В ходе воссоздания монастыря территория его «нижней» усадьбы (современный п. Печенга) подверглась основательным перепланировкам, и активное строительство продолжалось до 1917 г. «В первые месяцы управления о. Ионафана Трифоново-Печенгским монастырём, над могилою 116 мучеников построена деревянная часовня в честь Рождества Христова…»
До создания часовни братская могила представляла собой небольшой могильный холмик с внушительным крестом, огороженный низким забором из штакетника: «Место древней обители было заселено самовольно поселившимися колонистами, а на могиле ста шестнадцати убиенных стоял деревянный крест, обнесённый деревянной решёткою и небольшая около могилы церковь с ветхим для священника домиком, окружённым складочными амбарушками коренных жителей-лопарей Печенгского погоста». Очень высокая часовня (19 венцов) была значительно поднята над каменистой площадкой. В 1905–1908 гг. часовню перестроили в церковь Рождества Христова на массивном валунном фундаменте. В алтарной части располагалась специальная погребальная камера (крипта) с каменной плитой, по легенде накрывавшей останки погибших монахов.
Монастырь официально ликвидирован большевиками в 1920 г., но продолжал существовать в период 1921–1940 гг., когда Печенга входила в состав Финляндии. Церковь Рождества Христова была властями передана лютеранской общине Петсамо.
http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/sh_12.htm
… Остановимся подробнее на ситуации с местонахождением «могилы 116 мучеников» в Печенге в ХIX в. Обычно в качестве источников по этому вопросу используются эмоциональные воспоминания туристов и паломников, посещавших обитель, и литературный очерк 1885 г. профессора Королевского университета Христиании Й.А. Фрииса. Мы можем опереться только на свидетельства летописца обители Д.А. Ануфриева и писателя-историографа Н.Ф. Королькова. Нельзя не отметить, что произведения этих авторов не являются историческими исследованиями и представленная в них монастырская хроника периода восстановления не избежала схематичности, тенденциозности и некоторых неточностей в изложении.
Итак, к моменту прибытия на реку Печенга первой группы монахов в 1886 г., на месте бывшей нижней усадьбы монастыря располагались небольшая Свято-Троицкая часовня (построена в 1808 г.), рядом с ней «место братской могилы» – холмик с высоким крестом, домик священника и хозяйственные строения местных жителей. На нечёткой фотографии этого времени, сделанной с севера, видно, что крест установлен в нескольких метрах к юго-западу от входа в церковь. Мы можем только предполагать насколько верно нахождение «могилы 116 мучеников», показываемой паломникам, во второй половине XIX в. отражало истинную ситуацию с реальным местом захоронения 1590 г. Из устных свидетельств существовали только популярные у местного населения предания о легендарных исторических событиях конца XVI в., охотно пересказываемые в записках путешественников.
«В первые месяцы управления о. Ионафана Трифоново-Печенгским монастырём, над могилою 116 мучеников построена деревянная часовня в честь Рождества Христова…», – пишет Н.Ф. Корольков. Строительство начато зимой 1890 года, и на фотографиях здание часовни выглядит очень внушительным, высоким, капитально возведённым сооружением: 19 венцов толстых брёвен, специально привезённых из Архангельска, валунный фундамент, железная крыша с куполом на барабане.
По замыслу игумена, часовня должна была «накрыть» место могилы. Специально для того, чтобы убедиться в наличии захоронения и его облагородить, в будущем своеобразном «склепе» произвели небольшие поисковые земляные работы, которые не дали желаемого результата. Не были найдены костные останки и «при копании ям для подстенных устоев» часовни, хотя «какой то помост из плит» и «церковные вещи» упоминаются:
«В декабре 1890 г., при копании ям для подстенных устоев этой часовни, найден каменный помост из плит, на котором лежали церковные вещи – лампадка, железные скобки от подсвечников, древние крюки и слиток из камня, кирпича с вплавленной в них человеческой кровью и костями, что служит доказательством предания, что страдальцы были убиты в церквии сожжены вместе с нею». Таким образом, единственным «доказательством» трагедии 1589 г. стал «слиток из камня, кирпича с вплавленной в них человеческой кровью и костями», который впоследствии хранился в церкви Сретения Господня вместе с другими реликвиями. Подобного рода «самочинное» освидетельствование уже проводилось настоятелем в «верхнем» монастыре, где в 1890 г. вскрывались три могилы под полом Сретенской церкви: «После вскрытия старого пола, в земле неглубоко зарытые были найдены остатки троих неизвестно кого погребённых, кости их вполне сохранились. По этому поводу отслужили над ними панихиду, зарыли в землю и поставили в головах каждого в подполе под солеею по деревянному кресту».
«Крипта» с большой намогильной плитой всё же была устроена в подклети часовни и стала главным сакральным местом «нижней» усадьбы Печенгского монастыря. Князь Е. Львов, посетивший Печенгу в 1894 г. вместе с министром С.Ю. Витте, даёт её краткое описание: «С.Ю. Витте пошёл в бревенчатую часовню или вернее небольшую церковь, не щеголяющую особым убранством и внутри. Впрочем, в ней имеется крупная достопримечательность. Её алтарь построен над могилою братии, убиенных пиратами 25 дек. 1590 года, в количестве 50 иноков и 65 послушников. Под алтарём снаружи храма имеется ход в небольшое помещение вроде склепа, с общим памятником» .
Выскажем ещё одну гипотезу, что настоятеля Ионафана, в контексте обыденной монастырской практики ХIX в. по созданию «мемориальных объектов» для посещения паломниками, вполне устаивала ситуация неопределённости местонахождения «братской могилы». Поэтому часовня стала возводиться не над могильным холмом, чему мешало старое здание Святотроицкой церкви, а в стороне к западу. В этом случае термин «над местом упокоения» уже изначально нёс некоторую смысловую условность, в значении «около» или «рядом».
В 1905–1908 гг. часовню перестроили в церковь Рождества Христова и специальная погребальная камера с каменной плитой, по легенде накрывавшей останки погибших монахов, стала находиться под алтарём…
По материалам: М.М. Шахнович «Археологические работы по поиску «братской могилы 116 мучеников» Трифонов-Печенгского монастыря», http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/sh_12.htm