«Она не танцует, но летает по воздуху», – так писала петербургская газета «Слово» о величайшей балерине прошлого века Анне Павловой. Ей восхищался весь мир, рукоплескали высочайшие императорские особы, а в «Русских сезонах» Дягилева Павлова являлась главной звездой.
⠀
Связать свою жизнь с балетом она решила ещё в детстве, хотя это и произошло довольно случайно. В 9-летнем возрасте она с родителями побывала в Мариинском театре и так вдохновилась искусством, что заявила маме: «Когда я вырасту, то буду танцевать, как принцесса Аврора!».
Сценический дебют в качестве артистки Императорских театров состоялся в 1899 году в «Тщетной предосторожности». После этого к ней пришла первая популярность. Коронным номером балерины стал «Умирающий лебедь». Анна выполнила эту партию практически на полной импровизации. Танец стал символом и шедевром всего балетного искусства. Сам композитор, присутствовавший на исполнении этого балета, был потрясен современной трактовкой его музыки и тем, как балерина смогла передать эту гамму чувств через танец.
Так к Анне Павловой пришла известность и про нее стали говорить: «В ее танце живет сам Бог».
⠀
Балетную обувь Анне шили на заказ. На гастроли она неизменно возила в своём чемоданчике 36 пар пуантов. Удивительно, но во времена Анны Павловой пуант как таковых не существовало. Техника танца была несколько проще, чем сейчас. Поэтому форма танцевальных туфель была ближе к бальной, но, конечно, без каблука.
⠀
Среди больших поклонников русской танцовщицы был сам Чарли Чаплин. Позже артист выступал в роли консультанта Анны Павловой при записи её номеров на кинопленку. Впрочем, сама Павлова никогда не «звездилась», а в годы Первой Мировой войны весь свой гонорар с выступлений отправляла в фонд Красного креста. В 20-х годах 20 века она окончательно перебралась в Англию. Однако скончалась в Гааге от пневмонии.
Павлова прославила русский балет по всему миру, превратившись в легенду еще при жизни. Каждый танец балерины пробуждал в душах зрителей целый мир мыслей, эмоций – и радостных, и горестных, но всегда поэтичных и возвышенных.