Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь.

Основанная киевo-печерскими иноками в глубокой древности, Площанская пустынь расположена в живописном месте, на вершине горы над Площанским озером, давшим название и самой обители. Пустынь — основоположница старчества. В ней подвизались схимонах Афанасий (Захаров), ученик прп. Паисия Величковского, подвижник благочестия иеромонах Василий (Кишкин), будущие оптинские старцы Макарий (Иванов) и Леонид (Наголкин), короткое время жил свт. Игнатий (Брянчанинов), написавший здесь «Сад во время зимы». Земли, на которых расположен монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь, относились ранее к Орловской епархии (Севскому уезду). Севск и его окрестности были просвещены светом Христовой веры только в XII веке прп. Кукшей, затем они подверглись полному разорению Батыем, часто опустошались московскими воеводами. С XIII века эти земли входили в состав Черниговского княжества. Находясь на границе с Литвой, Севск видел Лжедмитрия I, разбитого именно здесь, под Севском, войсками Бориса Годунова, а также и Лжедмитрия II, который подарил этот город своему мнимому тестю воеводе Юрию Мнишеку.
Вот как описана пустынь в небольшой книжке, вышедшей в 1855 году:»Она не заключает в себе ни огромных зданий, ни великих богатств, не поражает посетителя дикостью или особенным величием природы: в ней все просто, скромно и привлекательно этою скромною простотой своей… Удаленная от всякого жилого места, окруженная со всех сторон лесами, пустынь вполне соответствует характеру уединенной иноческой жизни».
После разорения поляками монастырь начал возобновляться в 1613 году. По словам игумена Серапиона, старейший насельник обители монах Ефрем утверждал, «что де при сей пустыни были великие леса и в сей же пустыне в горе, при источнике, который называется площанский колодезь, почему она и именуется Площанской пустынею, жили де во оной горе, в землянке три монаха, из коих один иеромонах Прокопий». Прокопий пришел сюда из Киево-Печерской Лавры, родом же был грек. «Можно полагать, что Прокопий и поселившиеся с ним два инока, ища места, удобного для иноческих трудов и богомыслия, знали о существовании здесь прежде пустыни, разоренной поляками». Прокопий ходил в Москву к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету Никитичу испросить благословения на устроение обители, кое и получил. А также за свое усердие был награжден двумя иконами — Спасителя и Божией Матери Казанской, чудотворный список с которой и сегодня пребывает в обители.
В 1709 году обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Матери Божией была перестроена. Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году, придел в честь свт. Николая Чудотворца — ранее, в 1746 году. Были построены храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св. Духа (1815). Вместо деревянного корпуса трапезной был возведен каменный, в нем размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь обнесен деревянной стеной, библиотека постоянно пополнялась новыми церковно-богослужебными и духовно-назидательными книгами. В пустыни жили духоносные старцы: Леонид и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), свт.Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них — Герман — прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, подвизался в обители уже в ХХ веке.
После 1917 года здесь была организована коммуна «Пчела». Монастырь был ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1932 году 30 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы ГПУ и впоследствии погибли в сталинских лагерях. Разрушен величественный Казанский собор, уничтожена надвратная церковь Всех Святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет светлое время ее возрождения.
Вернуться монахам в Площанскую пустынь было дано лишь в 1994 году. Обитель была возвращена монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Из четырех храмов уцелел только один, сохранились также развалины Казанского собора, остатки крепостной стены и братских келейных корпусов. Поселились они в маленьком здании бывшей просфорной с протекающей крышей. Вскоре в обитель были переданы сохраненные местными жителями первая и вторая копии с чудотворной Казанской иконы, верующие стали возвращать монастырские книги и иконы. Ожила Площанская красавица-колокольня, пострадавшая в лихолетье большевистских гонений, звон которой в былые годы был слышен при благовесте даже в городе Севске, расположенном за 70 км от обители. Со временем монастырь обзавелся своим подсобным хозяйством: восемью коровами, лошадью, курами, огородом. В отданном монастырю огромном фруктовом саде установили пасеку с 40 ульями, поставили дом с хозяйственными постройками.
В 1996 году монахам была отдана часть школы, занимавшей бывший братский келейный корпус. Так продолжалось до 1998 года, когда после ремонта весь корпус вновь заняли монашествующие. В 1997 году была возведена изящная деревянная часовня во имя святителя Николая Чудотворца на древнем целебном источнике у Площанского озера. В том же году отремонтировали половину игуменского дома и заселили ее. Очистили подвалы этого дома и устроили там мастерские: столярную и пчеловодческую. В обители проживает около 40 человек братии, из которых 14 иеромонахов, один игумен и архимандрит. В 1998 году был произведен капитальный ремонт в бывшем домике старца Германа, и спустя 75 лет он вновь принял монашествующих. В том же году стали возводить церковь во имя Покрова Божией Матери. Строительство ее было закончено в августе 1998 года. Одновременно были произведены работы по восстановлению корпуса бывшей трапезной и поварни. В1999 году был отстроен дом казначея, началось строительство на хозяйственном дворе: дровника, гаражей, фермы, экономических келий и других необходимых построек. Вдоль обновленной южной стены в 2000 году начали возводить гостиничный комплекс, а в следующем году — южные ворота обители. Бывший дом наместника в 2000 году был разобран и вместо него воздвигнута гостиница для приезжающих священнослужителей.
В 2001 году над строящимися святыми вратами была возведена церковь Всех святых, обретшая свой окончательный облик лишь в 2002 году. В 2001 году была застеклена теплица, собранная на старом фундаменте. В 1999 году были произведены археологические раскопки фундамента Казанского собора и расчищены три его алтаря. В 2001 году в Площанский монастырь были перенесены мощи игумена Никодима (Спиридонова) — последнего настоятеля монастыря в 20-х годах XX века, до этого они находились на Афанасьевском кладбище города Орла. В 2002 году была завершена восточная стена, выстроены две угловые башенки с восточными вратами. В апреле 2002 года произошло поднятие из-под спуда мощей старца XIX века иеромонаха Василия (Кишкина).
Святыни обители: Чудотворный список Казанской иконы Матери Божией. Часовня Николая Угодника над древним святым источником, а также святые источники: иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Германовский) c купальней, свв. Царственных мучеников, свв. Космы и Дамиана (в бывшем скиту). Мощи старца иеромонаха Василия (Кишкина).
