В 1899 году в одной из небольших финских деревушек в окрестностях Санкт-Петербурга поселился знаменитый художник. С одной стороны, его творческая натура требовала покоя и мечтательного уединения для спокойной работы над картинами. Но вместе с тем важным фактором была и близость его нового дома к российской столице. Именно поэтому выбор художника пал на небольшой заросший участок у Финского залива в поселке Куоккала.
Многое пришлось пережить старой даче. Но и сегодня она удивляет посетителей своей необычной архитектурой и планировкой. Многочисленные поклонники давно почившего художника до сих пор приезжают сюда, чтобы лично познакомиться с неизвестными сторонами жизни своего кумира.
От пустыря к парку
В 1899 году после долгих поисков нового пристанища известный художник Илья Ефимович Репин приобрел небольшой участок на берегу Финского залива. Необыкновенные виды, мерный плеск волн, уединенность и сдержанная красота северной природы вдохновляли его на творчество.
Участок вышел относительно небольшим – всего 2 гектара. Но этого оказалось вполне достаточно, чтобы на месте заросшего пустыря уже через два года появился парк. Здесь нашлось место тенистым аллеям, прудам и каналам, а самое главное – одноэтажному дому Репина с многочисленными верандами и балконами, украшенным резным декором.
Здесь все напоминает о творческой натуре хозяина. Даже название усадьбы – «Пенаты» – это отсылка к римскому пантеону богов-хранителей домашнего очага. Репин много внимания уделил планировке парка, а вот дом строился хаотично. Все постройки здесь подчиняются одной идее – чтобы хозяину было легко и спокойно работать.
Рождение усадьбы «Пенаты»
Застройка участка началась сразу после покупки. Одним из первых сооружений будущего музея стали резные ворота с украшениями по мотивам народных вышивок. Забор и калитка завершили первый этап обустройства, и Репин со своей женой Натальей Нордман окончательно поселились на берегу Финского залива.
Парковый ансамбль музея
Посетить парк усадьбы Репина следует всем. Даже тем, кто далек от творчества знаменитого художника. Необычная планировка, неожиданные сооружения и творческий подход во всем – вот что влечет сюда сотни туристов каждый год.
В 1906 году в парке расчистили поляну, которая быстро превратилась в площадь Гомера. Украшали ее гранитные валуны и вывернутые корни деревьев. Здесь же установили эстраду. Репину она виделась «Храмом Озириса и Изиды». Площадка выполнена в том же стиле, что и главная калитка музея-усадьбы.
Далее аллея Пушкина уводила к смотровой вышке – «Башне Шехерезады». С верхней ее площадки на высоте 12 метров открывался сказочный вид на Финский залив. Рядом на этой же Чугуевой горе установили еще две беседки, а вокруг них высадили вишни.
Но не только они украшали ландшафт усадьбы Репина. Тут и там возвышались альпийские горки, через каналы перекинули деревянные мостики, тропинки вымостили булыжником и галькой.
До нас дошли только некоторые парковые постройки. Изначально их было гораздо больше. Часто они носили названия в честь родных и друзей художника. Да и сам Репин очень любил гостей. Эта открытость и широта души даже привели к расставанию с его первой женой Верой Алексеевной. Загруженная домашними обязанностями и воспитанием детей она тяготилась шумным творческим обществом. Что и приводило к постоянным скандалам, а в итоге стало причиной разрыва между супругами.
Настоящим украшением музея-парка «Пенаты» стала артезианская скважина – колодец «Посейдон», глубиной 72 метра. В пруду по соседству высадили лилии. Безмятежный пейзаж стал фоном для праздничных фейерверков, а зимой здесь катались на коньках, играли в снежки и всячески дурачились.
Вся планировка усадьбы указывала на ее увеселительную и творческую роль. Со стороны дороги вид на дом загораживали бытовые постройки, зато все выходы из дома вели сразу в парк. Здесь же в 1930-ом на углу аллей Сосен и Березовой нашел свой последний приют и сам хозяин усадьбы. Могила Ильи Репина сохранилась до настоящего времени, и в последние годы была отреставрирована. Найти ее можно с помощью карты у входа.
