Покровский-Васильевский монастырь, общежительный, в Павловском посаде, Богородского уезда. Учрежден в 1902 году из женской общины, открытой в 1894 году на месте благотворительного женского общежития, устроенного в 1885 году. В 1895 году освящен вновь сооруженный в византийском стиле соборный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При монастыре приют для бедных детей.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Основание Покровско-Васильевского монастыря связа¬но с именами двух богатых Павлово Посадских фабрикантов — Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова (1816-1869).
В.И. Грязнов, один из главных богачей Павловского Посада, купец 2-й гильдии всю свою энергию отдавал работе, а также с особым пристрастием и размахом участвовал в благотворительных делах. Он много времени посвящал молитвам, был стойким православным подвижником и активным миссионером, обратившим в православие несколько тысяч старообрядцев. По силе молитв его сравнивали с о.Иоанном Кронштадтским (1829-1908, канонизирован в 1998 г.). В связи с большим духовным и нравственным авторитетом В.И. Грязнова, среди его современников к нему из разных мест приезжали люди за духовной и материальной помощью.
В 1860-х гг. В.И. Грязнов по совету и благословению митрополита Московского Филарета (В.М. Дроздова, позже он был канонизирован) основал в Павловском Посаде мужское общежитие (11 человек), которое он мыслил со временем преобразовать в монастырь и женскую общину (60 человек). К устройству мужского общежития он отнесся особенно тщательно, по его просьбе правила и устав общежития написал митрополит Филарет. В.И. Грязнов много сил и средств потратил во имя интересов этого мужского общежития. Но в 1869 г. в возрасте 53 лет он умер. Спустя 130 лет после его смерти в 1999 г. он был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии, и теперь мы его знаем как святого праведного старца Василия Павло-Посадского.
После смерти друга и компаньона В.И. Грязнова, а затем и жены Акилины (сестры В.И.Грязнова), Я.И. Лабзин над могилами своей жены Акилины и ее брата В.И. Грязнова построил на кладбище двухэтажный каменный Покровско-Васильевскии храм. В нем нижний храм был посвящен святому Василию Исповеднику, а верхний — церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. При этом храме Я.И.Лабзин в 1885 г. основал женское общежитие, затем при нем открыли богадельню. После смерти основателя этого кладбищенского храма Я.И. Лабзина его дочери подали прошение в Святейший синод об учреждении Покровско-Васильевской общины; ее официально зарегистрировали и торжественно открыли в 1894 г. В общине было около 150 сестер, был открыт приют на 12 бедных детей и сирот. В 1903 г. эту женскую православную общину преобразовали в женский общежительный монастырь. Монахини занимались рукоделием, вели обширное монастырское хозяйство, в котором были большой огород и сад с несколькими прудами. Воспитанниц мо¬настырского приюта с 7 лет учили Закону Божию, чтению, арифметике, летом они работали в огороде, круглый год пели в церковном хоре. Когда воспитанницам исполнялось 16 лет, по желанию их или отпускали с приданым, или оставляли в обители. Обитель славилась тем, что в ней воспитывали благочестивых и мудрых жен, матерей, хозяек. Со временем в монастыре построили келейные корпуса, обнесли обитель большой каменной стеной. Покровско-Васильевскии женский монастырь не был очень богатым, он вел размеренную жизнь скром¬ной женской обители, посильно служил Богу и людям.
События конца 1917 г. изменили жизнь монастыря, новая власть не нуждалась в православной идеологии. В 1920 г. Покровско-Васильевскии монастырь закрыли, но до 1932 г. он еще действовал, правда, уже как приходской Покровско-Васильевский храм. При закрытии монастыря в 1920 г. большевики устроили суд над игуменьей Алевтиной, а монахинь обманули и обокрали. Монахини при известии о закрытии их обители забрали из нее иконы, золотую и серебряную церковную утварь. Тогда власти известили их об открытии монастыря. Монахини вернули ценности в монастырь и стали готовиться к его возрождению. После того как материальные ценности вернулись в монастырь, представители советской власти их конфисковали, а иконы сожгли или разрубили.
Советские годы привели обитель в запустение. Были разрушены монастырские стены и многие постройки, пострадал храм. В бывших келейных корпусах разместили общежитие для рабочих. В 1960-х гг. на территории монастыря находилась база городского торга и гараж автоколонны. Здание закрытого храма использовали как складское помещение для хранения стеклотары. Год от года память о монастыре затухала, никто и не мечтал о его возрождении в советский период.
Но после широкого празднования в стране 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. (988 г. — принятие христианства на Руси) ситуация стала постепенно меняться к лучшему. В 1989 г. Покровско-Васильевский храм был возвращен верующим. А в 1995 г. здесь вновь был учрежден Покровско-Васильевский мужской монастырь. Со второй половины 1990-х гг. начали активно восстанавливать монастырский храм, ремонтировать и возводить новые монастырские постройки, благоустраивать территорию монастыря, создали и открыли в 1992 г. воскресную школу для детей.
Приехав в Покровско-Васильевский мужской монастырь, можно воздать молитву в двухэтажном Покровско-Васильевском храме, построенном во второй половине XIX в. в русско-византийском стиле с использованием элементов древнерусского зодчества XVII в. В нем, как и прежде, нижний храм посвящен Василию Исповеднику (1874 г.), а верхний — Покрову Пресвятой Богородицы (1895 г.). В верхнем храме Покрова Пресвятой Богородицы имеются приделы — святой мученицы Акилины и Всех Святых (1911 г.). В крипте Покровско-Васильевского храма покоятся мощи святого праведного старца — Василия Павлово-Посадского.
Хотя к началу XXI в. в монастыре жили около 10 человек братии (8 человек в 2000 г.), работы в обители проведены и проводятся ощутимые: поднялись братские корпуса, построены келейный корпус, ограда, просфорня, бо¬гадельня, новое здание воскресной школы. В 1994 г. по¬строили и открыли привратный храм во имя преподоб¬ного Андрея Рублева. В монастыре работают реставрационная и пошивочная мастерские, есть подсобное хозяйство, пасека; братия обрабатывает свои 2 га земли.
Книга «Монастыри Подмосковья», Глушкова В.Г., 2008 г., г.Москва «Издательство Вече-2000»
Среди монастырских святынь: храмовая икона Покрова Божией Матери. Более 100 частиц мощей Киево-Печерских святых. Частица мощей свт. Иннокентия, епикопа Пензенского. Икона свт.Пантелеймона Целителя.
Кирилл Аминов 25 февраля 2015 г.