Использованы материалы сайта www.ploschan.debryansk.ru

Площанская Богородицкая пустынь, заштатная, в Севском уезде, на берегу озера Площанского, в 12 верстах от села Брасова. Существовала в XVI веке; разорена была литовцами; возобновлена около 1620 году иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием. Здесь находятся: чудотворная Казанская икона Божией Матери, пожалованная Прокопию патриархом Филаретом в благословение обители; чудотворная резная икона святителя Николая, обретенная Прокопием в развалинах монастыря, и древняя икона Всемилостивого Спаса, пожалованная царем Михаилом Федоровичем. Чудотворная Казанская икона носится из монастыря для поклонения в селе Брасово, в окрестные деревни, а также по другим селам и городам Орловской епархии.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Возрождение и дальнейшее благосостояние Площанской обители связано с историей царствования династии Романовых — благотворителей пустыни и ее ближайших соседей. С 1882 года к монастырским землям вплотную примыкали владения Великого князя Георгия Александровича Романова, приобретшего две усадьбы в селе Брасове и на хуторе Локоть в Главном департаменте уделов. После смерти Великого князя Георгия Александровича в 1899 году имения перешли во владение Великого князя Михаила Александровича Романова (1878—1918). Богатые и развитые угодья Великого князя Михаила Александровича приносили ему в последние годы перед октябрьским переворотом более полутора миллионов рублей чистого дохода. Информация взята из статьи «Царственные соседи обители» в брошюре «Благодатная пустынь. Казанская Богородицкая Площанская пустынь» (Издательство «Отчий дом», Москва, 2005)

Один из знаменитых древних монастырей Брянщины, основанный в ХVI веке как мужская пустынь, расположен в южной части посёлка на возвышенном берегу Площанского озера. Богородицкая Площанская мужская пустынь является крупным монастырским комплексом, архитектура которого была выдержана в стиле классицизма. В течение пяти столетий обитель занимала одно из важных мест среди русских православных обителей. В Смутное время монастырь был разорён. По преданиям, сохранившимся в самой Площанской пустыни и окрестных селениях, на месте Казанского Богородицкого Площанского мужского монастыря, в долине реки Неруссы, рядом с Площанским озером, в начале ХV века возникла Николаевская обитель в древней Комаричской волости.
Настоятель пустыни игумен Серапион в своём отзыве на имя Севской Духовной консистории в 1778 году о времени возникновения святой обители писал так: «Площанская пустынь, по справке о ней в церковном книгохранилище, с которого года и по какому случаю начало свое возымела, о том письменных сведений не отыскалось, а что она стала возобновляться между 1613 и 1620 годами, то есть после нашествия и разорения польским королем и ляхами, как на царствующий град Москву, так и прочие великороссийские места. На сем месте до оного времени существовал древний монастырь, именуемый Николаевский, но при пришествии в Москву Дмитрия-самозванца был разорен татарами и ляхами». Возобновлён иеромонахом Киево-Печёрского монастыря Прокопием и пришедшими с ним двумя монахами из Киева. Отец Прокопий, увидев удивительной красоты уединённую местность, поселяется на горе, выкопав в ней себе пещерную келью. Пришедшие вместе с ним монахи последовали его примеру и устроили себе келии в земле, близ древнего Площанского святого колодца. Они установили над источником деревянную часовню для свершения молитв. В эту часовню иноки перенесли деревянный резной образ Святителя и чудотворца Николая и большое резное Распятие, найденные отцом Прокопием на пепелище Николаевской обители.
Притеснения со стороны недовольных крестьян комаричской волости и разбойников, прятавшихся в Брянских лесах, вынудили Прокопия искать милости и защиты у молодого Государя Михаила Фёдоровича в Москве, куда иеромонах вместе с двумя иноками прибыл в 1620 году. Они были радушно приняты и получили у царя дозволение на возобновление обители и построение святого храма, на что была дана Его Святейшества храмозданная грамота с приложением к ней личной печати патриарха Московского Филарета. На благословение новосоздаваемой обители Государь даровал две иконы из своих царских палат — Всемилостивого Спаса и список чудотворной Казанской иконы Божией Матери — заступницы земли Русской в Смутное время. По возвращении из Москвы Прокопий с помощью иноков строит небольшую деревянную церковь вблизи озера, на том месте, где иеромонаху было видение Богородицы, которая и указала место для будущей обители. После того как храм был построен, в него перенесли все дары от московского царя, а вскоре храм дополнили Никольским приделом. Государь Михаил Романов передал в вечное владение на пропитание новоустроенной обители землю, расположенную вокруг монастыря, в количестве 2645 десятин 154 сажен (2856,6 га и 315 кв. м). Так было положено начало возобновления Площанской пустыни.
До второй трети ХVIII века строения были деревянными, в середине века развернулось каменное строительство, построены Казанский собор, трапезный корпус и церковь Покрова. До конца ХVII века сооружаются ограда и надвратная церковь Всех Святых, хозяйственный корпус с квасоварней, бондарней. К началу ХIХ века относится строительство тёплой церкви Святого Духа и корпуса братских келий. С 1882 года к монастырским землям вплотную примыкали владения великого князя Георгия Романова, а после его смерти эти земли перешли к его брату, великому князю Михаилу.
К началу ХХ века Площанская пустынь по-прежнему считалась одной из самых известных и благоустроенных в России. Прекрасная липовая аллея вела к главному храму обители — огромному Казанскому собору с трёхъярусной колокольней и старинными часами, отбивающими даже минуты. Величественные павлины разгуливали среди цветов и деревьев у настоятельского корпуса. На конном дворе, рядом с каменным двухэтажным флигелем эконома, размещались кучерская и шорницкая мастерские, кузница, каретный сарай, конюшня. Пустынь гостеприимно принимала всех паломников. Здесь подвизались ученики одного из «столпов» монашества ХVIII века Паисия Величковского — схимонах Афанасий Порщанский (в миру гусарский ротмистр Захаров), иеромонах Василий Кишкин, иеромонах Макарий Иванов. С Площанским Богородицким монастырём связано имя иеромонаха Льва (в миру Льва Наголкина), ещё при жизни почитаемого за прозорливость и многочисленные случаи чудотворения. Впоследствии иеромонах Лев стал одним из столпов старчества в Оптиной пустыни.
Благополучная духовная жизнь монастыря была прервана Октябрьской революцией. В 1919 году на хозяйственной базе монастыря организована коммуна «Пчела», которая в течение ХХ века превратилась в посёлок. В 1924 году обитель была разграбена и закрыта. В 1930 году тридцать площанских монахов, скрывавшихся от властей по окрестным деревням, были вскоре обнаружены сотрудниками ГПУ и подверглись аресту, позже сгинувшие в застенках сталинских лагерей. Из четырёх храмов уцелел только один — Святодуховской. Сохранились развалины Казанского собора, остатки крепостной стены и братских келейных корпусов. Знаменитой святыней пустыни была чудотворная икона Казанской Божией Матери, подаренная царём Михаилом Фёдоровичем и патриархом Филаретом. В 1996 году две прихожанки из посёлка Локоть вернули в храм главную святыню обители — почитаемый чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. В годы репрессии эти женщины скрывали в своём доме площанского монаха, передавшего им икону, с которой уже была снята серебряная риза. Он завещал вернуть святыню в обитель, когда придут другие времена. И они пришли.
В 1994 году в разорённом состоянии здания монастыря были возвращены Русской Православной Церкви. В настоящее время в обители активно ведутся реставрационные работы. Уже восстановлена церковь Сошествия Святого Духа, построенная в 1815 году. В 2001 году возведена церковь Всех Святых. В 2012-м начато восстановление разрушенного Казанского собора. Это один из лучших в Брянской области образцов монастырского культового зодчества начала ХIХ столетия. Площанская Богородицкая пустынь тесно сотрудничает с Центром реабилитации лиц, пострадавших от алкоголизма, наркомании и сект.
Из книги: «Православные святыни Брянщины». — Брянск, 2014

К началу XX века Площанская пус­тынь считалась одной из самых благо­устроенных обителей России. Из три­надцати монастырей Орловской епархии, к которой пустынь принадлежала до 1917 года, она прочно занимала веду­щее место. На протяжении нескольких столетий Площанская пустынь, давшая миру сонм благолепных старцев, была одним из центров духовного и культур­ного просвещения России, неся христи­анскую истину во всей ее чистоте и це­лостности. В монастырских архивах сохранились подробные описания архитектурного ансамбля обители, окончательно сло­жившегося к началу XIX века и орга­нично вписавшегося в окружающий природный ландшафт, его хозяйствен­ных построек, а также внутреннего уб­ранства храмов. Вот каким во всей своей красе и вели­чии представал перед паломниками славный Площанский монастырь в на­чале XX века.
