Печатники. Николо-Перервинский монастырь.

Перервинский Николаевский монастырь, заштатный, приписанный к митрополичьему дому, на берегу реки Москвы, в 9 верстах от города Москвы. Время основания неизвестно. Первое известие о нем встречается с 1567 года. Первоначально он назывался «Николою Старым». Настоящее наименование — позднейшее и произошло, по преданию, от того обстоятельства, что некогда протекавшая близ самых монастырских стен с западной стороны Москва-река внезапно прервала свое течение и, сделав крутой поворот в нескольких саженях от монастыря, пошла по направлению к селу Коломенскому.
В 1908 году освящен новоустроенный храм в честь Иверской иконы Богоматери, поражающий своим величием и красотой. При монастыре духовное училище и ( с 1906 года) училище для глухонемых ( помещающееся в здании, стоившем 100,000 руб. и обеспеченное вкладом на него монастыря в сумме 400,000 руб.). Монастырю принадлежит в Москве Иверская часовня (построенная в 1666 году) с празднуемой здесь 12 февраля и во вторник Пасхальной седмицы чудотворной иверской иконой Божией Матери (см. 31 марта). Святая икона в этой часовне помещена в небольшой, около 4 кв. аршин, нише; на иконе богатая золотая риза, украшенная крупным жемчугом и драгоценными камнями; первоначальная золотая риза, более простой работы, существовала до 1790 года; в этом же году, по благословению Московского первосвятителя Платона, купец Твердышев устроил новую богатую ризу, на что употреблено золота 27 фунтов 59 1/2 золотников; пред иконой висит большое паникадило; большую часть времени эта заветная Московская святыня развозится в нарочито устроенной богатой карете в 6 лошадей по Москве для служения усердствующими молебнов на дому, в часовне же остается вторая икона, точный снимок с чудотворной, пред которой постоянно совершаются молебны; Кроме икон Иверских, в трех стенах часовни помещено множество других в богатых окладах икон; в особенности по размерам и письму выделяются на боковых стенах иконы Спасителя и святого Николая чудотворца.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Время основания Николо-Перервинского мужского монастыря точно неизвестно, предположительно, XV в. Местность, где расположен монастырь издавна носит название Перерва (или Прерва) в связи с тем, что русло реки Москвы в этом районе меняло свое место, старое русло переставало быть проточным, и течение реки в старом русле прерывалось. История его прослеживается по документам с 1623 г. Монастырю принадлежали Иверская часовня с Иверской иконой Божией Матери (разрушена в 1929 г.) и часовня в дер. Выхине (сломана после 1917 г.). Калужская (за Калужскими воротами) и Серпуховская (у Серпуховских ворот) часовни во второй половине XIX в. были уступлены Николо-Перевинским монастырем Ферапонтову Лужецкому монастырю Можайского уезда Моск. губернии (ныне они разрушены). На протяжении 300 лет история монастыря связана с пребыванием тут знаменитых деятелей русской церкви. Жизнь монастыря конца XVII в. связана с частыми посещениями его десятым и последним перед 1917 г. Патриархом Московским и всея Руси Адрианом (1635-15.10.1700). Неоднократно совершая в монастыре богослужения, заботясь о нем, Патриарх Адриан построил здесь в 1696 -1700 гг; соборный храм св. Николая. Кончина его также произошла здесь, похоронен он был в Успенском соборе Кремля. Надвратный храм Толгской иконы Божией Матери построен в 1733-1735 гг. В 1775 г. при монастыре учреждена Перервинская семинария.
Период истории монастыря конца XVIII-нач. XIX в. связан с именем митр. московского Платона Левшина (29.6.1737-11.11.1812). На территории обители им был выстроен двухэтажный митрополичий дом (1807 г.). В 1812 г. монастырь был занят французами, но мало пострадал, так как драгоценные предметы были вывезены или частью скрыты. В ХIХ в. выстроены корпуса келий и каменная ограда. В конце XIX в. в монастыре была выстроена еще одна церковь — домовая во имя св. прав. Никодима. Монастырь был закрыт, вероятно, в конце 20-х гг., но богослужение в старом соборе совершалось до 1940 г. Впоследствии многие здания были перестроены, купола храмов — сломаны, монастырский комплекс был занят заводом металлической и пластмассовой игрушки. В 1970-х гг. весь комплекс монастыря был занят заводом металлорежущих станков. В 1990-х гг. появились планы передать монастырь Патриархии. Церкви были переданы Толгская надвратная церковь и Никольский собор.
Двухэтажный собор Николая чудотворца построен на месте древних храмов в 1696-1700 гг. В нижнем этаже его — придельный храм св. Сергия, построенный тогда же; в колокольне — церковь Успения Божией Матери, одновременная им. Освящен святейшим патриархом Адрианом в октябре 1700 г. В главной части иконостас 1712 г., стенопись 1773 г. Колокольня украшена четырьмя рядами ценных изразцов с серафимами, остроконечными розетками, «георгиевскими» крестами — от основания звона до верха барабана. По преданию, «золотую комнату» над церковью Успения под колоколами отделывал В. Растрелли. Облик старого собора был обезображен трубами, пристроенными заводом игрушки, внутреннее убранство уничтожено.
В конце 1970-х гг. в старом соборе началась медленная реставрация, к 1982 г. на нем установили позолоченный крест и новую луковичную главу, также покрытую сусальным золотом. Новый собор нач. ХХ в. и корпуса обители, бывшие ранее жилыми, до сих пор используются заводом ЭНИМС. В 1904-1908 гг. рядом со старым был построен новый собор в честь Иверской иконы Божией Матери (арх. П.А.Виноградов). В марте 1991 г. были возобновлены богослужения в старом соборе. Сегодня в монастыре идет реставрация и богослужения совершаются во всех храмах. В 1998 г. Патриарх Алексий II освятил приделы Иверского собора. Святыни. Особо почитаемые иконы Божией Матери «Державная», «Боголюбская» и «Иверская».
Источник: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?5_1475

