Павловская Слобода. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенская церковь сооружена Андреем Моисеевым со товарищи в 1661-1662 гг. на боярском дворе Б.И. Морозова. В 1830 году внутри реконструирована. Колокольня в 1879-1881 гг. была заменена новой, поставленной против западного входа. создана по проекту В.О. Гудзины, эта колокольня утрачена.

«Над обрывом, на высоком берегу Истры, живописно петляющей среди полей и поросших лесом холмов, вознесся белокаменный храм. рядом с ним раскинулось большое село – Павловская Слобода. Доподлинно известно, что люди здесь селились уже с XI века, а может быть и раньше. Однако впервые упоминается Павловская Слобода в грамоте Великого князя Всея Руси Ивана III в 1504 году как родовая вотчина бояр Морозовых. Борис Иванович Морозов, ближайший сподвижник и друг государя Алексея Михайловича, был рачительным хозяином и свою любимую вотчину, объединявшую вокруг Слободы еще 16 сел, превратил в великолепное хозяйство. Борис Иванович свято чтил устои православной жизни. Оттого и задумал воздвигнуть величественный каменный храм.
Началось строительство в 1650 году (завершено в 1662 г.). Храм вышел на славу. Огромный, на высоком подклете, с семью главами, с трапезной и двумя приделами во имя св. пророка Илии и свт. Николая Чудотворца. К храму примыкала шатровая колокольня, завершавшая дивный ансамбль. Многое повидал храм за 350 лет своей жизни. В нем неоднократно бывал царь Алексей Михайлович, присутствовал на богослужениях, трапезничал, отдыхал в колокольне. Посещали храм царь Федор, царевна Софья, молодой царь Петр.
В XIX веке храм повергся большим перестройкам. Была разобрана первоначальная колокольня, возведена новая, у западной стороны храма (в 1879-1881 гг.) в настоящее время восстановлена первоначальная шатровая колокольня середины 17 века с юга от храма). Устроены два придела: Казанской иконы Матери Божией и св. апостола Андрея Первозванного.
В 1933 году храм был закрыт и разорен. В 1941 г. взорвали колокольню. Были в храме и общежитие, и артель по пошиву сумок. В начале 1990-х гг. обрел храм вторую жизнь… 7 июля 1992 г., в праздник рождества Иоанна Предтечи, здесь была совершена первая Божественная Литургия.[/p] [p]Сейчас в храме по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия ведутся серьезные реставрационно-строительные работы. Заново возведена 36-метровая колокольня (копия утраченной колокольни 17 в.). Строится парадное крыльцо… В подклете сооружается крестильный храм с баптистерием (для крещения с полным погружением). Храм встречает свое 350-летие возрожденным из руин, сияя прежним великолепием».
Из буклета, продающегося в Благовещенской церкви Павловской слободы

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы находится в селе Павловская Слобода, Истринского района. Строительство храма было начато в 1650 и закончено в 1662 году. Село Павловская Слобода принадлежало в то время Борису Ивановичу Морозову — ближайшему сподвижнику и другу государя Алексея Михайловича. Боярин Морозов решил воздвигнуть в своей родовой вотчине храм во имя Благовещения Пресвятой Бородицы не случайно. Несколькими годами раньше патриах Никон основал «российскую Палестину» — Ново-Иерусалимский монастырь, а холм над рекой Истра, на котором планировалась постройка храма Благовещения Пресвятой Богородицы, олицетворял собой Назарет.
Строительство ныне существующего каменного храма Благовещения Пресвятой Богородицы продолжалось более 10 лет. Здание храма по праву считается одним из сложнейших архитектурных сооружений не только прошедшей, но и нынешней эпохи — пятиглавый, огромный, бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом, с трапезной и двумя приделами (во имя пророка Илии и Николая Чудотворца), с величественной шатровой колокольней. Первоначально четверики храма и приделов покрывались по кокошникам, что значительно обогащало живописный силуэт храма. Здание храма с трех сторон окружено сводчатыми двухъярусными галереями на аркадах. За свое великолепие храм называют в народе «царским». Основным элементом украшения фасадов служат разнообразные по форме и величине наличники окон.
