Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь.

Псково-Печерский монастырь, 1 класса, в 3 верстах от заштатного города и железнодорожной станции Печер, в 43 верстах от Пскова. Название свое он получил от огромных пещер, выкопанных в горе, у реки Каменца, в которых в древние времена жил некий отшельник старец Марк. В 1473 году священно-инок Иона (в мире Иоанн) устроил здесь небольшую обитель и церковь во имя Успения Божией Матери. По его преставлении, инок Мисаил в исходе XV века над горою построил новую большую обитель с церковью во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, но вскоре монастырь был разорен лифляндцами и начал возвышаться только по возобновлении его в 1519 году дьяком Псковским Мисюрем Мунехиным и подъячим Ортюшею Псковитянином. Монастырь полтора века служил для Псковского края твердым оплотом против врагов Церкви и Отечества — шведов, поляков и литовцев, и назывался у литовцев «Домом Пречистой Богородицы».
Монастырский Успенский собор ископан в полугоре и только лицевая сторона сделана из камня; внутренность его составляют 5 проходов; главная часть иконостаса с резьбой в виде пальмового дерева. Здесь покоятся мощи преподобного Корнилия (см. 20 февраля). В монастыре находятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, называемые одна — «Успение» Псково-Печерская, а другая — «Умиление» Псково-Печерская. Первая, находящаяся в соборном Успенском храме, прославилась чудесным исцелением больной женщины еще в 1473 году. Вторая святая икона, прославившаяся чудесами исцеления в 1524 году, находится в храме архангела Михаила; она представляет собой список с Владимирской иконы и, по преданию, была написана в 1521 году благочестивым иноком Арсением Хитрошем. Обе святые иконы, будучи принесены из монастыря в Псков, во время его осады Стефаном Баторием в 1581 году, прославились чудесным спасением этого города от гибели, при чем пущенное неприятелями ядро, достигнув крепостной стены, тихо упало перед выставленной на ней святой иконой Умиления и никому не повредило; в 1812 году по молитвам перед святой иконой Успения Псков был спасен от нашествия французов. Пользуются также в монастыре особым почитанием, как чудотворные, иконы Божией Матери — Казанская и Одигитрия, а также резное изображение святого Николая чудотворца. В пещерах погребены: основатель монастыря, отшельник Марк (+1480 год), Иона (+29 марта 1473 года), супруга его (в иночестве Васса) и затворник Иоанн. В ризнице хранятся: деревянные потир и ковш, по преданию, употреблявшиеся при священнодействии Ионою; плащаница, шитая золотом Анастасией Романовой, — дар ее в 1552 году; серебряная кружка немецкой работы — дар шведского короля Густава, и вещи царя Иоанна Васильевича Грозного: цепь червонного золота в 50 колец, нож, ложка и вилка в серебряной оправе, денежный кошелек бархатный с серебряной цепочкой, жестяная военная труба и пороховница. Из монастыря совершается в Псков- крестный ход в седьмую неделю по Пасхе, в воспоминание освобождения города от осады Баторием, и с 3-го по 15 октября, в память избавления от нашествия французов, а 2 сентября бывает торжественное перенесение чудотворной иконы Умиление в город Ригу для поклонения (см. о Свято-Троицком монастыре Рижской епархии). При монастыре школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Исторической датой основания монастыря считается 1473 год, когда была освящена пещерная Успенская церковь, выкопанная преподобным Ионой у ручья Каменца в песчаном холме. Преемник преподобного Ионы иеромонах Михаил построил на горе кельи и церковь, но вскоре монастырь подвергся нападению врагов. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. И только через полвека монастырь смог подняться после нападений со стороны врагов. В начале 16-го века была обновлена и расширена Успенская церковь, построен придел во имя преподобного Антония и Феодосия Киево-Печерского. Возводились другие монастырские строения и храмы. Кельи монастыря стали ставить в долине Каменца напротив Успенского храма.
Псково-Печерский монастырь со временем становится не только местом спасения человеческих душ, а мощной крепостью на северо-западе Руси. В 1701 году по велению царя Петра I монастырь обнесли земляным валом и глубоким рвом с водой. Часть земляных укреплений Петровской эпохи сохранилась до наших дней. Для защиты монастыря установили пять бастионов, у ворот поставили батарею. На главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб. В 1815-1827 году на территории монастыря воздвигли храм в честь Архистратига Божия Михаила, в память о событии 1812 года.
В годы Великой Отечественной войны во время военных действий храмы и строения в монастыре подверглись частичным разрушениям. С 1960 года была начата реставрация крепостных стен и башен. В настоящий момент Псково-Печерский монастырь превратился в выдающийся историко-культурный памятник. Крепостные стены с девятью башнями и общей длиной примерно 810 метров окружают монастырский комплекс, образуемый рядом храмов.
http://www.kaliningradgid.ru/architecture/monastery/

Основание обители
Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Здесь, на северо-западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в Х веке святой равноапостольной княгиней Ольгой, которая, по преданию, родилась в веси Выбутской близ Пскова. Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца “гласы поющих неизреченно и прекрасно” и ощутили благоухание “яко от множества фимиама”. Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: “Богом зданныя пещеры”.
Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка. Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона — непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г.Тарту). Прозван он был Шестником, т.е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. В Ливонию он пришел как миссионер. В то время православный люд подвергался там жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, о. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове. Здесь он впервые услышал о “Богом зданной пещере”. Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженницей обители. По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных. Память его и преподобного Марка совершается 29 марта/11 апреля, а преподобной Вассы — 19 марта/ 1 апреля.
Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев. Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.
Расцвет обители в ХVI веке
Только через полвека, при игумене Дорофее, вновь поднялась и расцвела обитель: в 20-е годы ХVI века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, Мисюрь Мунехин, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.
В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери “в житии” (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских “торговых людей” Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители). В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.
К концу 20-х годов ХVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня свято хранит обитель древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав. Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.
Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда “убогое место” пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри псковской епархии, даже более древние: Мирожский (1156 г.), Снетогорский (ХIII в.), Велико-Пустынский (1404 г.), Спасо-Елеазаровский (1447 г.) — уступали первенство Псково-Печерской обители, а игумены других монастырей теперь производились в его настоятели в знак повышения. Печерские же настоятели поставлялись в епископы.