Площанская пустынь гостеприимно принимала всех приезжающих палом­ников. Уже при выходе на станцию Брасово богомольцы могли отдохнуть и пе­реночевать в странноприимном доме, принадлежавшем монастырю и распо­лагавшемся прямо на станции. До Пло­щанской пустыни паломники ехали на пролетке по булыжной мостовой, выло­женной до самой обители, или, углубясь в молитву, за три часа доходили до цели своего паломничества — благо, что дорога пролегала через усадьбу Михаила Александровича Романова и была жи­вописной и широкой.
С правой стороны от старой дороги, за версту от обители, среди сосен, палом­ников встречала каменная часовня, воз­веденная на месте чуда от Казанской иконы на средства брасовского купца М. Е. Булгакова к 300-летию Дома Рома­новых в 1913 году. Пройдя вдоль длин­ной каменной стены, огораживающей сад, паломник оказывался перед вели­чественными каменными Святыми вра­тами обители, над которыми возвыша­лась небольшая церковь во имя Всех святых. Прекрасная старая липовая аллея вела к главному храму обители — огромному Казанскому собору с трехъярусной ко­локольней и старинными часами, отби­вающими даже минуты. Справа от со­бора взору открывалась средних разме­ров Духо-Сошественская церковь, а слева за ней и за собором — малая По­кровская.
Величественные павлины разгулива­ли среди цветов и деревьев у одно­этажного настоятельского корпуса. Чуть далее располагались каменное здание просфорни, двухэтажный, дли­ною более семидесяти метров брат­ский келейный корпус на тридцать пять келлий. Там жила братия и там же были аптека и свечная мастерская. Не­подалеку, ближе к восточной ограде, были выстроены ледник, квасоварня и бондарня с помещениями для келаря и его помощника и прочие хозяйствен­ные постройки.
Позади Духо-Сошественской церкви в полутораэтажном корпусе располагалась братская трапезная, внутри вся расписанная живописью. При ней — кухня, а внизу — хлебопекарня с русской печью, за один раз дававшей до пятисот буханок хлеба, а в смену более тысячи. За восьмигранной водонапорной баш­ней, высотой четыре сажени (8,2 м) — деревянный дом наместника, где жили на покое бывшие настоятели монасты­ря, а рядом с домом был флигель каз­начея.
В монастырской лавке торговали ико­нами, крестиками, книгами и четками. К западной стене примыкала деревянная келлия для схимников, неподалеку от которой помещался большой каменный двухэтажный братский корпус на трид­цать две келлий, а напротив собора — меньший братский корпус на двадцать келлий.
На конном дворе рядом с каменным двухэтажным флигелем эконома поме­щались кучерская и шорницкая мастер­ские, кузница, каретный сарай, две ко­нюшни, навесы, сарай для землемерно­го инвентаря. На дворе для рогатого скота — коров­ники с домами для прислуги, телятник, паровая мукомольная мельница с амба­рами.
В большом фруктовом саду находи­лись три деревянных флигеля с мезони­нами, в которых были пчельня, порт­няжная и сапожная мастерские и мона­стырская больница для братии на де­сять коек.
За восточными воротами, под горой у озера, стояла деревянная часовня, со­единенная с монастырем длинной дере­вянной галереей. Часовня была укра­шена внутри живописными картинами и резным Распятием. Вдоль берега озе­ра были расположены деревянная мас­лобойня, прачечная и баня. Тут же на озере была устроена сажалка для сохра­нения пойманной рыбы. К озеру примыкала водяная мельница с крупорушкой, двумя амбарами, домом мельника и домом для пастухов с коса­рями. К плотине была пристроена мона­шеская купальня.
Против Святых врат стоял гостиный двор для приема бедных странников и посетителей. Двор состоял из двух двухэтажных теплых корпусов на пять­десят номеров и одного одноэтажного на двадцать номеров. За гостиным дво­ром был фруктовый сад с огородами и пасекой. Вся территория монастыря была окружена каменной оградой с че­тырьмя башнями по углам и тремя подъездными воротами. В монастыр­ском лесу находились дегтярный и кир­пичный заводы. Лес охранялся полесов­щиками, для которых была выстроена постоялая изба с необходимыми хозяй­ственными постройками.
Казанский собор
Соборный теплый храм в честь Казан­ской иконы Божией Матери, освящен­ный в 1748 году строителем Иоасафом, имел два придела: по правую сторону — во имя Святителя Николая Чудотворца (освящен в 1746 году), а по левую — в честь Киккской иконы Божией Мате­ри (освящен в 1828 году). В 1803 году была перестроена каменная колоколь­ня с боевыми часами, которая, благода­ря своей высоте, господствовала над обширной панорамой обители и всей округи. Звон десяти ее колоколов — большого, полиелейного, повседневно­го, «иоасафовского» и шести разновес­ных — был слышен за многие километ­ры от обители.
При входе в арку центрального при­дела с левой стороны стояла Плащани­ца, на которой были вышиты изобра­жения Спасителя во гробе, Божией Матери, Иоанна Богослова, праведно­го Иосифа Аримафейского, Святителя Николая, жен-мироносиц и двух Анге­лов. Эта Плащаница, шитая по малино­вому бархату золотом и серебром, бы­ла изготовлена в Арзамасской Алексе­евской женской общине в 1825 году. Рядом располагался образ Спасителя в ризе, шитой по белому глазету золотом и серебром, в раме серебряной чекан­ной работы.
Иконостасы всех приделов располага­лись в одну линию. Главный имел пять ярусов, украшенных позолоченной резьбой. В первом ряду с правой сторо­ны от Царских врат стояли: образ Спасителя с благословляющей десни­цей в сребропозлащенной ризе, рядом с ним — икона Благовещения Пресвятой Богородицы, далее — икона Покрова Богородицы.
В первом ряду с левой стороны от Цар­ских врат стояла чудотворная Казан­ская икона Божией Матери в богатой серебряной, позолоченной через огонь ризе. На челе Богородицы было утверж­дено украшение с бриллиантами в три ряда, в середину которого был вправлен большой изумруд, на венце — корона, а на плече — звездочка из горного хрус­таля с бирюзой. Около лика Божией Матери края ризы были обнизаны крупным жемчугом, а на голове — убрус, вышитый мелким жемчугом; вокруг иконы на серебряной полосе располо­жены изображения чудес от нее. Достойно памяти, что при пожаре в со­борной ризнице 16 ноября 1879 года все сгорело, даже потрескались потолки, а список чудотворной иконы Казанской Божией Матери был найден неповреж­денным.
В приделе Киккской (Кипрской) ико­ны Божией Матери находились местночтимая Киккская икона Божией Мате­ри, по преданию принесенная старцем Василием (Кишкиным), а также чтимая икона Спасителя, сидящего на Престоле, с предстоящими Божией Матерью, Иоанном Предтечей и апостолами в сребропозлащенной ризе.
Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов
Зимняя соборная церковь Сошествия Святого Духа на апостолов была пост­роена в 1813-1815 годах на средства карачевских помещиков Веревкиных, с двумя приделами: в честь Феодоров-ской иконы Божией Матери и в честь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь была освящена в 1815 году при строите­ле иеромонахе Павле. Местночтимые иконы были украшены серебряными позолоченными ризами с драгоценны­ми камнями.
Особо выделялся помещенный против правого клироса образ Всемилостивого Спаса, подаренный царем Михаилом Феодоровичем из царских палат в благословение отцу Прокопию. На иконе была сребропозлащенная риза чекан­ной работы, имевшая в венце четыре драгоценных камня в сиянии одиннад­цати мелких камней. На ризе была вы­бита следующая надпись: «Сооружена риза сия на образ Всемилостивого Спа­са, жалованный блаженной памяти Великим Государем, Царем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем всея России с образом Казанския Богородицы на благословение сей Площанской пусты­ни строителю иеромонаху Прокопию. А сия риза устроена подаянием Христолю­бивых подателей при строителе сей пус­тыни игумене Серапионе в 1798 году 14 февраля; весу в ней 10 фунтов».
Не менее славился список с Казанской иконы Пресвятой Богородицы, тоже в сребропозлащенной ризе весом 9 фун­тов 44 злотника. Эту ризу при строителе Иоиле устроили монах Иона и господин М.А. Тараканов. Короны же на Спасите­ле и Божией Матери были серебряными и инкрустированы горным хрусталем. В Феодоровском приделе находилась местная икона Богоматери. Икона эта была врезана в доску другой иконы, на ризе которой сверху было написано: Коронование Божия Матери, а внизу: Чудесное принесение образа Феодоров-ския Богоматери святым великомуче­ником Феодором Стратилатом. В этом же храме находился список Казанской иконы Божией Матери, пожертвованный на устроение храма госпожой Неклюдовой из Каменец-Подольска в 1814 году.
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы
Эта церковь была расположена между двумя вышеупомянутыми церквями, построена она была в 1752-1754 годах при строителе Пафнутии, который и был здесь захоронен. В 1780-1790 го­дах в этой церкви существовал придел в честь Рождества Пророка и Крестителя Иоанна, построенный при строителе Серапионе. К началу XIX века Покров­ская церковь уже обветшала, и было ре­шено построить новую Свято-Духовскую церковь, а затем туда перенесли Иоанновский придел.
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского
Деревянный храм с отдельной коло­кольней был построен вне стен монас­тыря, на кладбище, в 60-е годы XIX века. В храме находились художественной работы иконы Спасителя, Божией Ма­тери, Рождества Христова и молящего­ся преподобного Сергия Радонежского.
Надвратная церковь во имя Всех святых
Церковь была построена в 1783 году при строителе Серапионе и освящена Преосвященным Дамаскиным. Достой­ны внимания висящие во всю западную стену картины Страшного Суда и Всех святых, писанные масляными краска­ми. По каменной лестнице богомольцы могли подняться в храм над Святыми вратами и осмотреть панораму всего монастыря.
Монастырская библиотека с архивом находилась в специальном помещении под колокольней в соборе, на втором ярусе, и содержала 570 томов книг слу­жебного и назидательного характера старинной и новой печати. Печатные издания XVII века немногочисленны, количество их не превышало сотни книг. В библиотеке хранилось еще око­ло сотни книг очень древних, но без ти­тульных листов, что не давало возмож­ности определить их год издания. Было в книгохранилище более трехсот книг XVIII столетия, а оставшиеся относи­лись к XIX веку. Среди служебной литературы находился Большой требник митрополита Петра (Могилы), по кото­рому отправлялись службы. Очень мно­го было книг духовноназидательного содержания. Были в библиотеке и руко­писи, среди которых и собственноруч­но писанные книги старца Афанасия (Захарова) и старца Паисия (Величковского), переданные позже в Орловское историко-археологическое общество, а также «Келейные записки Преосвященнейшего Иеремии, уроженца Севского уезда, умершего и погребенного в Нижнем Новгороде». Текущие бумаги и дела по монастырю, тщательно подоб­ранные по годам, в отдельных связках хранились на полках в архиве.
http://ploshchanka.ru/historical-information.html

На основании Декрета об отделении церкви от государства, храмы и другое церковное и монастырское имущество перешло в собственность государства. Уже в ноябре 1918 г. монахи Площанской пустыни образовали сельскохозяйственную коммуну «Площанское трудовое братство», зарегистрировав её устав в Севском Уземотделе. Целью коммуны было «ведение культурного хозяйства». Хорошо налаженное хозяйство монастыря, достаточное количество сельскохозяйственных построек и инвентаря позволило членам коммуны заниматься сельскохозяйственным производством и различными ремеслами: слесарным, столярным, сапожным, портняжным и т.д. Однако, взаимоотношения с местной властью складывались непросто, постоянно возникали конфликты с волкомбедом, который неоднократно пытался безвозмездно воспользоваться имевшимися в коммуне лошадьми и другим имуществом.
В начале 1919 г. коммуна была ликвидирована. В заявлении председателя коммуны от 5 мая 1919 г. в Севский уземотдел говорилось: «… Неожиданно 1 февраля явилась из Севска комиссия… для передачи земли и всего имущества коммуне «Пчела», имеющей пребывание в районе близ Севска. Комиссия приступила к описи построек и сельскохозяйственного инвентаря». В заявлении доказывалась эффективность деятельности коммуны и необоснованность её закрытия. Однако, это не возымело действия, коммуна «Площанское трудовое братство» прекратила свое существование, монастырские сельхозпостройки и инвентарь перешли в распоряжение коммуны «Пчела». Монахи временно остались проживать в монастыре, им были оставлены часть построек для проживания.
Перешедшие в собственность государства храмы в дальнейшем на основании инструкции СНК от 24 августа 1918 г. местными Советами вновь передавались в бессрочное бесплатное пользование группам верующих по договорам. Согласно этим договорам группы верующих, принявшие имущество, принимали на себя ответственность за целость и сохранность врученного им имущества, обязывались из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию храмов и находящихся в них предметов, нести расходы по ремонту, отоплению и т.д. При сдаче имущества, группы обязывались возвратить имущество в том виде, в каком было принято. Кроме имущественных отношений, договор включал в себя пункт, оговаривающий принципы взаимоотношений с Советской властью: не допускать политических собраний, произнесения проповедей и речей, враждебного Советской власти направления и т.д.
При Севской Богородицкой Площанской пустыни также была создана религиозная община из жителей окрестных деревень Крупец, Шемякине, Гута, Городище, Локоть и др., которая и заключила соглашение с Севским уездным Советом 9 июля 1919 г. на прием в бессрочное бесплатное пользование богослужебных зданий с богослужебными предметами по особой описи.
При заключении соглашения была составлена опись, включающая описание всех монастырских храмов, монастырских построек, описание икон и риз к ним, описание ризницы и т.д. При составлении её ставилась задача зафиксировать все самое ценное и в ней имеется полный перечень икон монастыря, наиболее ценных и имеющих какие-либо украшения. Опись дает полное представление о том, каким был монастырь в 20-е годы, период, когда монастырь уже утратил свое значение духовного центра, период, предшествовавший изъятию ценностей, закрытию церквей и разграблению имущества.