В XIX веке храм был немного перестроен — за счет галерей, во втором ярусе которых были заложены открытые арки, в стенах трапезной пробиты многочисленные проемы, растесаны окна апсид и четверика храма. На высоком подклете, с трапезной и двумя приделами, совершенный в пропорциях, красиво украшенный закомарами, аркатурными поясками, массивный храм кажется легким, пронизанным воздухом и светом, словно парящим в воздухе. Опоясывает церковь галерея-гульбище. Фасады украшают разнообразные наличники, стены венчают пояса декоративных кококошников под карнизом.
В 1933 году храм Благовещения Пресвятой Богородицы был закрыт. Двое суток с подворья вывозилась церковная утварь. Колокольня храма была взорвана, в помещениях храма было устроено женское общежитие и артель по пошиву дерматиновых сумок.
В 1992 году храм был возвращен православной общине, в нем начались реставрационные работы. Была заново отстроена 36-метровая колокольня с 11 колоколами. Внутри храма сооружён крестильный храм с бабтистерием (для крещения с полным погружением). Начато строительство нового комплекса, в центре которого — храм Царственных Страстотерпцев, трапезная, дом для священнослужителей, библиотека. При храме открыта и действует воскресная школа.
http://www.tutnedaleko.ru/target/

Село Павловское, на реке Истре, с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы в 1593 г. находилось Звенигородского уезда Городского стана в вотчине Морозова. По писцовым книгам 1624-25 гг. значится: «за Борисом Ивановичем Морозовым, по государеве жалованной грамоте 1616 году, деда и отца его старинная вотчина село Павловское на реке Истре, а в селе церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, а в церкви образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и все церковное строение вотчинников; а церковных дворов: во дворе поп Микифор, во дворе дьячок Павлик, во дворе просвирница Овдотьица, во дворе пономарь Федотко; пашни паханые церковные земли 10 четвертей в поле, сена 5 копен; в селе двор вотчинников, 4 двора людских, 3 двора псарских, 9 дворов крестьянских и 3 двора бобыльских, а людей во всех дворах 31 человек».
В приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 1628 г. под Звенигородскою десятиною написано: «церковь Благовещения Святой Богородицы в вотчине стольника Бориса Ивановича Морозова, в селе Павловском; дани 5 алтын, полторы деньги, наместничих алтын, заезда 2 деньги, в корм и в Московской проезд гривна и 30 января 1628 года те деньги взято». За следующие 1639-1678 гг. платилось «дани 13 алтын, 3 деньги, заезда гривна».
Боярин Борис Иванович Морозов, поселив в селе Павловском 77 человек крестьян белорусцев, 14 мая 1657 г. бил челом великому государю: «вотчина у него в Московском и Звенигородском уездах села Павловское, Иславское и Котельниково с деревнями и в те вотчины он призвал белорусцев крестьян и ссуду им дал, и государь пожаловал бы его велеть тех его крестьян с женами и детьми переписать в рожей и в приметы, и в лета и написать за ним в книги».
По смерти боярина Морозова и его жены Анны Ильиничны село Павловское с принадлежавшими деревнями было причислено к дворцовому ведомству, и 19 октября 1667 г., по государеву указу, была составлена опись дворам, заводам и всякому строению, находившимся в селе Павловском, в том числе и Благовещенской церкви.
По переписным книгам 1678 г. из города Дмитрова Борисоглебского монастыря архимандрита Питирима на Благовещенскую церковь в селе Павловском положено вновь дани 2 рубля, 13 алтын, 3 деньги, заезда гривна. В приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа писалось под Звенигородскою десятиною с 1679 по 1700 гг.: «Благовещенская церковь в дворцовом селе Павловском, дани 2 руб. 13 алт., 3 деньги», а с 1712-40 гг. «дани 2 руб., 26 алт., 5 денег».
