После 1917 года судьба Николо-Перервинского монастыря слилась с трагической судьбой всей России. После закрытия, примерно в 1940 году, Иверский собор использовался под склады и цеха мелких предприятий. Прмерно в это же время здание было передано заводу Станкоконструкций. После 1952 года собор утратил главы, кресты, иконостас и все убранство интерьера. Цветные стекла были заменены на простые. Была утрачена большая часть кровли и заложены боковые проемы крыльца. В конце 1960-х годов при приспособлении под цех завода, с разрешения Госинспекции по охране памятников г.Москвы, была забелена живопись и устроены междуэтажные перекрытия из железобетонных плит, которые разделяли его внутреннее пространство на три этажа, а с востока сделаны пристройки. Когда-то величественный Иверский собор представлял из себя жалкое зрелище: обезглавленный, на кровле его росли кустарник и трава, а внутри работали станки.
Со страниц издания Патриаршего подворья храмов Николо-Перервинского монастыря
В смутное для России время, накануне трагических событий 1905 года, митрополит Владимир благословляет строительство в загородном Николо-Перервинском монастыре собора в честь Иверской иконы. Четыре года спустя, 7 сентября 1908 года, состоялось освящение вновь построенного собора.
Из Иверской часовни у Воскресенских ворот была вынесена чудотворная Иверская икона Богоматери, и крестный ход двинулся от часовни через всю Москву в монастырь. Когда вечером процессия прибыла к Николо-Перервенскому монастырю, то вся местность, окружавшая обитель была переполнена богомольцами, собравшимися из окрестных сел и деревень, а также прибывшими из Москвы. Чудотворная икона была внесена в новый соборный храм и поставлена посреди его на особо месте. В девять утра началось освящение главного престола во имя Иверской иконы Божией Матери, 21 сентября был освящен правый придел в честь святого равноапостольного Великого Князя Владимира, левый придел в честь святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна был освящен в 1909 году, на третий день Пасхи.
Архитектором этого величественного храма, вмещавшего в себя более 3000 богомольцев, был Петр Алексеевич Виноградов. Красивый резной вызолоченный иконостас был сооружен И.А. Соколовым, святые иконы писаны по вызолоченному фону придворным иконописцем Василием Павловичем Гурьяновым, драгоценные облачения сделаны братьями Заглотиными.
20 мая 1910 года, архимандриту Иоанникию было дано разрешение окрасить главы в поднебесный цвет с матовыми звездочками. Первоночально собор не был расписан внутри. В 1910 году началась его роспись артелью художников во главе с В.П. Гурьяновым. Образцом для Гурьянова было творчество В.М. Васнецова, как и для многих церковных художников того периода. Росписи Васнецова в кафедральном Владимирском соборе Киева сказались отчасти и на живописных изображениях Иверского собора.
Со страниц издания Патриаршего подворья храмов Николо-Перервинского монастыря.
После передачи в 1993 году всех зданий Николо-Перервинского монастыря Русской Православной церкви, Иверский собор, столько претерпевший, стал постепенно восставать к жизни. Сначала разобрали химический склад за собором, таким образом освободив проход для крестного хода. В апреле 1995 года была отслужена в храме первая Божественная литургия. Собор был очищен от бетонных перекрытий, труб, столбов, железа и прочего. Все это было вынесено с территории руками прихожан, которые трудились здесь день и ночь. Всего несколько человек, в удивительно короткий срок, вымыли и вычистили собор, на стенах которого видны были многочисленные раны и шрамы, свидетельствовавшие о непростой судьбе обители. В апреле 1996 года из Иверской часовни, что у Воскресенских ворот Московского Кремля, в собор крестным ходом была принесена Иверская икона Пресвятой Богородицы. Весной 1998 года Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием было совершено освящение восьмиметрового позолоченного креста, который был воодружен на главный купол Иверского собора. В течении последующих лет на Иверский собор были вознесены и остальные шестнадцать крестов. Продолжилась внутренняя реставрация собора — воссоздание живописных изображений на его стенах и сводах. В октябре 2002 года была закончена установка каркаса будущего иконостаса.
Со страниц издания Патриаршего подворья храмов Николо-Перервинского монастыря.