Противостояние польско-литовскому войску
Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине ХVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси.
Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу. 29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду. 5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенсного храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню — древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.
Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: “Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие — что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления”.
Чудотворные иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление” были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7 неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой “Умиление” во Псков. В 1998 году традиция крестного хода была возобновлена (только икону теперь переносят внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно).
В начале ХVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах. В 1701 году Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила значение общегосударственной: в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб.
В 1703 году, благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии Псково-Печерского монастыря.
В 1812 году Русской земле вновь угрожал завоеватель. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда по просьбе псковичей в город принесли из монастыря иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление”, хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события по инициативе героя войны генерал-фельдмаршала П.Х. Витгенштейна в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815-1827 г.г.).
Монастырь в ХХ веке и в наши дни
В ХХ веке монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древнии традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы Псково-Печерская обитель промыслом Божиим была по договору 1922 г. отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 г., чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения. Бедствия, постигшие наше Отечество в годы Великой Отечественной войны, не обошли стороной и обитель. Подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус, стена Михайловского собора. Другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов.
Заботы по приведению в порядок монастырского хозяйства в послевоенные годы во многом пришлись на долю архимандрита Пимена, наместника обители с 1949 по 1954 гг., а впоследствии ставшего Патриархом Московским и всея Руси. Его труды были продолжены архимандритом Алипием — воином и художником (1959-1975 г.г.). При нем в 1960 году была начата реставрация крепостных стен и башен (они с 1688 года после опустошительного пожара стояли непокрытыми, постепенно разрушаясь).
В тяжелое время войны обитель возглавлял игумен Павел (Горшков). После освобождения Печор он был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Многие годы туристам, посещавшим монастырь, рассказывали о его мнимом сотрудничестве с гитлеровцами. Лишь спустя 52 года игумен Павел был реабилитирован. Тогда, в первый год войны, братия не случайно выбрала его своим наместником. Благодаря избранной им тонкой и умной линии поведения с оккупационным режимом, сохранилась обитель со всеми ее ценностями и святынями, сохранилась братия. Мало того, уповая на милость Божию, он укреплял своей верой других, организовывал продуктовую помощь пленным красноармейцам в лагерном пункте №134 Пскова, больным и престарелым Псковского дома инвалидов и богадельне на Завеличье. Есть свидетельства и о том, что в войну в монастырских пещерах укрывались советские разведчики. Один из них при посещении обители в 1984 году лично подтвердил этот факт. Так святая обитель-крепость и в минувшей войне оставалась негасимым светильником православной веры, надежной опорой нашим соотечественникам выстоять в это тяжелое для всей страны время.
Прославился монастырь и в мирные годы духовными подвигами своих насельников, по молитвам которых не оскудевает милость Божия к ищущим Небесного утешения у Печерских святынь. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все, кто приходили за духовным утешением и советом, находили таковые в беседах с великими молитвенниками. При посещении Печерской обители семьей Государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием.
Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин), духовно окормлявший не только монастырскую братию, но и многочисленных мирян, паломников, приходивших к нему за духовным советом. О его жизни выпущена отдельная книга, в которой читатель найдет множество свидетельств о чудесной молитвенной помощи старца. 1 апреля 2003 иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых. Схиархимандриты Агапий (Агапов), Пимен (Гавриленко) продолжили подвиг старческого служения в 1960-е — 70-е гг.
После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель. В обители провел последние годы жизни Митрополит Вениамин (Федченков).
Обитель все эти годы продолжает благоукрашаться. В 1980-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) наместником архимандритом Гавриилом (Стеблюченко 1975-1988), ныне Архиепископом Благовещенским и Тындинским, были проведены большие реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки. Усердием следующего настоятеля (1988-1992) архимандрита Павла (Пономарева), ныне митрополита Рязанского и Михайловского, вернулась в обитель монастырская библиотека, хранившаяся в Тарту, построены новые здания лечебницы, иконописно-реставрационной и швейной мастерских, в городе устроен Дом милосердия для одиноких пожилых людей, возвращены монастырю 100 га пахотной земли. Наместник архимандрит Роман (Жеребцов) продолжил реконструкцию монастырских построек, храмов, его заботами построен деревянный братский корпус и начато покрытие медью крепостных стен и башен.
В настоящее время архимандрит Тихон (Секретарев), наместник монастыря с 1995 года, продолжает благочестивую традицию своих предшественников по сохранению монастырского устава и благоустройству и украшению обители. Окончено строительство братского каменного корпуса у башни Нижних решеток с баней и прачечной, завершены работы по покрытию медью крепостных стен, ведется строительство хозяйственного комплекса, отреставрированы купола храмов, росписи на фасаде Успенского храма, проведена реставрация в Михайловском храме.
Бережно сохраняются в обители ее многовековые традиции. По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во Всероссийские святцы внесены местночтимые преподобные отцы Марк, Иона, преподобная мать Васса. С 1994 г. в монастыре в 4-ю неделю по Пятидесятнице празднуется память преподобных отцов Псково-Печерских, а в 1998 г. восстановлено празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери “Умиление”, совершаемое в 7-ю неделю по Пасхе. Впервые за много лет (с начала ХХ вю) в июле 2000 года чудотворная икона Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская побывала во Пскове на освящении часовни в честь св. равноап. кн. Ольги. Монастырь продолжает катехизаторскую и издательскую деятельность.