Село Павловское, по именному Высочайшему указу от 7 сентября 1730 г., пожаловано Павлу Ягушинскому, а после его смерти и его жены Анны Гавриловны пожаловано 9 марта и 12 мая 1754 г. их сыну графу Сергею Павловичу Ягушинскому. Благовещенская церковь с приделами Илии пророка и Николая чудотворца находилась в числе ружных церквей и священнослужители оной церкви, по окладной ружной книге, составленной в 1699 г., получали ругу в год. Под этой статьею отмечено: «давать ругу сполна, буде земель и иных доходов и приходских дворов нет».
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.

В 1633 году долгожданному наследнику престола — царевичу Алексею — исполнилось четыре года. К нему воспитателем был определён Борис Иванович Морозов, которому тогда принадлежала Павловская Слобода. Известно, что Борис Морозов взялся за исполнение своих обязанностей с такой ответственностью и любовью, что будущий царь стал относиться к нему как ко второму отцу. В 1650 году Борис Иванович в своей вотчине, селе Павловская Слобода, на месте деревянной Благовещенской церкви начал возводить величественный каменный храм. Замысел был столь грандиозным, а строительство таким долгим, что его завершала уже вдова — Анна Ильинична Морозова. Представление о том, как выглядели старый и новый храмы, дают чертежи из архивов Тайного приказа.
Деревянная церковь была одноглавая, с ярусами закомар, характерных для русского зодчества конца ХV-ХVI веков. Новая же каменная церковь почти без изменений дошла до наших дней: её возвели пятиглавой, с дополнительными главками над приделами Пророка Илии и Святителя Николая Чудотворца. Позже к трапезной части были добавлены приделы Казанской Иконы Божией Матери и Святого Апостола Андрея Первозванного. Для удобства церковь соединялась с жилыми палатами Морозовых деревянной галереей. Боярин Морозов решил построить домовой храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы не случайно. За несколько лет до этого Патриарх Никон основал неподалёку «российскую Палестину» — Ново-Иерусалимский монастырь, а холм над рекой Истра, на котором возвели Благовещенский храм, играл роль «русского Назарета».
Будучи в царской семье почти родственником, боярин Борис Морозов не раз радушно принимал в своём имении царственных особ и поэтому новый каменный храм решил строить в соответствии с высоким положением посещавших его гостей. Не раз приезжал в Павловскую Слободу царь Алексей Михайлович, бывали здесь и его дети — государи Фёдор Алексеевич и Иван V Алексеевич. Царский венец, украшающий крест центрального барабана храма, свидетельствует об этих событиях. Мощь каменных стен, лаконичность и соразмерность архитектурных форм, светотеневая пластика фасадов, внушительный объём комплекса в целом выводят Благовещенский храм за рамки провинциального приходского сельского храма. В монументальности и простоте… храма угадываются определённые черты сходства с древними московскими соборами, а в художсественном образе колокольни — мотивы кремлёвских башен. По желанию царя Алексея Михайловича к написанию икон были привлечены придворные изографы Иван Владимиров и Филипп Павлов. В центральном иконостасе в золочёных окладах с драгоценными камнями размещались храмовая икона Благовещения и икона Архангела Гавриила, венец на иконе Благовещения был украшен жемчугом. Колокола поручили отлить «государеву мастеру» Алексею Григорьеву. Большой колокол весил около 370 килограммов, малый — 47.
