Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь. Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца.

Сразу за главными воротами Свято-Успенского Псково — Печерского монастыря находится целый комплекс сооружений, состоящий из Никольской башни, церкви Николы Ратного, двухпролетной звонницы и некогда главных ворот монастыря. Построить церковь над Святыми воротами предложил игумен Корнилий, а воплотил идею в 1564-65 годах архитектор Петр Заболотный. Строили из традиционной в этих местах известняковой плиты. Под каменное крыльцо церкви было сложено оружие для обороны храма. Внутри поставили деревянное изображение Николая Чудотворца во весь рост, с митрой на голове и мечом в руке. Ворота под Никольской церковью долгое время служили главным въездом в монастырь. В настоящее время в храме хранится расписной иконостас, резная икона Николы Можайского, икона конца XVII века с изображением монастыря. Иконостас расписан в 1686-1688 годах тремя иконописцами. В 1986 году в Никольской башне был освящен придел преподобномученника Корнилия.

Комплекс Никольского храма в Псково-Печерском монастыре: Никольская башня, надвратная церковь святителя Николая Ратного и малая звонница обители
Церковь святителя Николая Чудотворца (1564 год) в Псково-Печерском монастыре представляет собой довольно редкое сооружение для Пскова – во всяком случае, нам пока больше не известны случаи возведения в городе надвратных храмов. Храм Николы Ратного (или Вратаря) пользовался особым почитанием в обители. Он расположен над Святыми вратами – главным входом в монастырь. Слева от церкви находится Никольская башня, имеющая с ней одно перекрытие. Она примыкает к храму двумя торцами своих стен. Крепостные стены с массивными башнями вокруг обители были возведены в 1558-1564 годы. Такой небольшой временной промежуток объясняется необходимостью как можно быстрее превратить монастырь в укрепленную крепость, так как в период Ливонских войн он находился под постоянной угрозой нападения. Некогда небольшая территория между воротами, Никольской и Тюремной башнями была обнесена замкнутой стеной и представляла собой «острог» или «захаб» — внутренний двор, представлявший собой вторую линию обороны [1,2].
Церковь Святителя Николая была предназначена, главным образом, для окормления небольшого монастырского гарнизона, отсюда и происходит ее второе название. Возводил ее местный мастер -Павел Заболоцкий «во иноцех Пафнутий», впоследствии погребенный в монастырских пещерах. Запись в летописи обители за 1564 год так сообщает об этом строительстве: «Того же лета совершена бысть церковь каменая в Печерском монастыри на воротех во имя святого Николы Чюдотворца» и в другом месте: «Создана Николаевская, что на Святых воротах церковь, в лето 7073 (1565) иждевением монастыря» [3].
Убранство Никольского храма довольно сдержано – белоснежную гладь стен прорезают плоские лопатки, соединенные дугами, и небольшие окна. Церковь перекрыта сомкнутым сводом на ступенчато повышающихся арках. Единственная главка и довольно большая апсида украшены традиционными «поясками» из фигурного кирпича: ажурными «городками» и «ширинками». В небольшие нишки под самой главкой вставлены яркие поливные изразцы. Узкие окна барабана создают дополнительный световой пояс в интерьере. Снаружи их венчают характерные для псковской архитектуры «бровки».
По мнению некоторых исследователей, существующее четырехскатное перекрытие могло быть не первоначальным. На эту мысль наводят окна барабана, как бы «утопленные» в кровлю [1]. Кроме того, интересный материал для предположений об изначальном облике храма дает деревянный образ святителя Николая Можайского (не позднее конца XVI века), хранящийся в специальной нише в притворе — помещении между храмом и крыльцом. В описи 1682 года он упомянут так: «Образ Никола чюдотворец в киоте, резной в чюдесах, а по сторонам вверху писаны святые перед образом свеча восковая с краски, с наделкою белого железа». Этот иконографический тип святителя Николая «с мечом и градом» почитался как образ защитника города (в данном случае – монастыря), что как нельзя лучше соответствует назначению интересующего нас храма. Модель церкви в левой руке святителя выполнена чрезвычайно тщательно. На ней хорошо видно, что стены имеют нарядное трехлопастное завершение (так же как у еще одной церкви обители – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы 1541 года) [1].