Пристанище художника
Но не менее чем парк удивляет и усадебный дом Репина и Нордман. Прямо с улицы гости попадали в светлую прихожую с узорным окном. Рядом находилась небольшая столовая. Главным украшением прихожей был медный гонг «Там-Там». Его Репину привезла из Парижа жена. Здесь же стояли саквояж художника и самодельные трости. Все это можно увидеть в музее и сегодня.
Творческий кабинет в «Пенатах»
Окна кабинета выходили в сад. А сама комната была под стать хозяину – необычной и очень творческой. Для работы дома Репину требовался хороший рассеянный свет, поэтому одну из стен кабинета полностью занимало окно, полукругом выходящее на парк. Как и большинство помещений усадьбы – это отдельная пристройка к дому. Сделана она в 1911 году и считается самой поздней.
В центре комнаты находился письменный стол. Вдоль стен – стеллажи с книгами. Вся комната была уставлена памятными вещами: фотографиями, различными мелочами, привезенными из поездок, рукописями, книжными изданиями с дарственными надписями авторов. Этот творческий беспорядок сегодня воссоздан в экспозициях музея.
Гостиная (кабинет Нордман)
В этой части дома любили собираться многочисленные репинские гости. Здесь же каждую среду устаивались званые обеды. Тут играли на рояле и читали лекции по самым разным темам. Провести их могли все желающие. Здесь Репин и Нордман хотели создать что-то вроде народного университета. Поэтому даже дворник Василий Николаевич Кипятков мог с удовольствием рассказать тут о тонкостях пчеловодства.
Летом в хорошую погоду гости перебирались в сад. А зимой их приютом становилась эта гостиная со статуей Венеры у входа, где на стенах висели картины, написанные учениками Репина и его друзьями. Сюда как мотыльки на огонек слетался весь цвет петербургской интеллигенции.
Интересный факт:
По средам в усадьбе Репина проходили веселые встречи с друзьями и коллегами. Но, по факту, посетить их могли все желающие. Часто тут можно было увидеть соседскую прислугу, сидельцев, бездомных. Идея эта принадлежала супруге художника Наталье Нордман. Она же и руководила веселыми посиделками. Над домом в эти дни взмывал флаг с гордой надписью «Пенаты». Сегодня он стоит справа от входных дверей.
Зимняя веранда
Эту комнату еще называют «Верандой бюстов», поскольку почти все пространство вдоль стен занимали скульптурные работы художника. Сегодня в этой части музея можно увидеть бюст Пирогова, Толстого и самого Репина, правда, выполненный уже художником Васнецовым.
Зимняя веранда стала одной из первых пристроек дома. Появилась она в 1904 году и сначала служила мастерской. Несмотря на то, что выходила она на северную сторону, в ней было много света. Две трети ее стен был стеклянными, а сама конструкция венчалась шатровыми перекрытиями. Здесь в 1930 году поставили гроб Репина. Отсюда он отправился в последний путь.
Столовая
Работы самого художника украшали главную столовую дома, тоже выходящую окнами в сад. Главной ее примечательностью был уникальный деревянный стол с поворотным механизмом. Репин и Нордман не держали прислугу и считали унизительным нанимать персонал для такой работы. От членов семьи и гостей они требовали того же – обслуживать себя самостоятельно.
Для этого в «Пенаты» и был заказан необычный обеденный стол. Поворотная центральная часть помогала гостям взять любое блюдо самостоятельно и даже без помощи соседа. Тут же стояли чистые тарелки. Грязная посуда убиралась в специальные ящики. Возле окна находился особый ящик-термос. В нем своего часа дожидались горячие блюда. Все это тоже можно увидеть в музее.
