначалу в храме планировалось расположить общежитие, но когда встал вопрос о размещении архивных материалов, хранившихся до этого в бывшем кафедральном соборе, уготовленном к сносу, то Спасо-Преображенскую церковь срочно было решено оборудовать под архивохранилище, для которого к колокольне, от которой сохранились два нижних яруса, с северной стороны пристроили двухэтажный объем. В здании бывшего храма архив размещался вплоть до 1984 года, а затем в нем находилось хранилище областной библиотеки им. М.Ю.Лермонтова.
В 1993 году храм был возвращен православной общине и с тех пор ведется его восстановление. Это самое старое здание города, которое сохранилось до нашего времени. Церковь построена в формах древнерусской архитектуры. Верхняя часть храма возвышается над зданием третьим этажом. Окна церкви имеют килевидные наличники из фигурного кирпича. Верх летней церкви украшен, так называемым, поребриком, а также четырьмя парами наугольных полуколонн, опускающихся от поребрика. Двухсветный объем второго этажа храма завершается декоративным пятиглавием. С востока к храмовой части примыкает двухэтажная трехчастная апсида. Приделы: вверху — во имя Преображения Господня, внизу — Казанской иконы Божией Матери и в трапезе — во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.
C сайта: http://pravoslavie58region.ru

Преображенская церковь после переноса за город монастыря стала приходской. Здесь многие годы молился, а потом был отпет архитектор Михаил Андреевич Рудкевич (1846-1914), здесь же крестили его сына, восприемницей которого была благотворительница Мария Киселева. В 1900 г. под руководством Рудкевича производился ремонт старейшей в городе Преображенской церкви, тогда был укреплен бутовый фундамент, частично заменена кирпичная кладка, но алтарная часть при этом не перестраивалась. Это случай считается одним из первых примеров реставрации памятников истории и культуры в Пензенской губернии.
Сохранились рассказы о том, что в начале ХХ в. настоятель храма планировал пригласить для его росписи великого художника Михаила Врубеля, и тот даже якобы дал согласие, но осуществить задумку не позволила болезнь и смерть живописца. Храм любил художник Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов, называвший этот уголок Пензы «Преображенским краем».
Закрыли Преображенскую церковь в 1931 г. У храма уничтожили колокольню и пятиглавие, пристроили к нему двухэтажное северное крыло. До 1984 г. здесь размещался областной архив, затем хранилище библиотеки им. Лермонтова. В 1993 г. здание вернули епархии, на Преображение 1995 г. в нем возобновили службы – сначала в нижнем Казанском храме, а в 2010 г. освятили и верхний, Преображенский. По благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима (Тихонова), над восстановлением святыни трудился первый в новой истории настоятель церкви, священник Иоанн Яворский.
С 2001 г. Преображенская церковь была подворьем Керенского Тихвинского монастыря, с 2008 г. – Нижнеломовского Казанского. Здесь постоянно жили несколько иноков, и, таким образом, Спасо-Преображенский монастырь постепенно возрождался на своем первоначальном месте. На подворье всегда останавливался, когда бывал в Пензе, любимый всей православной Россией старец схиархимандрит Питирим (Перегудов, 1920-2010) из Санаксарского монастыря.
26 июля 2010 г., согласно прошению епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина, Священный Синод благословил преобразование подворья в самостоятельный Спасо-Преображенский мужской монастырь. Одна из старейших монашеских обителей Пензенского края вновь заняла достойное место среди святых мест области. Обязанности наместника были возложены на иеромонаха Нестора (Люберанского, ныне епископ Кузнецкий и Никольский).
В сентябре 2010 г. монастырю в качестве скита передали Тихвинский храм на Семи Ключах в Шемышейском районе. Здесь за последующие несколько лет был возведен двухэтажный кирпичный братский корпус, посажен фруктовый сад, проведено электричество.
Благоустраивался и сам монастырь. В 2012-2013 гг. около южной стены храма, по проекту архитектора Льва Ходоса и усердием ктитора Сергея Богомолова, построили часовню-усыпальницу, в которой 21 сентября 2013 г. были перезахоронены супруги-благотворители Киселевы. 26 сентября митрополит Вениамин освятил часовню. Параллельно преображался и храм. В 2013-2014 гг. была перекрыта медью крыша четверика и трапезной.
http://orthodox-monastery.ru/o_monastyre

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?