По воспоминаниям современников, в обычной приходской церкви ХVII века не нашлось бы и сотой части того благолепия, которое имелось в храме Благовещения Богородицы в Павловской Слободе. Прямых наследников у Бориса Морозова не осталось, и после его смерти в 1661 году всё имущество перешло к брату — Глебу Ивановичу Морозову. Через год скончался и Глеб, и владельцем огромного состояния обоих братьев, включая Павловскую Слободу, стал маленький сын Глеба — Иван. Бразды правления наследством перешли к его матери Феодосии Прокофьевне, вошедшей в историю как боярыня Морозова. Пойдя против воли царя и отказавшись признать реформу Патриарха Никона, она скончалась в 1675 году в заточении (сын умер ещё раньше). Село Павловская Слобода осталось без хозяев, и его приписали к Дворцовому приказу. Царь Алексей Михайлович долго держал Слободу в статусе подмосковного охотничьего угодья для соколиной охоты. В 1730 году село, в котором тогда числилось 115 душ, высочайшим указом было пожаловано генерал-аншефу и генерал-прокурору Правительствующего Сената Павлу Ивановичу Ягужинскому, самой яркой фигуре среди владельцев села Павловского в ХVIII веке. После смерти Павла Ивановича в 1736 году Павловская Слобода отходит к его второй жене, статс-даме Анне Гавриловне Головкиной. В 1743 году, после нескольких лет вдовства, она выходит замуж за известного дипломата Михаила Петровича Бестужева-Рюмина. И в том же году её обвинили в заговоре против императрицы Елизаветы Петровны и сослали позже в Якутск, где она и скончалась в 1751 году. Все имения Ягужинских были конфискованы. В 1754 году новым владельцем села становится Сергей Павлович Ягужинский, сын влиятельного вельможи. В конце 1750-х — начале 1760-х годов в селе Павловском, как и во всех имениях Московской губернии, было проведено генеральное межевание и составлен план «земельной дачи». В записях о Павловском значатся 98 дворов, в которых проживали 316 мужчин и 318 женщин.
О самом владении сказано следующее: «Село на правой стороне реки Истры и при пруде. Церковь каменная Благовещения Пресвятой Богородицы. Господский дом деревянный, при нем сад регулярный, с плодовыми деревьями, две фабрики деревянные, одна суконная, а другая каразейная и конский завод, в нем лошади: английской и датской породы, церковная земля — первая на правой стороне реки Истры, а другая на суходоле». В 1801 году приход и ризница Благовещенского храма пополнились новой утварью. Со смертью Сергея Павловича в 1806 году род Ягужинских прервался, и село было отписано в Комиссариатское ведомство Военного министерства. В начале ХIХ века владельцем этих мест становится знатный вельможа, дипломат и коллекционер, сенатор, министр государственных имуществ князь Николай Борисович Юсупов, владелец подмосковной усадьбы Архангельское. Во второй половине ХIХ века многие старинные храмы допетровской эпохи подверглись значительным перестройкам для привлечения их архитектуры в соответствие с современными вкусами и модой. Перестройка не обошла стороной и Благовещенскую церковь. В 1830 году Благовещенский храм понёс первые значительные утраты, исказившие его первоначальный архитектурный облик. По инициативе директора Павловской казённой суконной фабрики Андрея Селивановича Зыбелина была расширена трапезная за счёт присоединения к ней галерей. Маленькие оконца апсиды и четверика были растёсаны, а большие оконные проёмы гульбища частично заложены.