На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит. Началось строительство монастырского скита и на берегу Мальского озера. В монастыре по милости Божией не угасают светильники истинного благочестия. Ныне уже почившие архимандриты — Иоанн (Крестьянкин), Феофан (Молявко), Нафанаил (Поспелов), схиархимандрит Александр (Васильев) — дивные старцы, которых ныне знает едва ли не весь православный мир. Здравствующий и сегодня архимандрит Адриан (Кирсанов) – живое предание Церкви, святого Православия и смиренного иноческого жития.
http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/letopis

Крепостные стены
Псково-Печерская обитель, со дня основания беззаветно служившая Богу, с самого начала своей истории подвергалась испытаниям и несчастьям.Труды первых строителей были уничтожены набегом лифляндцев, которые разрушили и сожгли все деревянные постройки монастыря, разграбили монастырское имущество. В середине XVI века над Россией нависла опасность вторжения польско-литовских завоевателей с северо-западных рубежей. На их пути стояла Печерская обитель. Опасность вторжения иноземцев стала одной из причин начала строительства каменной ограды вокруг монастыря в 1558 году. Массивная ограда из каменных плит с семью крепостными башнями и тремя укрепленными воротами была возведена к 1565 году. Каменные стены сделали монастырь почти неприступной крепостью.
В настоящее время крепостные монастырские стены протяженностью 810 метров укреплены девятью башнями. У каждой башни есть свое название. 1. Петровская (над Святыми вратами обители). 2. Никольская (к ней примыкает Никольский храм). 3. Башня «Нижних решеток». 4. Благовещенская. 5. Изборская. б. Тарарыгина. 7. Башня «Верхних решеток». 8. Тайловская. 9. Тюремная. На месте, где ныне возвышается Михайловский собор, некогда стояла Брусовая башня.
По внутренней стороне стены устроены гульбища — специальные укрепления, с которых во время военных действий вели наблюдение и отстреливались от неприятеля. Теперь, как и прежде, по гульбищам можно обойти всю обитель. При архимандрите Алипии в 1960 году была начата реставрация крепостных стен и башен, которые с 1688 года после опустошительного пожара стояли непокрытыми, постепенно разрушаясь. В 90-е годы ХХ века стенные и башенные покрытия были заменены на медные.
Богом зданные пещеры
Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер — 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере. А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли. Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: «Богом зданная пещера». Кем и когда была сделана надпись — неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое».
Позже, когда храм и пещеры приводили в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом, заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель действительно создана и утверждена Богом. «Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью». При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.
Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек. В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С. Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом. От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, «ратных людей» — защитников монастыря. В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды. Панихида — одна из заупокойных служб, в переводе с греческого это слово означает «всенощное пение». Панихида содержит моление о прощении грехов и упокоении душ усопших в небесных обителях. Существует благочестивый обычай молиться за панихидой, держа в руках горящую свечу в знамение того, что наши сердца горят верою и любовию ко Господу и мы сами как бы переносимся духом нашим к Царству вечного света, вечной радости и блаженства, где обитают все святые с Господом.
За кануном установлен большои деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей — митрополит Вениамин (Федченков), известный церковный писатель, многие труды которого сейчас изданы. Последние годы своей жизни владыка жил в Псково-Печерском монастыре, здесь и отошел ко Господу в 1961 году. Слева от креста покоятся мощи новомученика Российского епископа Георгия (Садковского), долгие годы находившегося в заключении в тюрьмах и лагерях. После освобождения из последнего заключения владыка Георгий с 1947 года занимал сначала Великолукскую кафедру, а затем стал епископом Порховским. 4 марта 1949 года епископ Георгий скончался и был погребен в монастырских пещерах. Собранные насельниками обители материалы о его жизни представлены в Комиссию по канонизации при Священном Синоде. Здесь же по левой стороне покоятся валаамские старцы. По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). И поныне приходят верующие люди на место погребения старцев, просят у них, как у живых, молитвенной помощи и поминают их в своих молитвах. Поминовение — это хранение памяти об умершем. Но это не просто память в обычном ее понимании, — это память, соединенная с молитвой.
Насельников монастыря, которые служили Богу в священном сане, обычно погребают в отдельных нишах. Монахов, не облеченных саном, и послушников хоронят на специальном братском кладбище, которое находится в завершении одной из улиц. В пещерах Псково-Печерского монастыря сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит XVI — начала XVIII века. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстиях погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года. В надписях на керамидах встречаются славные фамилии Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских. Погребены в монастырских пещерах предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.
Большая часть плит в монастырских пещерах — надгробия дворян: псковских, торопецких, новгородских помещиков и членов их семей. Тексты надписей на сохранившихся керамических и каменных плитах дают возможность получить довольно полные сведения о составе некоторых семейств, их родственных связях. Здесь названы более двадцати представителей семьи Бурцевых, указано на их родство по бракам с другими фамилиями. Одиннадцать лиц принадлежат роду псковских помещиков Назимовых, семнадцать — к Татищевым. Погребены в пещерах также и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн.
Пещеры Псково-Печерского монастыря — это место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами сокровенных подвижников, место поистине святое. Но пещеры — это еще и уникальный историко-художественный памятник — некрополь, который в настоящее время не имеет аналогов по полноте и сохранности надгробных плит. Многочисленные и разнообразные, они дают представление об одном из направлений декоративного искусства древнего Пскова.
В знак всеобщего воскресения одна из подземных улиц завершается храмом Воскресения Христова, построенным незадолго до начала Великой Отечественной войны. Богослужения здесь совершаются в день памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) и в дни поминовения усопших. В храме по правой стороне за мраморной плитой покоятся подвижники XX века — старцы обители схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко). Сегодня новые поколения верующих людей обращаются за помощью к этим старцам, приходя на место их погребения, и по их молитвенному предстательству получают милость от Господа.
Святая гора обители
Рядом со входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На этой горе находится сад с плодовыми деревьями. По выходе из пещер, где невольно овладевают вами грустные мысли о смерти, вы можете вздохнуть свободно на этой Святой горе. У ног ваших кровля Успенской церкви, как бы выходящей из земли; перед глазами вашими кресты ее — утешительные ручательства в том, что и в самых мрачных ущелиях земли не может долго царствовать смерть, побежденная Распятым на Кресте, — что почивающие сном смерти восстанут некогда от сна и «взыдут на гору Господню» (Пс. 14, 1).
Сзади Успенской церкви, у самой кровли и как бы над её кровлей, с юго-западной стороны возвышаются остатки маститых величественных дубов, современных самому монастырю. Это памятники тех лесов, которые некогда покрывали горы Псково-Печерского монастыря, — и того времени, когда жили здесь пустынноподвижники — живые свидетели тех событий, о которых так мало сохранилось до нас письменных свидетельств.