Главным храмом монастыря был каменный холодный храм во имя иконы Казанской Божьей Матери в двумя приделами — с правой стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая и слева во имя Кипрской иконы Божьей Матери, с четырех-ярусной каменной колокольней. В этом храме помещалась и ризница. Иконостас главного придела был 4-х ярусным, деревянным, золоченым. В нем — местные иконы большого размера — Спасителя и Казанской Божьей Матери, в сребропозлащенных ризах. В описи дано подробное описание имеющихся в храме пяти сребропозлащенных риз на икону Божией Матери Казанская, а также наиболее значительных икон храма.
Второй храм, каменный, имел три придела: главный — во имя Сошествия Св. Духа на апостолов и придельные: во имя Св. Иоанна Предтечи и «Феодоровской» иконы Божией Матери.
Третий храм — каменный, однопрестольный во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Четвертый храм во имя всех Святых — каменный над входными в монастырь воротами.
Пятый храм во имя Преподобного Сергия Радонежского был деревянным, вне монастырской ограды, при братском кладбище. При церкви деревянная колокольня.
Имелись две часовни: одна над колодцем деревянная с деревянной галереей, иконы в ней были простые на холсте в деревянных рамах, другая каменная, близ монастыря, по дороге, ведущей в село Брасово.
Монастырь был обнесен каменной, выбеленной оградой. Внутри монастырской ограды находились постройки: деревянный, обложенный кирпичом одноэтажный настоятельский корпус с хозяйственными постройками, при нем: большой 2-х этажный братский корпус: низ каменный, верх деревянный; каменный большой двухэтажный корпус с колоннами; каменный большой двухэтажный корпус, где были помещения для братии и мастерские: сапожная и портновская; одноэтажный деревянный, обложенный кирпичом казначейский корпус; одноэтажный корпус для братии, где размещалась и больница; каменный корпус для трапезной, в котором помещались кухня, хлебопекарня, подвал для овощей; при корпусе кирпичная башня с деревянным резервуаром для воды; каменное здание для келаря и его помощников, в нем же ледник и квасоварня; деревянный корпус лавки.
За монастырской оградой располагались: два деревянных 2-х этажных корпуса по 40 номеров, в котором бесплатно проживали богомольцы; странническая изба, каменный корпус с мезонином для кухни гостиницы и хозяйственных помещений; сарай для экипажей и лошадей.
При кладбищенской церкви близ гостиницы пустыни стоял деревянный корпус для сторожа, пасечника и пчеловодческих принадлежностей.
При станции Брасово на крестьянской земле стоял деревянный флигель для остановки братии при поездках на станцию.
В Севске на Вознесенской улице стоял пожертвованный на поминовение деревянный флигель с усадебным местом, для помещения братии, бывающей в Севске со святой иконой. Имелась каменная лавка в Ливнах и мелочная лавка в г. Севске с усадебным местом, пожертвованные на поминовение, а также множество других сельскохозяйственных построек и сельхозинвентаря.
Напротив перечня построек и имущества имеются отметки: «национализировано», «реквизировано отделом социального обеспечения», «отдан Севским уездным земельным отделом сельскохозяйственной коммуне «Пчела».
Вопрос о ликвидации Площанского монастыря рассматривался на заседании Севской уездной комиссии по отделению церкви от государства 24 декабря 1920 г., где было решено: «Войти с ходатайством в уисполком о полной ликвидации Площанского монастыря, оставив лишь один собор, который передать в ведение группе верующих соседних селений. Все же помещения и церкви вместе с территорией монастыря передать в распоряжение помещающейся там земледельческой коммуне «Пчела». Нетрудоспособных монахов поместить в приют, а трудоспособных использовать для трудовых целей. Постановление о ликвидации Площанского монастыря было принято Севским уездным исполнительным комитетом 21 января 1921 г., причем подчеркивалось, что закрываются монастыри, но не церкви, которые оставались в распоряжении приходских обществ.
В 1922 г. по церквям и монастырям проводилось изъятие церковных ценностей под знаком использования их для ликвидации голода в Поволжье. Севская уездная комиссия по изъятию ценностей в Площанском монастыре работала с 30 апреля по 3 мая 1922 г. и составила протокол изъятия с приложением к нему описи изъятого имущества. Всего в описи значится 169 наименований изъятых вещей, среди которых ризы с икон, оклады с богослужебных книг, серебряные лампады, кадила, кресты, из которых были вынуты мощи и т.д. Всего было изъято более 70 кг серебряных и сребропозлащенных вещей, не считая драгоценных камней. В протоколе записано, что «Изъятые ценности все опечатаны в шести ящиках печатями уподкомиссии и лично-условной игумена о. Никодима и сданы старшему команды Катанскому для сдачи ящиками в Севский Уфинотдел, как и риза с иконы Спасителя лишь упакованная, но не опечатанная, как не поместившаяся в ящик по своей величине».
Очевидно, в монастыре были предприняты попытки утаить часть ценностей, т.к. в протоколе отмечено отсутствие части вещей, значащихся по описи, вследствие чего был задержан игумен о. Никодим и председатель церковного Совета В.Н. Баранов. 10 мая 1922 г. комиссия по изъятию ценностей обратилась к ним с письмом: «Уподкомиссия, отпуская вас до окончания следствия, приказывает вам возвратить в Уфинотдел не позднее 13 мая 10 часов утра венец с Гесфиманской Богоматери, серебряный оклад вокруг Чудотворной Казанской Богоматери и восемь крестов серебряных, вынув из них мощи, два креста с резного Николая Чудотворца». Вещи эти были возвращены, причем, серебряный оклад вокруг Чудотворной «Казанской» иконы Божией Матери в разобранном виде: «три полосы четырехугольных, одна полукруглая и девять малых кусочков». По делу об укрывательстве церковных ценностей игумен Никодим Спиридонов был привлечен к суду.
17 июня 1924 г. губисполком принял решение об аннулировании договора с религиозными общинами, разъяснении верующим, что для отправления религиозных потребностей они могут использовать ближайшие приходские церкви, все церкви при монастыре закрыть и передать в распоряжение губоно, для нужд детучреждений. 26 июня 1924 г. вопрос о ликвидации церквей в бывшем Белобережском, Свенском, Одринском и Площанском монастырях Брянской губернии рассматривался Президиумом ВЦИКа, который утвердил постановление президиума губисполкома, но «во изменение п.4 все предметы религиозного культа (освященные) согласно существующих на сей предмет положений, должны были быть переданы по описи в ближайшие молитвенные здания того же культа».
26 июня 1924 г. Севский уисполком объявил «группе верующих бывшего Площанского монастыря», что согласно постановлению губисполкома от 17 июня 1924 г. договор с ними на пользование церквами бывшего Площанского монастыря аннулирован. Была образована уездная
комиссия по закрытию церквей Площанского монастыря, приезд которой в Площанский монастырь, очевидно, вызвал возмущение верующих, которые отказались выделить уполномоченных при сдаче церковного имущества. Комиссия постановила приступить к приему имущества, пригласив для этой цели четырех понятых. «Женщинам в количестве около 60 человек, а также мужчинам в количестве 15-20 человек предлагается освободить монастырский двор».
