Церковь Святого Духа построена в 1738 году в местечке Избег, названном так по сербскому исходу в 1690 году после ряда поражений туркам. От названия местечка церковь получила свое второе имя – «Збежская церковь». Уже в 1766 году местечко Избег было присоединено к городу Сентендре, и теперь это его пригород.
То есть, после церкви-предшественницы Белградского собора, которая по преданию была построена в камне и известна как «первобытная сербская церковь», Збежская церковь является второй православной церковью на территории современного Сентендре, построенной из твердого материала.
Неф низкий и очень вытянутый выполнен в стиле раннего барокко. Пристроенная во 2-й половине XVIII века колокольня несколько раз была обновлена в XIX веке, но при этом сохранила свой первоначальный архитектурный облик. Портал западного входа имеет каменный каркас с арочным фронтоном и деревянные резные двери с украшениями в виде косичек (в «copf» манере). По сторонам от входа выполнено по два пилястра. Пилястры поддерживают венец фасада, который также является торцом двускатной крыши нефа. Колокольня имеет большие окна, а по краям – пилястры с ионическими капителями. Завершает колокольню латунная крыша, которая была построена в ходе реконструкции в 1806 году.
Збежская церковь в XVIII веке имела простую алтарную преграду, на которой располагались различные иконы. В 1802 году в Збежскую церковь передан иконостас из Благовещенской церкви. Иконостас сделан неизвестными резчиками и иконописцами в 1721 году по типу старых образцов алтарных преград XVII века. Этот год указан в надписи на иконе Деисуса. Это первый резной иконостас в Сентендре. Тогда же написаны иконы Деисуса с шестью иконами апостолов (деисусный чин) и крест Христового распятия с иконами Богородицы и Иоанна Богослова. В художественном стиле неизвестные иконописцы опирались на традиции пост-византийского искусства. Это были без сомнения художники с юга, откуда происходит этот художественный стиль, т.е. переселенцы из южно-балканской провинции в конце XVII века. Выраженный линеаризм и простое композиционное решение указывают на происхождение. Эти иконы являются важными памятниками для изучения первого этапа левантийско-раннебарочного культурного симбиоза в Подунавье. Иконостас Збежской церкви – единственный сохранившийся иконостас того времени, и поэтому он является визуальным свидетельством сентендрейского искусства, о котором до недавнего времени было известно только по иллюстрированным рукописным книгам Рачана и Венцеловича.
Четыре престольные иконы (Святого Николая, Богородицы и Христа, Иисуса Христа и Святого Иоанна Крестителя) написаны около 1770 года. Работа неизвестных иконописцев из группы Теодора Грунтовича из Мосхополья, которые также расписывали церкви в Сербском Козине и в Секешфехерваре, и оставили после себя много икон в Будимской епархии.
В 1948 году храм был уступлен Римско-католической церкви, после чего значительно изменился его внешний вид и внутреннее убранство. Иконостас был передан православной Часовне Преподобного Симеона Столпника в Пече, откуда он недавно вернулся в Сентендре и частично выставлен в коллекции произведений церковного искусства, которая содержит книги и предметы культа Збежской церкви.
В настоящее время это действующая римско-католическая приходская Церковь Святого Андрея.
Авторский перевод с сербского языка.
д-р Динко Давидов и Деян Медакович. Сербские культурно-исторические памятники Сентендре. Проект «Растко»: Библиотека сербской культуры.
http://www.rastko.rs/rastko-hu/umetnost/likovna_i_primenjena/Sentandreja.html