Северная стена храма «утоплена» в стене Никольской башни [2]. Южная – обращена к спуску на нижнюю площадку монастыря – печально известный «Кровавый путь». По преданию, здесь, перед воротами обители, государь Иоанн IV Грозный в 1570 году убил игумена Корнилия, позже прославленного в лике священномучеников. По этой дороге братия несла тело убитого к пещерам – месту погребения иноков. Есть и другая версия происхождения этого мрачного названия – по сторонам дороги издревле изобильно рос красный шалфей, известный своими целебными свойствами.
Особенно живописен силуэт Никольской церкви с западной стороны. Некогда с этой стороны находилась стена, непосредственно соединяющая церковь с Тюремной башней и замыкающая «острог». Возле притвора эта стена служила основанием для двухпролетной звонницы, имеющей удивительно красивый и гармоничный силуэт. Внизу под звонницей к стене пристроили высокое крыльцо, служащее для входа в церковь на высоком подклете. С двух сторон оно украшено широкими открытыми проемами.
«Малая» звонница Псково-Печерского монастыря заслуживает особенного упоминания. В XVI –начале XVIII века крыльцо Никольского храма заслоняла стена Острога. В более позднее время стену разобрали, и ее участок сохранился только под звонницей. Подобный тип звонниц – с двумя пролетами, на самостоятельном основании, но примыкающих к храму, появился в псковском зодчестве примерно в середине XVI века. Они известны преимущественно по архитектуре монастырей. Примерами этому могут служить звонницы Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря и собора Рождества Иоанна Предтечи Иоанновского монастыря (отреставрирована в старых формах в 1948 году). Звонницы Мирожского и Печерского монастырей сравнивали уже в начале ХХ столетия [5]. Действительно, обе они имеют два пролета наверху и основание в виде плоской стены. Только в первом случае проемы для колоколов расположены в два ряда (нижний ряд прорезает стену), а во втором – в один. Верхняя часть всех трех звонниц тоже очень характерна – это три массивных столпа с выемками для очепных валов (колокола на таких звонницах были предназначены для раскачивания с земли при помощи специальных шестов – очепов), с полукруглыми арками между ними, увенчанными живописными фронтончиками-городками. У городских храмов Пскова такое же завершение мы видим (вживую, или на реконструкциях) у звонниц храмов Похвалы Пресвятой Богородицы (1462 год) на Романовской (Романихе) улице (упразднена в 1787 году) [4] и святителя Николая со Усохи (1535 год). Звонницы аналогичного рисунка, что в наши дни возвышаются над притворами церквей Петра и Павла с Буя (1540 год), Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома (1581-1582 годы), Святой Троицы в Доможирке (1558 год), Вознесения Господня (Старое Вознесение, 1550-е годы), были восстановлены на основе приведенных выше примеров.
В XIX веке звонницу основательно застроили, чем возмущались многие крупные ученые. «…Пристройка к звоннице трех дощатых стен (с востока, юга и запада), которые, вместе с четырехскатной крышей и луковичной главкой, превратили звонницу в безобразную колокольню…» [5]. «…Малая звонница Печерского монастыря … испорченная деревянным тамбуром, закрывшим одну ея сторону и образовавшим с ней четырехугольную башенку, покрытую четырехскатной крышей и увенчанную смешной главкой» [7]. Их мнение разделяли ученые и второй половины века [2]. Еще больший урон звонница претерпела во время Великой Отечественной войны – один из ее проемов сильно повредил артиллерийский снаряд. Восстановили его по обмерам, изображениям и аналогам в 1945 году [2].
О времени строительства звонницы Псково-Печерского монастыря нет единого мнения. Одни исследователи считают, что ее возвели в 1580-е годы, основываясь на времени появления в обители ее колоколов [2], другие допускают, что она могла быть поставлена одновременно с храмом [1,6].
Количество колоколов в подборе «малой» звонницы в разные периоды колебалось от двух до девяти. В описании за 1586 год читаем: «У церкви колоколница каменна, а на ней два колокола: в большем весу 45 пуд, рощеплен, а в другом 22 пуда без четверти, а ныне вместо большего колокола, что рощеплен, поставлен из полонских колоколов, а весу в нем неведомо» [8]. «Полонские» колокола появились в обители в 1581 году. Согласно монастырскому преданию, их отбили у солдат войска Стефана Батория, в течение долгого времени безуспешно осаждавшего Псков и древний монастырь. Эти два колокола «довольно грубой и одинаковой работы, без всякой надписи» происходили со звонницы храма святителя Николая Чудотворца, что находилась в Напольном погосте Кобылинской области. Вес их определен и составляет около 40 пудов [2,6,9].