Памятник митрополиту Платону (скульптор А.Бичуков) открыт в Николо-Перервинском монастыре в октябре 2008 года. Митрополит Платон (1737-1812 гг.) — выдающийся деятель Русской Православной Церкви. В сан митрополита возведен в 1787 году. В 1775 году Платон (тогда еще архиепископ Московский и Калужский) основал в Николо-Перервинском монастыре Духовную семинарию. Известен также как основатель семинарии в Спасо-Вифанском монастыре (ныне окраина г. Сергиев Посад) и реформатор Славяно-греко-латинской академии в Москве. Принимал активное участие в утверждении «единоверия» как формы воссоединения старообрядцев с православной церковью. Митрополит Платон — автор первого научного труда по истории Русской Церкви.
http://oldboy.icnet.ru/SITE_2103/MY_SITE/Monast/NIK_PER_MON_MOS/PAM.htm
Прекрасный проповедник, именуемый на Москве «вторым Златоустом» , законоучитель и воспитатель наследника Царского престола, будущего Императора Павла I , ставшего одним из благочестивейших русских Царей, он взрастил также целое поколение духовных иерархов и церковных пастырей. Один из самых просвещенных людей своего времени, он видел недостаток духовного образования, потребности которого не могли удовлетворить существовавшие тогда две духовные школы — Славяно-греко-латинская Академия и Троицкая семинария. Выбор его пал на заштатный Николо-Перервинский монастырь, недалеко отстоящий от Москвы, но в то же время удаленный от суеты столичной жизни. В 1775 году он, в то время еще архиепископ Московский и Калужский, основывает здесь семинарию, которая по праву стала именоваться Платоновской. Митрополит Платон любил устроенный им на Перерве сад духовного просвещения и до конца дней своих о нем заботился. Часто посещая Перервинскую обитель, он лично вникал во все стороны жизни семинарии. Заботясь о семинарском хозяйстве, трапезе, одежде для семинаристов, он обращал свое особое внимание на ход и характер преподавания. Он присутствовал на экзаменах, на диспутах, задавал вопросы, исправлял школьные упражнения, слушал ученические проповеди. Он радовался всякому проблеску таланта и дарования, всякому успеху в науках. Так, на экзамене в Перервинской семинарии он заметил одного ученика — Алексия Васильевича Виноградского, бедного сироту. Написанные им латинские стихи понравились владыке, и он стал выделять его, провидя в нем будущего своего преемника на Московской кафедре — архиепископа Августина. То же случилось и с другим учеником Перервинской семинарии — будущим митрополитом Московским Серафимом (Глаголевским).
Ревностная отеческая забота митрополита Платона о Перервинской семинарии не могла не принести своих плодов: на протяжении 39 лет своего существования она все время находилась в цветущем состоянии, и по отзыву самого основателя своего, «многих произвела успешных учеников и добрых священников». Под свое особое покровительство принял архипастырь и Николо-Перервинский монастырь, неустанно во все время своего святительства в Москве заботясь о приведении в порядок монастырских дел и о его благоустройстве.
Перечень трудов митрополита Платона по благоустроению Николо-Перервинской обители был с благословения самого архипастыря вырезан на каменной двухаршинной плите, вделанной в стену близ восточных дверей Никольского собора (она сохранилась и доныне), и насчитывает 38 пунктов. Вот некоторые из них: сделан чугунный пол в верхней Николаевской церкви; в 1777 году возобновлена там настенная живопись; в 1778 году между Патриаршими и Настоятельскими кельями построены каменные покои; в 1779 году возобновлены иконостас в Николаевской церкви и святые иконы; вызолочены главы на церквах Николаевской и Толгской; в 1784 году сделаны на колокольне железные боевые с четвертями часы; построены двухэтажные учительские каменные келлии под линию и фасад настоятельским; сделана каменная ограда монастырского сада; в 1805 году выстроен новый двухэтажный Архиерейский дом на западной стороне монастыря, примыкающий южным концом к Патриаршим келлиям; в 1786 году выровнена и выложена дерном в саду гора и нижний огород засажен плодовыми деревьями.
http://перервинский-монастырь.рф/history/platon-levshin

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?