Воскресенская церковь – старейшая в Пензе. Ее первое деревянное здание было построено в Черкасском остроге в 1660-61 гг. (этот факт является доказательством существования острога ранее крепости Пенза). Вероятно, острог возник в XVII в., по крайней мере, не ранее 1596 г. Но по преданию, его основали во время похода Ивана Грозного на Казань в 1552 г. В Воскресенском храме находилась икона Спаса Нерукотворного, присланная, якобы, царем Иваном.
В XVIII в. рядом с Воскресенской церковью построили деревянную же Архангельскую церковь и отдельную колокольню. В 1790-х гг. Воскресенская церковь была построена каменной, с Успенским приделом. В 1852 г. возвели новую трапезную и колокольню.
В 1874 г., при строительстве рядом Сызрано-Вяземской железной дороги, храм закрыли и из-за близости полотна и ветхости начали разбирать. Но известная пензенская благотворительница Мария Михайловна Киселева решила восстановить его на собственные средства. В 1882-1884 гг., под руководством архитектора Владимира Михайловича Бетюцкого, церковь была восстановлена. Во второй половине 80-х гг. заново построили разобранные колокольню и трапезную. Теперь главный престол храма был посвящен Обновлению храма Воскресения Христова во Иерусалиме, правый – иконе Божией Матери «Скоропослушница», левый – Архангелу Михаилу и Николаю Чудотворцу. Чудотворная икона Спаса Нерукотворного по полгода в год находилась здесь, а по полгода – в Богоявленской церкви. Эти храмы в народе звали «Старый Спаситель» и «Новый Спаситель».
С конца 1917 г. Воскресенская церковь была захвачена «владимировцами», и в 1920-х гг. принадлежала обновленцам. В течение нескольких лет, перед своим отъездом из Пензы в 1927 г., церковным хором здесь руководил известный дирижер Алексей Васильевич Касторский.
В 1930 г. церковь была закрыта под красный уголок жилищно-строительного кооператива железнодорожников. На деле же в здании расположился склад, затем некоторое время находились ФЗУ велозавода и пересыльная тюрьма (причем в алтаре устроили две камеры и нужник), а потом снова склады.
В 1997 г. здание было передано епархии, в сентябре архиепископ Серафим благословил начать его восстановление. Через год, 13 сентября 1998 г., в храме прошел первый молебен о призвании Святого Духа на восстановление храма; 19 декабря – молебен Николаю Чудотворцу и панихида по М.М. Киселевой. 26 мая 2002 г. епископ Филарет совершил в восстанавливаемой церкви первую литургию архиерейским чином. Многое для храма на рубеже 1990-2000-х гг. сделал его первый в новейшей истории настоятель, протоиерей Николай Тищенко.
Долгое время богослужения совершались только в правом приделе, во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница». 2 октября 2010 г. епископ Вениамин освятил его. Тогда же храм стал подворьем Керенского Тихвинского мужского монастыря. В 2011 г. храм был оштукатурен и побелен, 20 февраля 2011 г. архипастырь освятил и левый Никольский придел. Владыка Вениамин назвал Воскресенскую церковь «антиминсом Пензенской епархии», ведь здесь, в тюремных камерах, томились мученики и исповедники за веру Христову. За алтарем левого придела в память о них установлен поклонный крест.
Реставрация храма продолжается. Службы совершаются пока лишь в боковых приделах трапезной. Предстоит еще заново отстроить купол и колокольню, восстановить центральный Воскресенский придел.
http://пензенская-епархия.рф/?page_id=2921
Еще до основания крепости Пензы здесь существовал «Черкасский город», или «Черкасский острог», относимый преданием ко времени покорения Казани (1552 г.)… «Там, где расположена теперь так называемая «Черкасская слобода», или улица, до построения города существовал; при самом впадении реки Пензы в реку Суру, один только сторожевой деревянный острог, или крепостца, каких со времен Иоанна Грозного много было выстроено для отражения набегов крымских и ногайских татар. Там находилась сначала одна маленькая деревянная церковь во имя Воскресенья Христа Спасителя; позднее была выстроена другая, Архангельская, также деревянная, с колокольнею. На месте первой из этих церквей, против каменного двухэтажнаго дома, выстроенного в текущем столетии купцом И. И. Калашниковым, еще в недавнее время существовала ветхая, деревянная, почти разрушенная временем часовня; в ноябре 1866 г. она сгорела. («Записки» Г. И. Мешкова).