Согласно инструкции наркомфина от 21 августа 1924 г. «О порядке ликвидации предметов религиозного культа» все предметы из драгоценных металлов поступали в Госхран; все предметы исторической или художественной ценности — в Главмузей; освященное имущество (иконы, ризы, хоругви, покровы и т.д.) передавались верующим для переноса в другие молитвенные здания того же культа. Такие предметы ни уничтожению, ни продаже, ни хранению в советских складах не подлежали. Предметы не освященные (мебель, ковры, колокола и пр.) подлежали зачислению в Госфонд и реализации через комиссии (т.е. продаже на рынках). Таким образом, имущество делилось на ликвидное, освященное и имеющее художественно-историческое значение. Севская уездная комиссия по закрытию церквей составила описи имущества, попытавшись разделить его по этим трем категориям. В уездную комиссию поступила масса заявлений от священнослужителей и Крупецкого сельсовета и на своем заседании 1 августа 1924 г., комиссия, рассмотрев 18 заявлений граждан, решила:
1. Крупецкому сельсовету выдать колокол, значащийся в описи под № 13 по описи Духовской церкви.
2. Иеромонаху Аполлинарию медное кадило, медный крест и икону под № 65,71 и 67, значащиеся в описи Сергиевской церкви.
3. Иеромонаху Никодиму апостол под №15 и крест напрестольный медный под № 23, икону под № 231, значащиеся по описи Соборного храма.
4. Иеромонаху выданы незанесенные в опись запасные Св. Дары, Св. миро, антиминс с мощами, мощи, вынутые из крестов при изъятии ценностей и находящиеся в крестах…
5. Гр-ну села Шемякина Гута Ивану Чепелеву икону Николая Угодника под № 231 по соб. описи и икону Божией Матери, в описи собора не записанной.
7. Детской колонии взаимообразно пятьдесят аршин холста и во временное пользование стенные часы под № 28, значащиеся по описи Духовской церкви и под № 179, значащиеся по Соборной описи».
17 ноября 1924 г. зав. Брянским губмузеем С.С. Деев осмотрел имущество Площанского монастыря вместе с зав. Севским музеем С.А. Русановым и представил в комиссию по учету и реализации имущества закрытых монастырей и церквей Брянской губернии список вещей художественно-исторического значения, подлежащих передаче музеям — Брянскому губернскому и Севскому.
Брянскому музею предлагалось передать: из церкви Духо-Сошественской — 2 подсвечника из алтаря на престоле, дарохранительницу, 2 свечи из паникадил перед алтарем, шитых бисером, иконы Успения Божией Матери и Спасителя из иконостаса, запрестольный кипарисовый крест резной афонской работы. Из Покровской церкви — 2 херувима и распятие — резные изображения на верху иконостаса, образ Тихона Задонского. Из церкви надвратной (Всех Святых): дарохранительницу оловянную на престоле в алтаре, благословенную грамоту. Из церкви иконы Казанской Божией Матери: иконы Вселетия Божией Матери, Смоленской Божией Матери, Благовещения, Иоанна Крестителя из иконостаса икону Казанской Божией Матери большую с левого столба и т.д.
В Севский музей предназначались иконы, запрестольные образы Троицы и «Христос Архиерей Вел.», Евангелие 1794 г. с главного престола, антиминс 1818 г., икона Казанской Божьей Матери из главного иконостаса и т.д.
При посещении Деев обратил внимание и на состояние архива монастыря «… бывшего еще совсем недавно в образцовом состоянии. В настоящее время этот архив, без всякой к тому нужды, выброшен из своего помещения, оборудованного стеллажами, расхищен, разбит и остатки его брошены в старой соборной ризнице вместе с другим монастырским хламом. Это разрушение культурного материала, ценного в историческом и экономическом отношениях, а также имеющего очень большое значение для разработки вопросов по антирелигиозной пропаганде произведено сотрудниками Севской Уфондовой комиссии».
Что же касается остального имущества монастыря, то часть его передавалась на хранение Севскому уездному отделу народного образования, в том числе риз священнических парчовых – 157, бархатных — 4, набедренников — 56, епитрахилей — 173, подризников матерчатых и шелковых — 77, диаконских стихарей — 84, воздухов — 54, облачений жертвенных и пре-стольных — 35, поручей разных цветов — 318, орарей разных — 91 и т.д. Часть имущества была выдана для нужд детколоний, детдомов и школ — шкафы, столы, скамейки, печи и т.д.
16-17 декабря 1924 г. на своем заседании Губернская комиссия по учету и рациональному использованию церковного имущества рассмотрела описи Севской уездной фондовой комиссии по Площанскому, Троицкому и Спасскому монастырю, и постановила: «Проделанную работу по учету имущества по монастырям признать небрежной, … выяснить виновного за допущенные неправильности, внесенные в описи при распределении имущества на ликвидное и освященное». При закрытии монастыря встал вопрос и о мощах старца Василия Кишкина, умершего в монастыре и похороненного там же в 1831 г.
Иеромонах Василий — в миру Владимир Тимофеевич Кишкин принадлежал к дворянскому роду Кишкиных Фатежского уезда Курской губернии. Несколько лет он прожил на Афоне в Ильинском скиту, основанном Паисием Величковским в 50-е годы 18 столетия, а затем в Молдавии, в Нямецкой лавре. После возвращения в Россию в 1783 г. В. Кишкин постригся в монашество. С 1800 по 1804 г.г. он был начальником Белобережской пустыни, где его учеником был иеромонах Серафим, бывший с 1818 по 1826 г.г. строителем Площанской пустыни. Старец Василий был похоронен против алтаря Казанского храма, вернее между алтарями Николаевского и Казанского приделов. К могиле его приходило много посетителей, надеющихся получить помощь от этих посещений.
Было в Площанской пустыни еще одно захоронение, привлекавшее богомольцев — могила иеромонаха Пафнутия, в миру — купеческого сына из Волхова Павла Ивановича Козелкина, постриженного в монашество в 1730 г. Он был строителем Площанской пустыни, скончался в 1758 г. и был погребен в Площанской пустыни по левую сторону алтаря соборной Казанской церкви.
В августе 1924 г. Севский уисполком поднял вопрос о вскрытии мощей Василия Кишкина и Пафнутия перед горисполкомом. В ноябре 1924 г. была создана специальная комиссия по вскрытию мощей. Доклад о работе комиссии рассматривался на XI Брянской губернской конференции 18 ноября 1924 г. Комиссия приступила к вскрытию 16 ноября. «… К этому моменту туда собралось до 2000 крестьян и крестьянок. Для того, чтобы видели весь процесс вскрытия их всех пропустили в ограду, где был похоронен Василий Кишкин (брянский купец). Но, войдя сами в ограду, мы узнали, что кроме Кишкина в монастыре есть еще один святой Пафнутий, похороненный в церкви. Решили начать с Пафнутия… Взорвавши пол, мы начали копать и на глубине 2 1/2 аршина были найдены череп, кости рук и ног и другие человеческие кости. … После этого принялись за Кишкина, гробница которого имела вид купели, залитой цементом. Мы вскрыли гробницу и начали копать, на глубине 2 1/2 аршина обнаружили тоже череп и другие кости. Старики крестьяне… стали говорить, что здесь что-то неправильно. Труп должен быть на середине, а этот лежит сбоку. Начали копать дальше, и нашли еще череп и другие кости. Мы спросили у игумена, чьи это кости? Последний ответил, что не знает». В заключение доклада было сказано, что «эти черепы мы привезли с собой и их нужно широко использовать для антирелигиозной пропаганды».