Предыстория постройки Иверского собора в Николо-Перевинском монастыре напрямую связана с Иверской часовней у Воскресенских ворот Красной площади, которая с 60-х годов ХVII века стала принадлежать обители. В 1669 году в ней была поставлена икона Иверской Божией Матери. В 1680 году Неглинские ворота, на внутренней стороне которых она находилась, были перестроены и стали называться Воскресенскими, а деревянная часовня с тогда уже чтимой москвичами иконой была поставлена на месте прежде бывшей снаружи ворот лавки Перервинского монастыря. При часовне было и монастырское подворье; совершать требы в ней направлялись перервинские иеромонахи. Часовня и ее святыня — чудотворная Иверская икона Божией Матери, давала Николо-Перервинской обители духовное покровительство и материальные средства, способствовала содержанию на Перерве духовных школ.
Накануне трагических событий 1905 года, когда так явно и жестоко ополчились на Россию враги Православия и русского народа, священномученик Владимир (Боявленский; митрополит Московский и Коломенский) благословляет строить в загородном Николо-Перервинском монастыре собор в честь Иверской иконы. Храм задумано строить в русско-византийском стиле. Четыре года спустя, 7 сентября 1908 года, состоялось освящение вновь построенного собора, которое вылилось в истинное Торжество Православия. Из часовни была вынесена чудотворная Иверская икона Богоматери, и крестный ход, включавший десятки тысяч человек, двинулся от часовни через Москву в Николо-Перервинскую обитель. Во главе процессии следовал митрополит Московский Владимир. Из всех 24 храмов, находящихся по пути, под колокольный звон выносились навстречу хоругви и иконы и выходило духовенство; процессия останавливалась, причем владыка митрополит прикладывался к святым иконам и благословлял народ.
Пройдя всю Москву, Высокопреосвященнейший Владимир у Покровского монастыря оставил шествие и направился на лошадях в Перервинскую обитель, чтобы там встретить шествие, а крестный ход продолжал свой путь через пригородные селения. На следующий день в девять часов утра началось освящение главного престола нового собора во имя Иверской иконы Божией Матери, которое совершил Высокопреосвященнейший Владимир соборно с тремя преосвященными, тринадцатью архимандритами из Московских и подмосковных монастырей и другим духовенством, при пении хора Чудовского монастыря. Через несколько дней после освящения главного Иверского придела, в воскресный день 21 сентября , митрополит Владимир вновь посетил Николо-Перервинский монастырь, чтобы освятить правый придел Иверского собора, названный в честь святого равноапостольного Великого Князя Владимира. Левый придел Иверского собора в честь святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна был освящен митрополитом Владимиром в 1909 году, на третий день Пасхи.
Архитектором этого величественного храма, вмещающего в себя более 3 тысяч богомольцев, был Петр Алексеевич Виноградов. Красивый резной вызолоченный иконостас был сооружен И.А. Соколовым, святые иконы писаны по вызолоченному фону придворным иконописцем Василием Павловичем Гурьяновым, драгоценные облачения сделаны братьями Заглотиными.
Два года спустя, 20 мая 1910 года, архимандриту Иоанникию было разрешено произвести вновь под наблюдением архитектора окраску куполов и кровли на Иверском соборе, так как появилась опасность порчи кровельного железа. Прежняя окраска глав на куполе белого цвета оказалась особенно неустойчивою, поэтому архимандрит Иоанникий просил разрешения окрасить главы в поднебесный цвет с матовыми звездочками, что и было исполнено.
Первоначально храм расписан внутри не был. Известна фотография иконостаса Иверского собора 1909 года с автографом архитектора П.А. Виноградова, на которой стены собора еще без росписи. Очевидно, собор был расписан в последующие годы. Работала артель художников во главе с Василием Павловичем Гурьяновым, иконописцем и реставратором, автором нескольких книг. Происходил он из семьи потомственных художников-иконописцев Владимирского села Мстеры. В искусстве его времени преобладал так называемый стиль модерн. Образцом для Гурьянова, как и для многих других церковных художников того периода, было творчество Виктора Михайловича Васнецова, что сказалось отчасти и на живописных изображениях Иверского собора.