Близ кровли Успенского храма, с западной стороны, под тенью одного из дубов лежат два огромных камня; один глубоко врос в землю, другой далеко выдается из нее. С последнего открывается живописный вид через монастырь и восточную ограду, вдоль по течению Каменца, на отдаленные луга и покрытые лесами горы. Здесь-то, по преданию летописца, изборские звероловы видели пустынника Марка — первого старца Печерского.
На Святой горе до 1523 года находилась деревянная церковь в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, на месте которой устроен придел в честь тех же преподобных в Успенском соборе, с южной стороны. Во время обновления разрушившейся монастырской стены наместником архимандритом Алипием (Вороновым) на Святой горе была поставлена часовня в честь преподобных Антония и Феодосия.
В 1988 году, в день Казанской иконы Божией Матери, 4 ноября, по благословению митрополита (тогда архиепископа) Псковского и Великолукского Владимира тщанием наместника монастыря архимандрита Гавриила и братии на месте часовни была произведена закладка деревянного храма в честь Псково-Печерских преподобных. Эта церковь принадлежит к простейшему и древнейшему типу деревянного зодчества Руси — клетским храмам. Основную часть храма составляет обычная клеть — простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Такие храмы строили на Севере при основании новых монастырей. Освящен храм на Святой горе в честь Псково-Печерских преподобных в 1995 году.
http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/index.php/putevoditel/

Успенский Псково-Печёрский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с 500-летней историей. В 1558-1565 годах в 22 километрах западнее Изборска, у самой ливонской границы, была воздвигнута мощная каменная Печорская крепость с девятью боевыми башнями. Стоит сказать, что крепость здесь возникла не случайно. Ещё в ХV веке, на том самом месте возник монашеский скит, который был признан официально монастырём в 1473 году. Начало обители положили монахи-отшельники, поселившиеся в обнаруженных здесь пещерах на склоне крутого оврага. От этих пещер (по-древнерусски «печоры») и произошло название монастыря и будущего града. Как рассказывает летопись «О начале пещерного монастыря», основателем его был некий священник Иван, в иночестве Иона, бежавший от преследования немцев из Ливонии, где служил в «правоверной церкви… поставленной от пскович». Из того источника мы узнаём, что в 1473 году была освящена пещерная церковь Успения Божией Матери подвизавшимися здесь иеромонахом Ионой с единомышленниками, первыми строителем Печёрской обители. Этот год считается годом основания монастыря. Сначала монастырь был малолюден и беден, хотя и находился на торговом пути в Прибалтику. Его неоднократно разорял Ливонский орден, но жизнь в нём не прекращалась. Расти и богатеть он стал только после присоединения Пскова к Московскому государству, когда великокняжеский дьяк в Пскове М. Г. Мисюрь-Мунехин, оценив выгодное в стратегическом отношении порубежное место монастыря, начал в нём строительство «своею казною» и обратил внимание на монастырь великого князя московского. По приказу царя Иоанна Грозного его обнесли каменными стенами с башнями.
Особенно укрепляется монастырь и богатеет в ХVI веке при игумене Корнилии и в последующее время. К ХVIII веку он превращается в крупнейшего феодала Псковской земли. Царь предоставил монастырю большие льготы. Грамота царя от 1547 года жаловала игумена Корнилия деревнями, а грамота от 1559 года освободила живущих в монастырских владениях от светского суда: «Не велел судити Печорского монастыря игумена с братиею и церковников и слуг и крестьян и чухнов, которые учнут жити во Пскове в Среднем городе на Печорском дворе и в деревнях». Монастырю отдавались земли многих разорившихся помещиков. Значительно расширились монастырские владения после Ливонской войны за счёт земель, завоёванных русскими войсками. В монастыре при Корнилии был написан Строевский список Псковской летописи, который представляет собой особую Псковскую третью летопись, отразившую оппозиционные настроения по отношению к Москве. В ней подробно рассказывается о событиях Ливонской войны. То, что монастырь оказался в стенах новой крепости, сыгравшей большую роль в защите рубежей нашей Родины, послужило поводом для фальсификации истории Печор буржуазными и церковными историками. Главная заслуга в отражении агрессоров приписывалась монахам и их молитвам, всячески прославлялись так называемые «святые места», которые якобы способствовали возникновению здесь вначале монастыря, а затем и крепости. В действительности церковников привлекало сюда множество богатых и свободных земель, важные торговые пути. Что касается обороны крепости, то основной боевой силой здесь были стрельцы, переселённые из Москвы вместе со своими семьями царём Иваном Грозным, и местное население.
Печорская крепость сыграла значительную роль во время Ливонской войны (1558-1583 годы). Первое боевое крещение крепость получила в 1581 году, когда многочисленная армия польского короля Стефана Батория осаждала древний Псков. Все попытки овладеть городом оставались безуспешными, а смелые вылазки псковичей изматывали силы осаждающих. Помимо всего в лагере противника начал ощущаться недостаток продовольствия, тёплой одежды, боеприпасов. Задержка жалованья раздражала наёмных солдат. Для подъёма боевого духа войск и пополнения иссякших запасов продовольствия и боеприпасов Баторий приказал своим наёмникам осадить и взять Изборск и Печорскую крепость, чьи гарнизоны в тылу неприятеля мешали снабжению королевской армии. 5 ноября 1581 года польское войско, окружив Печорскую крепость с восточной и южной сторон, сразу же начали бить из трёх пушек по одной из крепостных стен. На другой день противнику удалось пробить стену и подвести сюда свои войска. Защитники крепости под предводительством воеводы Юрия Нечаева мужественно оборонялись. Потеряв много убитыми и ранеными, враг был вынужден отступить. В этом сражении были взяты в плен Крансбек, Кетлер и другие польские военачальники. Баторий, узнав о поражении своих войск под Печорами, решил послать туда новый отряд с четырьмя пушками под командованием опытного военачальника венгра Боремиссы. Король предупредил его, что если крепость не будет взята, то обратно отряду лучше не возвращаться. Борнемисса, прибыв к Печорскому монастырю-крепости, прежде всего разделил свой отряд на две части: венгров с четырьмя пушками поставил на ново месте, а немцев, которые были при первой осаде, с тремя пушками оставил на прежнем месте. Теперь крепостную стену начали обстреливать в двух местах, чтобы деорганизовать защитников и ослабить их сопротивление. После двухдневной стрельбы из пушек северо-западная стена была пробита до самой земли. Немцы и венгры начали штурмовать монастырские стены одновременно с двух сторон, рассчитывая, что защитники не смогут выдержать такого натиска. Битва продолжалась более пяти часов, но монастырь устоял. 14 ноября противник предпринял новый штурм участка стены, прилегающей к Никольской башне. Некоторым солдатам противника удалось даже забраться на башню. С другой стороны крепости осаждающие пытались выломать железные ворота. Но защитники сражались стойко. Им помогали женщины, старики и дети, заряжая ружья и пищали, обливая врагов кипятком. Войска Батория не выдержали такого отчаянного сопротивления и, оставив убитых, с позором бежали от монастыря. Не сумев штурмом взять Печорскую крепость, противник решил овладеть ею путём продолжительной осады. Но всё было напрасно. Мужественные защитники монастыря с честью выполнили свой долг. Двухмесячная осада закончилась позором для врага.
