Павловск. Церковь Петра и Павла в Павловском дворце.

Церковь Павловского дворца была закрыта в 1918г. Разрушенный во время войны церковный флигель был восстановлен в 1945-1950-е гг., а его интерьеры в 1976-1977гг. Богослужение в церкви (первоначально нерегулярные) возобновились с 21 Сентября 1990г., а в 2000г. была восстановлена (из дерева) колокольня. Подробнее см. книгу «Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей», СПб, 2000, сс.237-241.

Дворцовая церковь построена в 1799 году по проекту архитектора В.Бренны. Она занимает отдельный полутораэтажный корпус, примыкающий к Кавалерскому залу, из которого можно выйти на хоры церкви. Хоры, представляющие собой балкон-лоджию, предназначались для владельцев дворца (здесь находилось императорское тронное кресло) и наиболее именитых гостей, которые входили сюда из Предцерковной галереи, как называли официально Кавалерский зал. В помещение самой церкви можно пройти с Садовой улицы через специальный церковный вход и подняться по лестнице.
Интерьер церкви характерен для культовых построек эпохи классицизма, когда наблюдается отход от исконно русских традиций в оформлении церквей и ориентация на западноевропейские образцы. Так, в Дворцовой церкви отсутствует многоярусный иконостас, который с царскими вратами составляет единое целое не только в художественно-архитектурном замысле, но, прежде всего, в художественно-смысловом значении. Отсутствуют в церкви и иконы традиционного письма. В иконостасе и на стенах – копии с известных произведений западноевропейских художников на евангельские темы, причем в композициях на стене доминирует тема богоматери: «Святое семейство» (копия с раб. П. Батони), «Святая ночь» или «Поклонение пастухов» (копия с Корреджо), «Вознесение мадонны», или «Непорочное зачатие» (копия с раб. Б. Мурильо). В верхнем ряду в круглых медальонах помещены изображения святых апостолов Петра (слева) и Павла (справа), в честь которых и освящена эта церковь (копии с произведений А. Ван-Дейка). В росписи плафона помещена композиция «Обращение Савла», ключевой эпизод в жизни апостола Павла, когда он уверовал в Христа. Сюжет этот был выбран не случайно, так как имя апостола ассоциировалось с императором Павлом I. Роспись выполнял придворный декоратор Я. Меттенлейтер, который переработал композицию П.-П.Рубенса.
В оформлении церковного интерьера большое место занимает скульптура, что также не характерно для русских церквей. На высоких пилонах иконостаса над входом в алтарную часть установлены фигуры коленопреклоненных ангелов (скульптор И. Прокофьев, воссозданы в 1977 году Н. Мальцевой и Т. Шабалкиной). Скульптура помещена в нишах на хорах церкви – «Вера с крестом и потиром» и «Религия с книгой». Автор-исполнитель неизвестен, а воссозданы они в 1975-1977 годах теми же мастерами. В круглой нише над хорами – два ангела с крестом, возможно,  выполненные первоначально М.И. Козловским, воссозданы в 1987 году Т.П. Шабалкиной. При всей строгости архитектурного решения особую торжественность придают резные золоченые створки алтарных врат и большие резные с позолотой торшеры, установленные на консолях вдоль стен.
В этой церкви на торжественных богослужениях летом 1799 года оглашались реляции (донесения) А.В. Суворова о победах русских войск в Италии, а 9 августа того же года было провозглашено «многолетие господину Главнокомандующему армии генерал-фельдмаршалу Князю Италийскому и Российскому графу Суворову Рымникскому со всем воинством». Так впервые прозвучал новый титул Суворова – князь Италийский.
В XIX веке при владельцах Павловска великих князьях Константине Николаевиче и Константине Константиновиче церковные службы могли посещать жители Павловска. Здесь отпевали Константина Константиновича, умершего в Павловске 2 июня 1915 года.
Убранство церкви, почти полностью уничтоженное в огне войны, было воссоздано заново к 1977 году. Весь живописный декор, включая картины-иконы, был выполнен художником-реставратором А.В. Трескиным, деревянная резьба – резчиком В.В. Полякиным. Из подлинного убранства церкви сохранилась люстра, лампады и паникадила из серебра, выполненные ювелиром И. Бухом в 1799 году по проекту М. Казакова, а также единственная икона в иконостасе «Непорочное зачатие» (Работа П. Дрождина с картины Мурильо).
В настоящее время в церкви экспонируются предметы церковной утвари XVIII века из исторического собрания павловской Дворцовой церкви.
http://www.pavlovskmuseum.ru/about/palace/layout/10/682/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?