Еще три колокола, ныне находящиеся на звоннице, были отлиты в XVII веке. Два небольших перенесли сюда в начале XIX столетия от упраздненной монастырской церкви св. Димитрия Ростовского, располагавшейся возле келий. Меньший из них, без всяких надписей и декора, имеет вес всего 2 пуда 24 фунта и датируется серединой XVII – началом XVIII века. На втором отлит краткий текст: «Лит сей колокол лета 7188 (1680) месяца марта в В (2) день». Наконец, наиболее известный в литературе колокол, подробнее о котором речь пойдет ниже, был отлит в самом монастыре в 1601 году [6,9]. Не все из перечисленных колоколов находились на звоннице единовременно: одни из-за трещин они становились непригодны для звона, их заменяли другими. В конце XIX века в подбор входили пять колоколов: два «полонских» (ранее 1581 года), третий (1680 год) и четвертый (середина XVII – начало XVIII века), пятый — 1601 года [6]. Сейчас на звоннице четыре колокола: судьба одного из колоколов XVI века пока неизвестна [9].
Особенно из этих четырех примечателен колокол 1601 года. По своей форме он восходит к лучшим традициям псковского литья XVI века, но уже носит черты некоторого их упадка. По мнению исследователей, его форма несколько грубовата. Он не имеет плавного изгиба профиля, и отличается резким переходом к массивному валу [10]. Надпись на колоколе расположена в четыре ряда: «лета 7109 (1601) маия в 30 день при державе государя царя и великаго князя Бориса Феодоровича всея Руси и при епископе псковском Геннадии в дом Пречистой Богородицы в Печерский монастырь повелением игумена Иакима с братиею слит бысть колокол сей мастером старцом Сергием Дубининым» [6,9].
Личность мастера – старца Сергия Дубинина хорошо известна в истории русского литейного дела. В миру его звали Семен Дубинин. Есть основания предполагать, что он учился у немецкого мастера Кашпира Ганусова вместе с прославленным литейщиком Андреем Чоховым. В 1590-е годы (вплоть до1598 года) оба они считались ведущими мастерами московского Пушечного двора [11]. В этот период Семен Дубинин упоминается в документах как «пушечный литец».
Два орудия его работы сейчас хранятся в музее Артиллерии Санкт-Петербурга. Одно из них – пищаль «Свиток» (1591 года) весом в 290 пудов находится в фондах музея. Она нарядно украшена литыми «травами». На тарели отлито изображение единорога, борющегося со львом. На казенной части помещена надпись: «Божией милостию царь и великий князь государь Феодор Иванович всея Руси. Зделана пищаль Свиток лета ЗЧθ (7099, т.е. 1591) году делал Семенка Дубинин». Декор дульной части представляет собой спирально извивающийся свиток, что и дало название пищали. Использовалась она как стенобитное орудие в осадной артиллерии. В 1723 году купцы Барсуков и Аникеев выкупили его у шведов после разгрома под Нарвой. Впоследствии его установили в Великом Новгороде, а в конце XIX века передали в собрание музея [12,13].
Второе орудие – пушка (или «пищаль великая») «Медведь» (1590 год) весом в тоже в 290 пудов, с литой фигурой медведя на винграде, во второй половине XVII века стояла на Торговой площади во Пскове [12,13]. На ее казенной части в фигурном картуше отлита следующая надпись: «Божией милостию царь и великий князь государь Феодор Иванович всея Руси. Зделана пищаль Медведь в лето ЗЧИ (7098, т.е. 1590 год) делал Семенка Дубинин». Сейчас ее можно увидеть во внешней экспозиции, у стен музея Артиллерии.
Третье орудие только предположительно можно отнести к работам мастера. В описи вооружения крепости Смоленска упомянута пищаль «Волконейка»* с такой надписью: «слита бысть пищаль волконейка, мастер Псковитин Степанко Дубинин» [14]. Мастер здесь назван Степаном, но, возможно, это следствие неточного прочтения. Судьба его на данный момент неизвестна, и прочесть надпись более точно не представляется возможным.
Из описания пищалей мастера видно, что все они представляли собой творения сложные по техническому исполнению и высокохудожественные по своему декоративному убранству. Напрашивается вопрос, почему же мастер такого высокого уровня, приняв постриг, и перейдя к литью колоколов, довольствовался изделиями довольно грубой формы и почти лишенными декора? Возможно, это объясняется вынужденной переменой в жизни литейщика. На склоне лет он попал в опалу, принял постриг в Псково-Печерском монастыре, но пробыл в нем недолго. Именно в этот период он изготовил колокол 1601 года в скромной монастырской мастерской. Из монастыря его сослали в Казань, затем в Верхотурье. Данных он последних годах его жизни пока не найдено [9].