http://перервинский-монастырь.рф/hram-monastir/iverski-sobor
Предыстория постройки Иверского собора в Николо-Перевинском монастыре напрямую связана с Иверской часовней у Воскресенских ворот Красной площади, которая с 60-х годов ХVII века стала принадлежать обители. В 1669 году в ней была поставлена икона Иверской Божией Матери. В 1680 году Неглинские ворота, на внутренней стороне которых она находилась, были перестроены и стали называться Воскресенскими, а деревянная часовня с тогда уже чтимой москвичами иконой была поставлена на месте прежде бывшей снаружи ворот лавки Перервинского монастыря. При часовне было и монастырское подворье; совершать требы в ней направлялись перервинские иеромонахи. Часовня и ее святыня — чудотворная Иверская икона Божией Матери, давала Николо-Перервинской обители духовное покровительство и материальные средства, способствовала содержанию на Перерве духовных школ.
Накануне трагических событий 1905 года, когда так явно и жестоко ополчились на Россию враги Православия и русского народа, священномученик Владимир (Боявленский; митрополит Московский и Коломенский) благословляет строить в загородном Николо-Перервинском монастыре собор в честь Иверской иконы. Храм задумано строить в русско-византийском стиле. Четыре года спустя, 7 сентября 1908 года, состоялось освящение вновь построенного собора, которое вылилось в истинное Торжество Православия. Из часовни была вынесена чудотворная Иверская икона Богоматери, и крестный ход, включавший десятки тысяч человек, двинулся от часовни через Москву в Николо-Перервинскую обитель. Во главе процессии следовал митрополит Московский Владимир. Из всех 24 храмов, находящихся по пути, под колокольный звон выносились навстречу хоругви и иконы и выходило духовенство; процессия останавливалась, причем владыка митрополит прикладывался к святым иконам и благословлял народ.
Пройдя всю Москву, Высокопреосвященнейший Владимир у Покровского монастыря оставил шествие и направился на лошадях в Перервинскую обитель, чтобы там встретить шествие, а крестный ход продолжал свой путь через пригородные селения. На следующий день в девять часов утра началось освящение главного престола нового собора во имя Иверской иконы Божией Матери, которое совершил Высокопреосвященнейший Владимир соборно с тремя преосвященными, тринадцатью архимандритами из Московских и подмосковных монастырей и другим духовенством, при пении хора Чудовского монастыря. Через несколько дней после освящения главного Иверского придела, в воскресный день 21 сентября , митрополит Владимир вновь посетил Николо-Перервинский монастырь, чтобы освятить правый придел Иверского собора, названный в честь святого равноапостольного Великого Князя Владимира. Левый придел Иверского собора в честь святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна был освящен митрополитом Владимиром в 1909 году, на третий день Пасхи.
Архитектором этого величественного храма, вмещающего в себя более 3 тысяч богомольцев, был Петр Алексеевич Виноградов. Красивый резной вызолоченный иконостас был сооружен И.А. Соколовым, святые иконы писаны по вызолоченному фону придворным иконописцем Василием Павловичем Гурьяновым, драгоценные облачения сделаны братьями Заглотиными.
Два года спустя, 20 мая 1910 года, архимандриту Иоанникию было разрешено произвести вновь под наблюдением архитектора окраску куполов и кровли на Иверском соборе, так как появилась опасность порчи кровельного железа. Прежняя окраска глав на куполе белого цвета оказалась особенно неустойчивою, поэтому архимандрит Иоанникий просил разрешения окрасить главы в поднебесный цвет с матовыми звездочками, что и было исполнено.
Первоначально храм расписан внутри не был. Известна фотография иконостаса Иверского собора 1909 года с автографом архитектора П.А. Виноградова, на которой стены собора еще без росписи. Очевидно, собор был расписан в последующие годы. Работала артель художников во главе с Василием Павловичем Гурьяновым, иконописцем и реставратором, автором нескольких книг. Происходил он из семьи потомственных художников-иконописцев Владимирского села Мстеры. В искусстве его времени преобладал так называемый стиль модерн. Образцом для Гурьянова, как и для многих других церковных художников того периода, было творчество Виктора Михайловича Васнецова, что сказалось отчасти и на живописных изображениях Иверского собора.
http://перервинский-монастырь.рф/hram-monastir/iverski-sobor