Стоит сказать, что Печорская крепость вела почти непрерывную оборону против войск польских, литовских и шведских захватчиков, каждый раз выходя победителем из этих сражений. Так, в 1611 году начал свои разорительные набеги на Псковскую землю польский авнтюрист Лисовский. Отряд под его командованием подошёл к Печорской крепости, захватил острог (место при входе в крепость, ограждённое с трёх сторон стенами и защищавшее главные ворота) и торговые лавки, но был отбит. Поражение Лисовского под Печорами и Изборском ослабили его силы и заставили уйти к литовской границе. Однако ещё долго эти псковские крепости, города и деревни страдали от набегов его войск. Вслед за Лисовским послал свой отряд для штурма неприступных монастырских стен Ходкевич. Осада длилась пять с лишним недель. Враги сделали подкоп, семь раз ходили на приступ, разбили некоторые башни, но крепости взять не смогли. Присланные на помощь защитникам крепости подкрепления из Пскова помогли окончательно разбить противника, захватить у него орудия и знамёна. В следующем, 1612 году, Печорскую крепость осаждали шведы. Им удалось ночью выломать ворота, но защитники устояли и своими решительными действиями отбросили врага. В 1615 году на Псковскую землю опять вторглись шведы — король Густав-Адольф со своей армией. Но и на этот раз завоевателям добиться успеха не удалось. Они были отбиты под стенами Псковской и Печорской крепостей, чья мужественная оборона помогла России справиться с врагами и добиться в 1617 году заключения мира. В 1630 году защитников Печорского монастыря-крепости и население посада постигло большое несчастье. Более четырёх месяцев свирепствовал мор, унёсший 1700 человек. Не успели жители оправится от эпидемии, как на них в 1634 году напали литовцы. Противник сжёг посад и торговые лавки, но был отброшен до самой границы и там разбит, много тогда литовцев было взято в плен. В 1688 году в крепости возник пожар. Сгорело много деревянных сооружений, ризница и большое количество книг. В начале Северной войны, весной 1701 года, в Печоры прибыл по «указу государеву» с полками окольничий князь Щербатов. Надвигалась опасность со стороны шведов, нужно было спешно укреплять крепостные стены. К работам было привлечено всё трудоспособное население, даже священники и монахи, невзирая на сан. В сравнительно короткий срок почти вся стена кругом была обнесена земляным валом с деревянным частоколом, перед валом выкопан ров (он наполнялся водой). На более важных участках впереди башен были воздвигнуты пять земляных бастионов, где установили артиллерийские орудия. Новые укрепления вскоре подверглись испытаниям.
В феврале 1703 года двухтысячный шведский отряд напал на Печорскую крепость, но её защитники успешно отразили нападение. Овладеть монастырём врагу не удалось, хотя он и выломал железные ворота и стрелял из пушек по башням. Это было последнее сражение у стен крепости. По указу Петра I на Петровской надвратной башне монастыря был установлен государственный герб — знак признания общегосударственного значения монастыря-крепости. После окончания Северной войны в 1721 году и заключения Ништадтского мира, по которому границы России отодвинулись далеко на запад, Печорская крепость потеряла стратегическое значение. После оборонительных «мероприятий», здесь прочно обосновался Успенский Печорский мужской монастырь. Снова стали поступать Успенскому Печорскому монастырю различные вклады и подарки в виде земельных владений. Так, по одной грамоте царя Михаила Фёдоровича в 1616 году «пожаловано Печорскому монастырю в вотчину три сельца, одна слобода Печорская, 165 деревень, пять мельниц, рыбных ловель разных и садов одиннадцать, озеро одно, огородов, нив пять, пожень шесть, пустоши три». Не только цари, но и князья, помещики оказывали большую поддержку обители. Князь Никита Гагарин отдал монастырю в Московском уезде деревню Каменку со всеми угодьями. Помещица Анна Назимова подарила духовникам сенной покос в Тайловской губе. В распоряжение Псковско-Печёрского монастыря в 1585 году по грамоте псковских дьяков были переданы владения изборского Никольского монастыря, позже переданы ещё три обители. К ХVII столетию Успенский Печёрский монастырь стал одним из крупнейших землевладельцев в северо-западном крае Русского государства. Ему принадлежало 320 деревень и около 4 тысяч крепостных крестьян мужского пола. Монастырь имел земли почти во всех частях Псковского уезда. Кроме того, обитель владела деревнями и угодьями в Изборском, Вышегородском, Выборском, Велейском, Гдовском уездах и под Москвой в Московском уезде. Были у монастыря владения и в городах. В Пскове он имел 60 огородных мест, много дворов. Подобные владения имелись также в городе Остров. Проживающие в монастырской вотчине сельское население подразделялось на крестьян и бобылей. Бобыли, жившие в деревнях, занимались земледелием, а жившие в посадах (рыбачьи селения), расположенных на Псковском озере, — ещё и рыбной ловлей. С 80-х годов ХVII века бобыли, как и крестьяне, были обязаны отдавать пятую часть урожая монастырю. Кроме пятой части урожая монахи собирали у крестьян масло, яйца (рождественский и петровский сборы), мёд, солёную и свежую рыбу, шерсть, ягоды и грибы. Крестьяне обязаны были вязать дрова, заготавливать сено, убирать хлеб с монастырских полей, платить денежный оброк. Жестокая эксплуатация вынуждала к бегству из монастырской вотчины многих крестьян и бобылей.