Мастерские
На второй этаж дома ведет маленькая узкая лестница. По ней можно попасть в особую мастерскую Репина. Помещение выполнено в нарочито русском стиле с бревенчатыми стенами и резными наличниками. Построено оно в 1906 году по проекту самого Репина.
Все пространство зимней мастерской делится портьерами на три комнаты, а через стеклянную крышу даже зимой проникает достаточно света. Здесь хранятся эскизы и зарисовки, связанные с написанием картины «Тожественное Заседание государственного совета». Над окном висит портрет сына Юрия.
При жизни Репина здесь стояло сразу три мольберта – художник имел привычку работать над несколькими картинами одновременно. Из зимней мастерской сразу попадаешь в летнюю с окнами на север. Здесь особенно хорошо работалось в солнечные и жаркие дни. Изначально на этом месте был балкон, где Репин с удовольствием рисовал, но позже его переделали в полноценную комнату. Случилось это одновременно со строительством зимней мастерской.
Костюмерная
Здесь в огромном шкафу Репин хранил одежду для натурщиков. Коллекция была по-настоящему разнообразной. Многие из моделей сегодня можно легко разглядеть на известных картинах художника. К сожалению, все они были проданы наследниками Репина после его смерти. Только пара вещей вернулась в мастерские будущего музея. Среди них уникальный костюм царевны Софьи Алексеевны и воротник с картины «Иван Грозный».
Веранда
Прямо над кабинетом устроен балкон со стеклянной крышей. С него открывается удивительный вид на парк и берег залива. Задуманный как продолжение мастерской он служил для Репина неиссякаемым источником вдохновения. Художник даже иногда спал тут, как летом, так и зимой, но уже в специальном утепленном мешке.
История музея-усадьбы Репина
Дом живописца всегда был полон гостей. По средам «Пенаты» навещали Горький, Чуковский, Есенин, Маяковский, Куприн, Глазунов, Андреев и многие другие деятели культуры и политики. После смерти Нордман порядки на таких вечерах немного изменились, стали проще и либеральнее.
В 1917 году Финляндия обрела независимость. Пристанище живописца и сам хозяин тоже оказались в другой стране. Только перед Отечественной войной эта территория снова вошла в состав России.
В 1940 году здесь открылся памятный музей, как и писала в своем завещании Нордман. Однако жизнь его оказалась короткой. Уже во время Великой Отечественной почти вся усадьба и ее мастерские сгорели. Музей спасло то, что большую часть экспонатов и картины успели эвакуировать в Ленинград еще в 1941-ом.
После войны уже во второй половине XX века дом восстановили. И хотя он считается новоделом здесь по-прежнему чувствуется творческий дух. Реставраторы музея постарались восстановить обстановку мастерских именно такой, какой она была при жизни Репина. Во многом им помогли сохранившиеся в эвакуации личные вещи художника, а также предметы и картины, которые собирались по его друзьям и знакомым.
Долгая и кропотливая работа над музеем окупилась с лихвой. «Пенатам» и ее мастерским практически полностью вернули их изначальный облик.
Почему стоить посетить музей-усадьбу Репина «Пенаты»?
На сегодняшний день в доме восстановлено десять комнат. На месте ванной, кухни и других подсобных помещений открылся гардероб и рабочие кабинеты для сотрудников музея. Также в них действуют экспозиции, посвященные творчеству художника. Помимо постоянных выставок в музее-усадьбе «Пенаты» проводятся и временные. Их расписание можно узнать на официальном сайте.
Сохранился и сам парк, но большинство беседок в «Пенатах» утеряно. «Башня Шехерезады» долгое время находилась в аварийном состоянии. Зато сохранилась могила Репина. В 1994 году она была отреставрирована.
Сегодня музей-усадьба Репина «Пенаты» стала памятником культурно-исторического наследия федерального значения. Она также входит в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО и является филиалом научно-исследовательского Музея Российской Академии художеств.
Здесь проводятся групповые и индивидуальные экскурсии на разных языках. Проходят тематические выставки и мероприятия, которые понравятся как ценителям творчества живописца, так и случайным посетителям.