По делу о мощах был привлечен к уголовной ответственности игумен монастыря Никодим. 16 января 1925 г. ему было предъявлено обвинение: «Бывшего игумена Площанского монастыря Никодима Спиридонова привлечь… в качестве обвиняемого, предъявив ему обвинение в том, что, находясь в Площанском монастыре с детства и безотлучно с 1894 г. по день закрытия его и зная цель легендарных слухов о Василии Кишкине и чудесах на его могиле, о чудотворной иконе и проч. «достопримечательностях» монастыря, распространяемых как администрацией, так и монахами указанного монастыря, в бытность свою с 1915 г. и до ноября 1924 г. игуменом этого монастыря, с целью извлечения средств и разных выгод для монастыря, а также пользуясь суеверием и религиозными предрассудками части, окрестного крестьянского населения, разрешал совершать и сам совершал обманные действия на могиле Василия Кишкина, перед, так называемой, чудотворной иконой и прочими «достопримечательностями» монастыря, т.е. преступлении, предусмотренном ст. 120 УК». Судя по документам, дело по обвинению игумена Никодима состояло из 7 томов. В июле 1925 г. суд постановил бывшего игумена Площанского монастыря Никодима Спиридонова подвергнуть шестимесячному тюремному заключению, но принимая во внимание его крестьянское происхождение, малоразвитость и короткий срок службы игуменом, заключение постановил заменить штрафом в 100 рублей, назначив трехлетний испытательный срок.
Интересна судьба чудотворной иконы Казанской Божией Матери. С просьбой о передаче её Севскому музею обращался зав. Губмузеем С.С. Деев в ноябре 1924 г. 8 января 1925 г. общее собрание членов религиозного общества Иоанно-Предтеченской церкви г. Севска решило обратиться с ходатайством в Брянское епархиальное управление с просьбой о передаче чудотворного образа Божией Матери, именуемая Казанская бывшего Площанского монастыря в Иоанно-Предтеченскую кладбищенскую церковь г. Севска. Брянское епархиальное управление поддержало эту просьбу, мотивировав её тем, что «означенная община находится в общении с Священным Синодом Республики, зарегистрирована, как прогрессивная и состоит из самого бедного, пролетарского населения г. Севска, крайне нуждающегося в материальной поддержке». Просьба религиозной общины Иоанно-Предтеченской церкви была поддержана епархиальным управлением потому, что там была зарегистрирована община обновленческого направления, которую в противовес общинам тихоновского, староцерковного направления, опекала советская власть.
Вопрос о чудотворных Площанского, Свенского и Одринского монастырей иконах рассматривался 13 января 1925 г. Губфондовой комиссией, которая, отметив, «несомненную колоссальную историческую ценность» икон, выразила мнение о необходимости передать иконы губмузею на хранение.
Однако, все-таки по акту от 27 февраля 1925 г. Севская Губфондовая комиссия передала священнику Иоанно-Предтеченской церкви Алексею Полуботко икону Казанской Божией Матери из ликвидированного Площанского монастыря во временное пользование без ограничения срока. Имеется описание иконы, какой она была в 1925 г.: «Внешний вид иконы. Написана масленичными красками на доске, размер иконы высота 1 арш. с четвертью, в ширину 1 аршин, в металлической ризе с венчиком и простыми камешками, 32 больших и 16 шт. маленьких, с коронкой — 2 камешка больших, средних 4 камешка и 20 шт. маленьких, осыпанная кругом искусственным жемчугом и деревянным киотом без стекла».
Икона отдавалась с условием, чтобы с ней не было хождений по городу Севску и по селениям уезда. Передача иконы в Иоанно-Предтеченскую церковь вызвала в Севске противостояние между священниками. Священник Крестовоздвиженской церкви Варлаам Попов был в апреле 1925 г. арестован и заключен под стражу в Губисправдом в связи с обвинением в распространении им ложных слухов о том, что переданная икона не чудотворная, не подлинная, подменена Советской властью и продана Полуботко за 300 рублей. Попов призывал бить камнями тех прихожан, которые ходят в церковь коммуниста священника Полуботко, обзывал его живаком. Думается, что икона была подлинная, противостояние же объясняется приверженностью Варлаама Попова тихоновскому направлению, а Алексея Полуботко-обновленческому. Дело было прекращено в декабре 1925 г., Попов освобожден.
Игумен Площанской пустыни о. Никодим, в миру Никодим Спиридонов, после закрытия монастыря с 1924 г. проживал в селе Игрицком Комаричского района и служил священником в Знаменской церкви села Игрицкое. Он родился в селе Скородное Новосельского уезда Тульской губернии, происхождением из крестьян. В Севской Площанской пустыни находился с 1894 г., в своих показаниях на следствии говорит о поступлении в монастырь в 13-14 лет. Игуменом Площанской пустыни стал в 1915 г. В 1930 г. Никодим Спиридонов был привлечен к ответственности по ст.58 п.10, 58 п.11 в числе 96-ти человек по обвинению в создании контрреволюционной организации из бывших монахов, опирающейся на кулацкие элементы. Был осужден к отбытию 10 лет в концентрационных лагерях. Дело по обвинению Никодима Михайловича Спиридонова пересмотрено, и он реабилитирован постановлением Брянской областной прокуратуры 21 сентября 1989 г.
Коваленко З.П., Документы Государственного Архива Брянской области о Севском Площанском монастыре в первой четверти ХХ века, Путешествие по Брянску, http://www.puteshestvie32.ru

По дошедшему до нас преданию, с незапамятных времён рядом с Площанским озером находилась Свято-Никольская обитель. Её основание связывается с явлением под Мценском образа Николая Чудотворца, державшего в руках хартию со словами: «Пошлите меня на Плоское место». Вокруг озера простирались «великие леса», а из расположенной у берега возвышенности бил живительный ключ. Казалось, сама природа способствовала устройству монашеской обители в этом уединённом месте.
В Смутное время монастырь постигло разорение. Только с конца 1610-х годов монашеская жизнь начала возрождаться: здесь устроил землянку-келью инок Прокопий, пришедший из Киево-Печерской лавры. Позднее к нему присоединились ещё два монаха. Иноки принесли с собой деревянный выточенный образ Николая Чудотворца в виде архиерея, держащего в правой руке меч, а в левой — ковчег в виде церкви, а на пепелище разорённой обители они нашли большое резное Распятие. Монахи поставили над источником часовню, в которую поместили эти святыни.
В 1620 г. монахи прибыли в Москву к царю Михаилу Фёдоровичу за благословением возобновления обители. Они были радушно приняты и получили грамоту на построение святого храма с приложением к ней личной печати Патриарха Московского Филарета, отца Государя, и две иконы из царских палат «мерою та и другая по 5 четв. аршина длины и по 1 арш. ширины» (около 90 × 70 см) — икону Всемилостивого Спаса и список с чудотворного образа Казанской Богородицы.
Вскоре дарованные царём иконы уже стояли в новом деревянном храме, освящённом во имя Казанской Богоматери. В придел, наречённый Никольским, из надкладезной часовни перенесли образ Чудотворца. Обитель с той поры стала именоваться Казанской Богородицкой Площанской пустынью. Постепенно увеличивалась её братия: некоторые приходившие в монастырь богомольцы оставались в нём навсегда. В монастыре были построены братские кельи и хозяйственные здания, приобретены ризы, книги, священные сосуды и другая утварь.