В так называемой «Росписи Печорского монастыря крестьянам, бежавшим за границу в Ливонскую землю», за вторую четверть ХVII века упоминаются 64 человека, а «з женами и з детьми 220 человек». В документах упоминаются ещё и такие зависимые от монастыря люди, как дружинники, монастырские слуги, служебники, которые отрабатывали свои долги в монастырском хозяйстве: на монастырской пашне, конюшне, огородах, мельницах. После ликвидации монастырского землевладения Екатериной II и отмены крепостного права владения монастыря значительно уменьшились. Остались два подворья — в Пскове и Острове. Из земельного владения сохранилось 256 десятин (около 280 гектаров) и 10 мест рыбной ловли на Псковском озере. Печорский монастырь выделялся среди других обителей своей алчностью и неразборчивостью в средствах обогащения. Так, безжалостно обирались работавшие в монастыре по найму. В 1891 году печорские мещане Иванов Гаврила и его брат нанялись выполнять каменные и штукатурные работы. За всё лето им двоим выплатили 160 рублей. Монастырь требовал, чтобы братья ежедневно работали с четырёх часов утра до восьми часов вечера, а с 1 августа — с восхода и до захода солнца. В случае болезни они должны были отработать пропущенные дни после выздоровления.
Сохранился рапорт благочинного монастырей Псковской епархии архиепископу псковскому и порховскому Арсению, который был подан в 1908 году с жалобой на Успенский Печорский монастырь за то, что тот вторгался с крестными ходами в те сёла, которые обслуживались другими монастырями. Известно, что крестные ходы были важной статьёй дохода монастырей в те времена. Большую спекуляцию развернули монахи вокруг пещер, находившихся на территории монастыря. Эти пещеры с постянной температурой воздуха (около пяти градусов тепла) и достаточно влажным воздухом имеют свойство замедлять биологические процессы гниения и разложения, поэтому тела похороненных здесь разлагаются очень медленно (более ста лет!), почти незаметно. Пещеры прослыли святыми. И сюда, «в святые места», потекли толпы верующих. Многие именитые люди платили баснословные деньги за место в катакомбах, так как считалось, что погребение здесь освобождало их от всех земных грехов. Монастырская казна богатела… 2 февраля 1920 года по Тартускому мирному договору, город Печоры и Печорский уезд отошли к Эстонии и оставались там вплоть до присоединения Эстонии к СССР в 1940-м году. За эти годы, как и за всю свою историю, обитель не была закрыта. Сохранились несколько своего рода расписок представителей монастырской братии. К примеру нравы монахов в достаточной степени характеризует хотя бы такой документ: «10 ноября 1925 года. Настоящим, согласно определению Синода Ап.-Православной церкви Эстонии от 24 октября с. г. за № 31, даю подписку в том, что без соответствущего разрешения о. настоятеля Печорского монастыря, архимандрита Иоанна, не буду никуда отлучаться из монастыря и принимать гостей в своей келье, ни тем более употреблять с ними спиртные напитки. Архимандрит Аркадий».
22 июня 1941 года мирный созидательный труд советского народа был прерван вероломным нападением гитлеровской Германии. Печорский уезд был вскоре оккупирован фашистскими захватчиками. Во время войны храмы монастыря пострадали от артиллерийских обстрелов, подверглись разрушениям трапезная и Братский корпус. С 1940 года и до октября 1941 года наместником монастыря являлся архимандрит Парфений (Шатинин), ушедший на покой в октябре 1941 года. Во время гитлеровской оккупации Успенский Псково-Печорский монастырь продолжал оставться в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). Фашистские захватчики отводили деятельности духовенства на временно оккупированной территории нашей страны особую роль. Они рассчитывали, что с помощью Церкви им удастся сломить дух советского народа, ослабить его сопротивление оккупантам. Поэтому в захваченной Прибалтике сразу же был создан так называемый Балтийский экзархат (то есть самостоятельная от московской патриархии православная церковь). Как уже было сказано, возглавлял его экзарх Литвы, Латвии и Эстонии митрополит Сергий (Воскресенский). Он же был и настоятелем Печорского монастыря. Своим наместником он назначил иеромонаха Павла (Горшкова) и возвёл его в сан игумена. В конце 1941 года Горшков выдал гитлеровцам троих советских граждан, искавших в монастыре убежища от преследования фашистов. Всё, о чём узнавал Горшков от доверчивых прихожан, становилось известно немцам. Ближайшей помощницей Горшкова была его сожительница Эльза Грюнберг. В годы гитлеровской оккупации Печорский монастырь был местом встреч высшего духовенства Балтийского экзархата. Одна их них состоялась в конце августа 1943 года. Фашистские офицеры вместе с архипастырями присутствовали на молебне и крестном ходе в честь иконы Божьей Матери, затем собрались в Сретенском храме, где были расставлены длинные столы со всевозможными яствами и напитками. На приёме присутствовало более ста человек. Под мощными ударами Советской Армии фашистские полчища откатывались всё дальше и дальше на запад. В то время с ведома и при участии монахов гитлеровцы разграбили накопленные веками сокровища монастырской ризницы, которые подготавливались к отправке в Германию. Но вывезти всё фашисты не смогли. Советские войска, изгнав оккупантов, освободили город. Советский суд справедливо и сурово покарал Горшкова и других предателей Родины. С экзархом Сергием фашисты расправились сами, инсценировав несчастный случай, — обычный метод гестапо избавляться от живых свидетелей.