В честь своего небесного покровителя Зыбелин устроил в храме ещё один придел — Святого Андрея Первозванного. Такая перестройка уничтожила все деревянные перспективные порталы храма. Самой большой утратой стала колокольня ХVII века, «упразднённая за ветхостью». В 1875 году причт Благовещенской церкви писал митрополиту Иннокентию: «Колокольня при нашей церкви, неизвестно, когда и кем построенная, по своей ветхости подала значительные трещины; кирпич в некоторых местах её стен распадается; по освидетельствованию архитектора… Грудзина, она оказалась неспособною к дальнейшему существованию в настоящем её виде. При… разбросанности приходских деревень ощущается надобность в более высокой колокольне, с которой был бы яснее слышен звон. При возбужденном усердии прихожан нашли удобным, с разрушением ветхой колокольни, из ее материала с прибавлением нового, построить новую с западной стороны церковного здания, где она займет более видное место и станет ближе к селу». Прошение было удовлетворено, и колокольню разобрали. В 1879-1881 годах по проекту всё того же В. О. Грудзина к западной стене храма пристроена новая колокольня. Архитектор попытался сохранить облик её предшественницы. Но насильственное соединение двух разных по времени и архитектурному стилю объектов в один, привело к разрушению первоначального художественного образа храма. К тому же новая колокольня подавляла своими размерами здание храма, что вносило явную дисгармонию в храмовый комплекс. Впоследствии имено высота сыграла роковую роль в судьбе колокольни.
В 1941 году, когда немцы стояли на подступах к Москве, её пришлось взорвать, чтобы она не служила заметным ориентиром для фашистких лётчиков. К тому времени и храм Благовещения Богородицы уже восемь лет как был закрыт по решению Павловского сельсовета. Все церковные ценности был реквизированы, с колокольни сброшены колокола, уничтожены древнее внутреннее убранство и иконостас, утрачены иконы известных мастеров. Первое время в храме размещалось общежитие, а после окончания Великой Отественной войны здесь более чем на 60 лет получила прописку артель «Славкожизделие», выпускавшая сумки. В таком виде, с разрушающимися от времени и непогоды закопчёнными стенами, и встретил Благовещенский храм начало 1990-х годов.
Дата 7 июля 1992 года, день Рождества Иоанна Предтечи, стала началом новейшей истории храма Благовещения — в этот день здесь прошла первая после закрытия храма в 1933 году Божественная литургия. С приходом настоятеля протоиерея Владислава Провоторова развернулись комплексные реставрационно-строительные работы под руководством архитекторов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ) В. Я Кузнецова и А. В. Субботина, выполнивших ещё в конце 1970-х годов эскизный проект реставрации храма. Строители под руководством реставраторов восстановили пятиглавие главного четверика. Были выкованы и позолочены по старым рисункам кресты в стиле ХVII века. Переложены растесанные в ХIХ веке оконные проёмы, после кропотливой работы восстановлены декор наличников и аркада гульбищ. На первоначальном месте была восстановлена 36-метровая пятиярусная колокольня, спроектированная архитекторами по её изображению на старинном рисунке конца ХVIII века. После завершения первого этапа реставрационных работ Благовещенского храма, в 2000 году были проведены проектные работы и начато строительство административно-хозяйственного комплекса крайне необходимого для многосторонней деятельности возрождающегося прихода.
Учитывая огромную культурную ценность храма-памятника федерального значения, его уникальность, проектирование новых построек было проведено в стиле храмовой и дворцовой архитектуры допетровского времени с использованием аналогов сохранившихся храмов, палат и других сооружений великих русских городов Ярославля и Костромы, а строительство осуществлялось с максимально возможным для современных мастеров приближением к строительным приёмам и использованием соответствующих материалов. Архитектурный комплекс административно-хозяйственного комплекса, построенный по благословению правящего архиерея, управляющего Московской епархией митрополита Ювеналия — это сооружение со сложной планировкой в нескольких уровнях, включающее в себя различные по назначению, объёму, высоте и внешнему облику здания: храм Святых Царственных Страстотерпцев, трапезная, келейный корпус с библиотекой и часовней Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, настоятельский корпус с административными помещениями. С южной стороны к ансамблю примыкает надвратный храм преподобного Иосифа Волоцкого, являющийся одновременно и южным входом на территорию прихода. Вся храмовая территория была обнесена высокой оградой с тремя вратами и коваными решётками. На территории после благоустройства разбиты цветники и газоны. Как и в ХVII веке, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, находясь на возвышенности, после возведения близких по архитектуре построек, продолжает играть роль доминанты села Павловская Слобода.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №301, 2018 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?