В 1709 г. управлявший монастырём иеромонах Антоний подал прошение о строительстве новой Казанской церкви вместо обветшавшей. 20 февраля 1711 г. был выдан антиминс на освящение её главного престола. «Тёплый» Никольский придел «за скудостию» к храму пристроен тогда не был, несмотря на полученное благословение. При наместнике Леонтии берег Площанского озера укрепили сваями, были построены плотина и мельница.
Однако наместник Варлаам, сменивший Леонтия, добился ликвидации Площанской обители ввиду её малочисленности и крайней бедности. Варлааму удалось перевезти в Севский Спасо-Преображенский монастырь имущество и архив, а братию распределить по разным обителям. Запустение продолжалось до 1725 г., когда в монастырь был назначен новый наместник — иеромонах Тихон. Некоторые изгнанные иноки вернулись в обитель, пришли монахи из потерявшей самостоятельность Борщовской пустыни. Удалось возвратить и часть утраченного имущества. Сложнее всего решался вопрос об освобождении монастырской земли от заселивших её крестьян: о. Тихону пришлось подать челобитную самой императрице Анне Иоанновне.
В 1730 г. о. Тихон получил разрешение на пристройку алтаря к возводимым кельям, которые были «поставлены на восток наподобие церкви», на устройство в этом здании «тёплого» Никольского храма, на строительство в монастыре ещё одной «холодной» церкви — Покровской, а также колокольни, которая должна была стоять «при тех церквах … по обычаю с западной стороны». В 1733 г., после освящения двух упомянутых церквей, о. Тихон просил благословить разборку и перестройку вновь обветшавшего к тому времени Казанского храма.
В начале 1740-х гг., при наместнике Иоасафе, в Площанской пустыни началось каменное строительство. Появился каменный трапезный корпус. В 1741 г. приступили к возведению каменного «тёплого» собора во имя иконы Божией Матери «Казанская». Его главный престол освятили в 1749 г., а придел Николая Чудотворца — тремя годами ранее. Также при настоятеле Иоасафе территория монастыря была обнесена деревянной оградой.
В 1746 г. к юго-востоку от собора заложили церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которую освятили лишь 7 июля 1754 г. С 1780-х до 1800-х гг. в Покровской церкви существовал придел в честь Рождества Иоанна Предтечи.
На основании Манифеста о секуляризации монастырских земель, подписанного Екатериной II 26 февраля (9 марта) 1764 г., многие монастыри были упразднены, но Площанская пустынь сохранилась и получила статус заштатного монастыря.
В 1779-1783 гг. над западными Святыми вратами обители построили храм Всех Святых. В те же годы был полностью перестроен трапезный корпус, возведены несколько хозяйственных построек, а монастырскую территорию окружила кирпичная ограда длиной более 600 м с четырьмя башнями по углам и тремя воротами.
В начале XIX века в обители была перестроена соборная колокольня (1803) и возведена последняя каменная церковь — во имя Сошествия Святого Духа. Главными благотворителями этого строительства были карачевская помещица Мария Афанасьевна Верёвкина и её дети. В трапезной новопостроенного храма обустроили два придела: в левой стороне поставили перенесённый из Покровской церкви престол Рождества Иоанна Предтечи, а справа — иконы Божией Матери «Феодоровская». Приделы храма освятили 11 и 12 ноября 1814 г., а главный престол — 9 июля 1815 г. Окончательное обустройство храма завершилось в 1818 г.
В 1820-х гг. на средства купеческой вдовы Анисьи Ивановны Гладковой Казанский собор был капитально перестроен в духе позднего классицизма. В нём сохранили южный Никольский придел, а в ризнице, пристроенной ещё в 1787 г. с северной стороны, был устроен второй придел — в честь иконы Божией Матери «Кипрская». Оба придела освящены в 1828 г. Тогда же Покровская церковь была расширена боковыми пристройками.
После 1828 г. новых храмов и престолов на основной территории монастыря больше не устраивалось, однако культовые постройки находились и за его оградой. Это, прежде всего, Сергиев скит, располагавшийся в полутора верстах к северо-востоку от пустыни. Он известен с середины XIX в. В скиту находились однопрестольная церковь Сергия Радонежского, братские кельи и кладбище. Храм был деревянный, построенный в 1848 (по другим данным — 1862) году на средства монастыря и благотворителей. По всей вероятности, Сергиев скит был упразднён не позднее 1908 г., когда часть его строений перенесли на вновь образованное монастырское кладбище.
На берегу Площанского озера, над чтимым Никольским источником, стояла древняя деревянная одноглавая часовня под железной крышей, с 6 окнами, настенной росписью и резным Распятием в интерьере. Около 1860 г. часовня была выстроена вновь по образцу прежней, однако в советское время её разрушили. Ныне существующая часовня над источником поставлена в 1997 году.
На рубеже XIX-ХХ вв. Площанская обитель была одной из самых благолепных в епархии. Тому способствовала благотворительность Великих князей Романовых, которым с 1882 г. стали принадлежать окрестные имения.
После переворота 1917 г. на территории Площанской обители была образована сельскохозяйственная коммуна «Пчела», память о которой осталась до наших дней в названии образовавшегося близ монастырских стен посёлка. Укрывшиеся в окрестных деревнях от преследований властей монахи впоследствии были репрессированы.
В 1924 г. службы во всех храмах бывшего монастыря прекратились. В части зданий, потеснив коммуну, разместилась детская колония. Церкви были разорены и перестроены под нужды новых поселенцев. Захоронения и святыни монастыря подверглись осквернению.
В годы оккупации Брянщины в Духовской церкви (как наиболее сохранившейся) возобновились службы. Они продолжались до 1960 года, когда храм был изъят из пользования верующих «для нужд школы». Обветшавшие монастырские здания, которые в 1946-1958 гг. занимал детский дом, стали разбирать на кирпич. Были разрушены все храмы, кроме Духовского, часть корпусов и надкладезная часовня. В сохранившихся зданиях оборудовали помещения для школы, пекарню, склады и жильё.
На части территории монастыря была устроена машинно-тракторная станция. В обезглавленном Казанском соборе был расположен инкубатор, однако вскоре здание было признано аварийным, а после произошедшего пожара разобрано на стройматериал (уцелели лишь два яруса колокольни).
21 июля 1988 г. было зарегистрировано религиозное общество, которому передали пустующие монастырские здания — церковь Святого Духа, дом игумена и просфорную, при условии их ремонта за счёт верующих. А решением Брасовского райисполкома от 29 июня 1989 г. весь комплекс Площанской пустыни (кроме келейного корпуса, до 1998 г. занятого сельской школой) был полностью передан верующим. В том же году в Духовском храме начались богослужения, но поначалу это была просто сельская приходская церковь. Возобновление монастыря было утверждено Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 1994 года.
К настоящему времени восстановление архитектурного ансамбля Площанской пустыни уже почти завершено.
Начиная с 2013 г., на старом фундаменте ведётся восстановление Казанского собора, однако по состоянию на 2020 г. его освящение ещё не состоялось. В соборе будет устроено три престола: главный и правый сохранят исторические посвящения в честь Казанской Богоматери и Николая Чудотворца, а левый планируется освятить в честь святителя Игнатия Брянчанинова.
Монастырь является одним из наиболее благоустроенных в Брянской епархии, активно посещается паломниками.
По материалам книги «Храмы Севского уезда»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?