16 января 1945 года Печорский район был передан из Эстонской ССР в состав Псковской области. 28 июля 1959 года указом патриарха Алексия I наместником обители был назначен игумен Алимпий (Воронов)(в 1961 году возведён в сан архимандрита), до 1975 года трудившийся в деле восстановления и сохранения Псково-Печорского монастыря. Отец Алимпий не позволил закрыть монастырь в тяжёлые для церкви годы хрущёвской антирелигиозной кампании, благодаря его усилиям в 1973 году в обитель вернулись некоторые сокровища из ризницы, которые фашисты всё-таки смогли вывезти в Германию. Был произведён ремонт крепостных стен, храмов и монастырских построек, не знавших реставрации более 50 лет.
Из книги-путеводителя: Таратушко Арсений Трофимович, Петров Глеб Викторович «Изборск. Печоры», — г. Ленинград, издательство «Лениздат», 1971

Главной достопримечательностью города Печоры является историческая крепость, а также памятники архитектуры Успенского Псково-Печёрского монастыря. Его стены сохранились (если не считать небольших переделок) в том виде, в каком они были построены в 1558-1565 годах. Деревянные конструкции на крепостной стене (крыши и подмостки), сгоревшие при пожаре 1688 года, восстановлены в 1961-1969 годах.
Осмотр Успенского Псково-Печёрского монастыря начинается с его юго-западной стороны, куда можно пройти по тенистой аллее вдоль крепостной стены. Именно отсюда хорошо просматриваются пять башен из восьми. Слева, в западном углу монастыря, стоит Тайловская башня. Высота её около 17 метров. В башне 37 бойниц. Далее, на дне оврага, — самая высокая, четырёхугольная башня Верхних решёток. У основания её вставлена железная решётка для пропуска воды ручья Каменец, в прошлом глубокого водного потока. Высота башни достигает 25 метров. На правом берегу оврага высится прямоугольная башня Тарарыгина. Возможно, сначала она была круглой, но после того, как в 1615 году была разрушена шведами, в прежнем виде не восстанавливалась. На южной стороне крепости расположена Изборская башня. Она имеет ворота. В юго-восточной части стены стоит четырёхугольная Благовещенская башня. Она подвергалась разрушениям, в результате чего после восстановления вместо четырёх ярусов бойниц осталось только два. За этой башней на восточной стороне крепости, на дне оврага, находится башня Нижних решёток, а рядом с ней ворота. Башня была сильно разрушена при осаде в начале ХVII века. Как и башня Верхних решёток, она имеет подъёмную железную решётку. Далее, в северо-восточной части крепости, стоит Никольская башня. Она защищала главные ворота крепости. Недалеко от Никольской башни в северной части стены расположены входные ворота с надвратной Петровской башней, пристроенные во второй половине ХVII века. Почти рядом с входными воротами стоит небольшая круглая башня, называемая Тюремной. Почти все башни имели по 4-5 ярусов; в них было три ряда бойниц. Орудия устанавливались в нижнем бое. Верхние и средние бои предназначались для стрельбы из ручного оружия, и нередко отсюда на противника, подошедшего вплотную к стене, сбрасывали камни, лили горячую смолу, кипяток. Многие башни имели караульные избы под шатровыми кровлями для военных команд, а с деревянной Петровской башни вели наблюдение и давали знать о приближении противника.
Чтобы попасть внутрь крепости, надо пройти обратно вдоль крепостной стены до входных ворот. Почти на середине пути, до ХIХ века, здесь вместо Михайловской церкви стояла Брусовая башня. Через несколько шагов в углублении видно застрявшее металлическое ядро, а рядом следы большой пробоины. В 1581 году на этом месте прошли ожесточённые сражения между защитниками крепости и неприятельскими войсками Стефана Батория. На территории монастыря внутреннее устройство крепостной стены и другие сооружения хорошо просматриваются с верхней ровной площадки, куда попадают сразу после входа. Стена имеет деревянную крышу, которая защищала воинов от вражеских стрел, а переходы облегчали сообщение между башнями. Слева видны Никольская церковь и звонница. Сложены они из местного плитняка. Их устроителем был монастырский зодчий, участник Ливонской войны Павел Заболотский. Никольская церковь построена в 1565 году, а звонница несколько позже, после 1581 года. Здание храма украшают каменный кружевной узор на барабане купола, поясок на алтарной абсиде и надоконные каменные бровки. Интересен каменный узор и на фронтоне звонницы. Украшением здания является также прекрасное крыльцо выполненное в «псковском» стиле. Под ним находятся каменные палаты, в которых хранилось оружие стрельцов, пушкарей и других ратных людей, оборонявших монастырь. Под алтарём церкви была пороховая казна. Первоначальное покрытие церкви и наружная окраска отличались от современных: покрытие было восьмискатным, а побелка нежного бледно-розового цвета. Такой чистотой тона славились псковские и новгородские церкви. В храме установлен древний резной образ святителя Николая Чудотворца, предположительно ХVI века. Никольская башня сообщается с церковью и вместе с ней служила укрытием для защитников крепости во время вражеских нападений. Запиралась она тремя железными воротами (ныне не сохранившимися). Два нижних колокола на звоннице были отбиты из обоза войска Стефана Батория в 1581 году.
Несколько дальше храма Николая Чудотворца стоит Михаиловская церковь, памятник архитектуры ХIХ века. Церковь построена в 1827 году в честь победы, одержанной над наполеоновскими войсками в 1812 году под Полоцком русским корпусом генерала Витгенштейна вместе с псковскими ополченцами. Строительство осуществлялось по проекту петербургского архитектора А. И. Руска в стиле классицизма. Внутри церкви на двух колоннах прикреплены две мемориальные доски с именами воинов корпуса, павших в битве под Полоцком. Церковь имеет с трёх сторон паперть, западная из них выходит за крепостную стену. Это единственное церковное здание монастыря, имеющее выход за стены Печёрской обители. Через главные ворота Никольской башни можно пройти к нижней площадке монастыря. Эту дорогу называют «кровавым путём». По местному преданию такое название связано с именами Ивана Грозного и настоятеля монастыря Корнилия, которому царь собственноручно отсёк голову, когда тот с братией встречал Грозного у святых ворот монастыря. Но потом царь, гласит предание, раскаялся и сам отнёс обезглавленное тело Корнилия в пещеру. В действительности же Грозный, узнав о связи с монастырём бежавшего в Литву князя Андрея Курбского, заподозрил в измене Корнилия, его ближайших помощников монаха Вассиана и зодчего Заболотского и казнил их. Почти у самого подножия оврага на правой стороне стоит придворная двухместная коляска императрицы Анны Иоанновны, подаренная монастырю в знак особой милости вместе с дорогими ризами, украшенными драгоценностями.