Таким образом, еще до основания крепости в Черкасском остроге, в районе современной улицы Урицкого (у железнодорожных путей), находилась деревянная Воскресенская церковь. В сочинении протоиерея Ф. П. Островидова (1795 г.р.)»О начале распространения христианства в пределах Пензенской епархии» сказано следующее: «Пенза была построена и населена в 1666 году. Что касается до церквей собственно епархиальнаго города Пензы, то первая и самая древняя церковь здесь была Воскресенская, находившаяся вблизи того места, где ныне существуеть каменная, тоже Воскресенская церковь — в слободе называемой Черкасскою. В построенной книге города Пензы о сей церкви между прочим сказано, что до населенья города Пензы, на левом берегу Суры, при впадении в оную реки Пензы, быль один только острог, составлявший небольшую слободу, населенную служилыми людьми — Черкасами. В слободе сей была сначала одна только маленькая церковь Воскресенская, а потом другая Архангельская, обе деревянныя с таковыми же колокольнями. При сих церквах были два священника Лука Стефанов и Гавриил Иванов, диакон Лаврентий Феоктистов, дьячек Григорий Вавилов, пономарь Пахом Стефанов и просвирня Устинья Андреева. Из сего видно, что церковь Воскресенская, бывшая в острот, много древнее самою города Пензы. — Кем и в каком именно году построена первая Воскресенская церковь, никаких фактов ни в церковном, ни в другом каком либо архиве не отыскано».
В 1790-х годах был построен каменный храм, но уже в начале XIX века трапезную пришлось расширить. В 1852 году она была вновь разобрана и сооружена еще больших размеров, тогда же сделали и новую колокольню. В этой церкви хранилась чудотворная икона Христа Спасителя, которая будет особо почитаться в будущем граде Пензе. В сочинении протоиерея И. П. Бурлуцкаго «Предание об иконах, в городе Пензе чтимых: Спасителя, что в Черкасской Воскресенской церкви и Казанской Божией Матери в кафедральном соборе» сказано: «Автор имел под руками рукопись, написанную около 20 лет назад Пензенским старожилом, в то время 80-ти летним старцем… Иваном Ивановым Каргополовым. В рукописи этой, составленной Каргополовым из сведений, полученных им от деда своего, Пензенскаго купца Петра Никифорова (у него была своя мельница на Хлебной площади) и из заметок на его книгах, Каргополов сообщает следующее предание: «Царь Иван Васильевич IV, идя под Казань, на том, прежде пустынном месте, где ныне существует город Пенза, нашел пикет Кубанских Татар, с женами и детьми, которые в числе 30 человек были пойманы, обнадежены в милости Царя, крещены и поселены здесь ясаком. Тогда же велено было рубить и сложить в стопу церковь, которую Царь намеревался освятить на обратном пути.
По взятии Казани сам Царь возвратился в Москву другим путем, но часть войск, бывших с ним, прислал для поселения и образования пограничной с Кубанскими Татарами стражи на место нынешняго города Пензы, а с ними на благословение новому краю прислал и бывший с ним под Казанью образ Всемилостиваго Спаса. Новые поселенцы новаго края срубленную прежде церковь в один день сложили, снабдили утварью, принесенною с ними, освятили чрез пришедших с ними же священников и поставили в ней принесенную икону Спаса». В то же время войнами была принесена икона Иоанна Предтечи. «В 1666 г. по повелению Царя Алексея Михайловича начался строиться город Пенза; но из строенной того года книги… видно, что до построения города был уже на сем месте острог и этот острог находился на левом берегу Суры, при устье реки Пензы; т. е. в нынешней Черкасской слободе».
В 1874 году, в связи с проведением в непосредственной близости железной дороги, церковь была закрыта из-за ветхости сводов трапезной и назначена к слому. Вместо нее на Ярмарочной площади началось сооружение нового Воскресенского храма, на строительство которого пошла и часть кирпича от разобранных трапезной и колокольни старой церкви. Пока шло строительство, старую Воскресенскую церковь решено было не сносить. В 1883 – 1884 годах к ее оставшейся части была сделана пристройка, и в храме вновь началась служба. Средства на это были представлены известной благотворительницей, вдовой статского советника Марией Михайловной Киселевой (на чьей усадьбе на ул. Дворянской разместилась Духовная семинария). С этого времени ежегодно 13 сентября, в так называемое «Словущее Воскресение», чудотворный образ Христа Спасителя, хранившийся испокон века в Воскресенской церкви, стал переноситься крестным ходом в построенную на Ярмарочной площади новую церковь, получившую название Богоявленской, или, как ее еще называли, «Новый Спаситель». В среду же пасхальной седмицы совершался обратный перенос чудотворной иконы из Богоявленского храма в Воскресенский, который с тех пор стали называть «Старым Спасителем».
В 1889–1890 годах церковь обнесли оградой и по обе стороны от колокольни построили два небольших одинаковых здания – сторожку и церковноприходское училище. В 1930 году храм закрыли, долгое время в нем размещалась пересыльная тюрьма. Пересыльная тюрьма в здании Воскресенского храма действовала до 1 мая 1955 года. Потом здание церкви было передано на городской баланс, и в нем размещались склад центрального универмага, овощехранилище, склад близлежащего завода фруктовых вод «Исток». И лишь в 1998 году храм вернули Православной Церкви. Тогда Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим вручил священнику Николаю Тищенко антиминс и после многих десятилетий забвения в храме «Старый Спаситель», как его называли в народе, была совершена первая Божественная литургия.
https://old-penza.livejournal.com/10313.html