27 декабря 1832 года родился основатель Третьяковской галереи, собиратель произведений русского изобразительного искусства, меценат и предприниматель Павел Михайлович Третьяков
«Товар лицом»
Мальчиком Павел Третьяков проводил в отцовской лавке вместе с младшим братом Сергеем весь день с утра до вечера. На игры и забавы времени почти не оставалось: то надо что-нибудь принести, то куда-то сбегать, а то и мусор вымести. Словом, не до развлечений. Потихоньку-понемногу сметливый Павлуша втянулся в семейное дело, научился вести записи в торговых книгах, запомнил, сколько чего стоит, научился показывать товар лицом. В гимназию Михаил Захарович сыновей не отдал, нанял им домашних учителей. Занятия свелись главным образом к математике и русскому. Уже взрослым, часто бывая в разных странах, Павел Третьяков сожалел, что не освоил в детстве иностранных языков.
«Начало коллекции»
Человек дела, крупный льнозаводчик, Павел Михайлович ежедневно вставал чуть свет, по пять часов проводил в конторе, встречаясь с нужными людьми. Но, как бы ни был занят, всегда находил время для чтения. Он любил театр, охотно посещал концерты. В особенности же его увлекала живопись. В частых разъездах по России он непременно отыскивал среди ярмарочного изобилия закуток, где вместе с лубками, эстампами, фотографиями, гравюрами выставлялись на продажу полотна старых художников. В Москве, на Сухаревском рынке, Третьяков купил сначала несколько понравившихся ему рисунков и акварелей, а через год приобрел сразу девять написанных маслом картин голландских мастеров.
Он не пропускал художественных выставок, постоянно бывал в музеях и картинных галереях, был вхож в мастерские разных художников. Постепенно картинами заполнился весь большой дом Третьякова в Толмачах.
Увлечение живописью разделила с Павлом Михайловичем и его жена. Дочь купца-мецената Мамонтова, она получила прекрасное образование, превосходно играла на фортепиано, была обходительна с людьми. Когда Павел Михайлович задумал собрать коллекцию картин русских художников, чтобы потом на ее основе создать музей национального искусства, жена и брат горячо его поддержали.
«Не терпел праздности»
П.М. Третьяков совершил немало добрых дел. Так, благодаря его щедрым пожертвованиям была обеспечена всем необходимым школа для глухонемых в Москве, и учившиеся там дети жили в полном достатке. Павел Михайлович постоянно помогал нуждающимся художникам и их семьям.
Страшным ударом для него стала смерть любимого сына, восьмилетнего Вани, от скарлатины. С потерей сына и без того молчаливый и малообщительный Павел Михайлович еще больше замкнулся, с головой ушел в работу.
Внешне Третьяков производил впечатление человека угрюмого, даже мрачного, на самом же деле он был доброжелательным, отзывчивым, внимательным к людям. Правда, не терпел праздности и безделья. Спокойный и сдержанный, Павел Михайлович впадал в ярость, если кто-то недобросовестно выполнял свои обязанности. Однажды в разгар строительства галереи вдруг вылетели два стекла из рамы в потолке. Разгневанный Третьяков схватил виновного за шиворот, втолковывая ему, что из-за подобной оплошности могли пострадать и люди, и картины.
Третьяков не стремился к известности, не любил быть ни на виду, ни на слуху. Но большой наградой для него стала общенародная любовь к основанному им музею. Особенно нравилось ему, что созданную им сокровищницу русского искусства москвичи стали называть Третьяковкой.
«Галерея»
К началу 1860-х годов в коллекции П.М. Третьякова (1832—1898) было уже несколько десятков живописных работ, а в 1892 году он передал в дар Москве 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур XVIII— XIX веков. Среди них были произведения таких прославленных художников, как Карл Брюллов и Александр Иванов, Илья Репин и Василий Суриков, Алексей Саврасов и Василий Верещагин, Виктор Васнецов и Михаил Врубель… Перешла городу и коллекция умершего незадолго перед тем брата П.М. Третьякова, Сергея, а также все помещения, выделенные под галерею. По заказу Третьякова и по рисунку его друга художника В. Васнецова было выстроено двухэтажное здание из двадцати комнат. Уже тогда Третьяков открыл свое личное собрание для бесплатного посещения. Так что его галерея стала любима и посещаема задолго до того, как превратилась в общественный музей.
Из книги В.М. Соловьева «Русская культура. С древнейших времен до наших дней»