В юго-западной части обители находятся Успенская и Покровская церкви. Они производят впечатление единого ансамбля, хотя построены в разное время. Эти церкви имеют один общий фасад. В настоящее время его уже трудно разделить на две самостоятельные части. Первоначально Успенская церковь представляла собой небольшую пещеру (пять проходов в ширину и три в длину), выкопанную в песчаном склоне. В таком виде она и была освящена в 1473 году. Впоследствии она подверглась неоднократным переделкам. В 1523 году церковь была углублена в гору, а в ней сделан придел. В 1750 году над Успенским храмом была построена Покровская церковь. Очевидно к этому времени Успенская церковь уже имела каменную стену. Издалека весь ансамбль прекрасно воспринимается вместе с пятью главками. Купола были отстроены в ХVIII столетии в стиле барокко по образцу куполов церквей Киево-Печёрской лавры. Главная часть иконостаса в Успенской церкви отделана мелкой резьбой по дереву. В церкви есть несколько икон, имеющих художественную ценность, особенно икона «Успение» Божьей Матери, образец псковской живописи ХVI столетия. Написана она псковским иконописцем Алексеем Малым и подарена монастырю в 1521 году. Более ранних произведений живописи в обители до настоящего времени не сохранилось.
Между Успенской церковью и звонницей — вход в пещеры. Подобно Киево-Печёрскому монастырю, Псково-Печёрский превратил пещеры в усыпальницу. Пещеры расположены в слоях плотного материкового песка. Сначала они были небольшие, но постепенно углублялись самими монахами. Сейчас они стоят из двух небольших помещений при входе и шести длинных подземных галерей. В первой галерее надгробия не сохранились. Стены остальных пяти галерей покрыты множеством небольших разновременных каменных и керамических плит, так называемых керамид. Эти плиты расположены вертикально. Они закрывают собой отверстия отдельных погребальных камер. Более ранние плиты обычно образуют нижние ряды, более поздние — верхние. Плиты ХVI века керамические, ХVII-ХIХ веков — известняковые. Керамиды — памятники прикладного искусства ХVI-ХVII веков. Их тексты отражают события второй половины ХVI века и начала ХVII века, причём большая часть их относится ко времени Ливонской войны — здесь похоронены воины, погибшие в бою, либо при обороне древней святыни Псковской земли. В течение последних лет керамиды прочитаны и обмерены. Составлен свод 325 керамид, из которых 105 — керамические, 220 — известняковые. Эту работу выполнили М. Гловинская и Б. С. Скобелицын. Керамические надгробия изготовлялись, по всей вероятности, в монастырском посаде.
Рядом с пещерами, в юго-восточной части нижней площадки, расположена Большая звонница, построенная в 1523 году. Это типично псковское сооружение имеет 6 пролётов разных размеров в соответствии с колоколами. Сейчас на звоннице 13 колоколов. Почти все они отлиты псковскими мастерами. Сохранились два колокола работы литейщика Тимофея сына Андреева (1540 и 1544 годы). В 1558 году мастерами Кузьмой сыном Васильевым и Логином сыном Семёновым отлит большой (высота 170 см) колокол для Печорского монастыря. Все колокола имеют декоративное убранство в виде рельефных надписей, полоски растительного орнамента с вписанными фигурками животных. В настоящее время здание звонницы несколько изменило свой первоначальный вид. В начале ХVIII века было переделано покрытие звонницы, надстроен один дополнительный звон и пристроены Часовая башенка и нижний входной тамбур. Большая звонница является центром композиции ансамбля главной монастырской площадки.
Рядом со звонницей расположена ризница. Предполагают, что она была построена в конце ХVI века — начале ХVII века. До постройки Сретенской церкви ризница была видна со всех сторон. Из-за перепада рельефа между верхней и нижней площадками северный фасад ризницы имеет три яруса, а западный только два. К южному фасаду примыкает большое двухъярусное крыльцо, восточный фасад закрыт стеной Сретенской церкви. Фасады ризницы выглядят очень нарядно благодаря окраске стен в кирпично-красный цвет, контрастирующий с белым цветом оконных наличников, поясков и карнизов. В прошлом ризница была богатейшим хранилищем ценностей, поступавших в монастырь в течение нескольких веков. Здесь хранились дары русских царей, бояр, князей, купцов и богатых людей — всего на сумму около 5 миллионов рублей золотом. В Великую Отечественную войну ризница была разграблена фашистскими оккупантами. У западной стены ризницы висит било ХVI века. Это четырёхметровая железная дуга, использовавшаяся до постройки звонницы как колокол и набат. Рядом с входом в пещеры устроен ход на так называемую святую гору, где сохранилось несколько древних дубов.
В восточной части площадки за Сретенской церковью находится Благовещенский храм, построенный в 1541 году на месте древней деревянной церкви Сорока мучеников. Сначала одноглавая церковь стояла отдельно от других сооружений, потом она не только подверглась внутренними переделкам, но была обстроена другими зданиями. Особенно церковь пострадала после пристройки большой трапезной палаты, которая позднее была приспособлена для Сретенской церкви. На остальной территории нижней площадки в северо-восточном направлении расположены Лазаревская церковь, а также здания братского корпуса и трапезной (построены в конце ХIХ века). Лазаревская церковь построена между 1792 и 1800 годами. При ней была монастырская больница. Здесь также помещался епархиальный свечной завод. В середине площадки — два колодца: древний и артезианский (построен в 1911 году, сейчас не действует). Древний колодец монастыря большую роль сыграл в период Ливонской и Северной войн, снабжая защитников крепости водой.
Из путеводителя: Таратушко Арсений Трофимович, Петров Глеб Викторович «Изборск. Печоры». — г. Ленинград, издательство «Лениздат», 1971

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?