Библиография:
[1] Морозкина Е.Н. Церковное зодчество древнего Пскова. М., 2007. Т.2. С.: 5-6
[2] Рабинович Г. Архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря. С.: 57-86 // Архитектурное наследство. М., 1956. Вып.6. С.: 72-75, 77, 79
[3] Описание Псково-Печерского монастыря. Дерпт, 1821. С.: 15
[4] Спегальский Ю.П. По Пскову XVII века. Л., 1974
[5] Красовский М.В. Псковские звонницы. С.: 282-283 // Зодчий. 1906. №№ 23-24 и 27-28. С.: 241-243;249-252; 281-286; 289-294. Илл.: 27, 28
[6] Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Остров, 1893. С.: 96-98
[7] Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1910. Т.1. С.: 260
[8] Псковский Печерский монастырь в 1586 году. С.: 268 // Старина и новизна: Исторический сборник. Спб., 1904. Т.7. С.: 255-272
[9] Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. Спб., 2000. С.: 34-37; 102
[10] Плешанова И.И. Колокола псковских литейщиков XVI-XVII веков // Колокола: История и современность. М., 1985. С.: 115
[11] Григорий Романов. Святыни Сретенского монастыря. Колокола Сретенской обители. Часть. 2: http://www.pravoslavie.ru/sm/33397.htm#_ftn10
[12] Струков Д.П. Путеводитель по Артиллерийскому историческому музею. Спб., 1912. С.: 15; Михайлов А.А. Мастера-изготовители орудий, состоявших на вооружении Пскова в XVII веке // Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков, 1993
[13] Мазуркевич Н. О пушечном литейном искусстве в России. С.: 529-559 // Журнал Министерства народного просвещения. 1838. Т. XIX. № 9. С.: 536-537
[14] Опись Смоленску, приему пушкарского головы Прохора Шубина (1667-1671 годы). С.: 304 // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным археографической комиссией. Спб., 1853. Т.5. №51. С.: 294-310.
«Волконейка», «волконея», «волкомейка» — мелкокалиберная, короткоствольная пищаль.

При входе в монастырь на левой стороне, на горе, стоит каменная церковь во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца. Она устроена над святыми воротами в 1565 году преподобным Корнилием при участии Павла Петровича Заболоцкого, в иночестве Пафнутия. (Он происходит из Московских бояр и участвовал в походах Ливонской войны). Эта церковь привлекает к себе богомольцев резным изображением Николая Чудотворца в полном святительском облачении, с накладной митрой на главе. Он держит в правой руке меч, а в левой трехглавую церковь.
При Никольском храме устроена в одно время с ней каменная небольшая колокольня, бывшая звонницей; к трем каменным столбам в одну линию, уже в позднейшее время, приделаны с трех сторон тесовые стенки с одним окном. На колокольне висит пять различной величины колоколов; из них два без всякой надписи. Как видно из древней монастырской летописи, они были отбиты в 1581 году монастырскими людьми от войск польского короля Стефана Батория. Колокола эти были вывезены ими из Кобылинской области, погоста Напольного, от храма Св. Николая Чудотворца. Два небольших колокола в числе других принесены сюда от Дмитриевской упраздненной церкви, а пятый средний вылит в монастыре, как видно из надписи, в лето 7109 (1601) Мая в 30 день «при державе Государя Царя и великаго князя Бориса Феодоровича всея Руси, и при Епископе Псковском Геннадие, в дом Пречистой Богородицы в Печерский монастырь, повелением Игумена Иоакима с братиею… мастером, старцем Сергием Дубининым». И сегодня в Никольском храме совершаются богослужения по четвергам, когда Церковь вспоминает Святителя Николая.
В 1986 году в обители освящен храм в честь святого преподобномученика Корнилия, расположенный в надвратной башне, примкнувшей к Никольскому храму. Башня эта была создана по благословению святого игумена Корнилия более 450 лет назад. Господь усмотрел Своим всевидящим оком место храму, и благодатию Божией по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и митрополита Псковского и Порховского Иоанна совершилось это чудное и славное деяние. В прежнее время здесь кончалась оградительная стена. Храм устроен над святыми вратами, ведущими в обитель. По преданию, именно за этими вратами преподобный игумен Корнилий принял мученическую кончину.
http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/index.php/putevoditel/19-nikolskij-khram

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?