Павел Александрович Сведомский

Художник Павел Сведомский (19 июня 1849, Санкт-Петербург — 9 сентября 1904, Швейцария)

Большинство его работ было посвящено античным мифологическим сюжетам, что было вполне естественно – вся творческая жизнь Павла Александровича прошла преимущественно в Риме, а итальянцы всегда обожали салонное искусство.

Сведомского знали и ценили за рубежом, в Италии и Франции, в США, в то время, как на родине предпочитали не замечать его устаревшего «слащавого академизма», хоть и отмечали бесспорное мастерство художника.

Павел Третьяков высоко ценил творчество Павла Сведомского и приобрел для своей галереи картину «Медуза».

Живя в Риме, выезжал в своё имение в Пермской губернии, в Киев для участия в оформлении Владимирского собора.

Творчество Павла Сведомского и его жизненный путь крепко переплетены с судьбой его брата Александра (1848 — 1911), который был лишь на год старше. Отец будущих художников, Александр Павлович Сведомский, был лесником в Пермской губернии. Дети родились в Санкт-Петербурге. После ранней кончины отца мать увезла детей в родовое имение Михайловский завод; она мечтала сделать из сыновей горных инженеров – в имении предполагались залежи железной руды. Дети же мечтали о кистях и красках, и, как вспоминал Павел Сведомский, первые свои краски они с братом попросту стянули в лавке города Сарапула, где их мать регулярно делала покупки. В наказание за проступок мать отправила сыновей вернуть коробку, однако владелец лавки не только не отругал будущих художников, но и подарил им новые краски и альбомы.

Все-таки братья поступили в Горный институт, однако через два года, после повторного замужества матери, вся семья переехала в Дюссельдорф, а Сведомские поступили в Дюссельдорфскую Академию художеств. Когда семья переехала в Мюнхен, братья стали посещать мастерскую знаменитого художника-реалиста Михая Мункачи, которого всю жизнь вспоминали с большой благодарностью и уважением. В 1873 году Павел получил звание Почетного вольного общинника от Императорской Академии художеств.

Достигнув совершеннолетия, братья отправились в путешествие по Европе, и в 1875 году оказались в Риме, где поселились навсегда. 2-3 летних месяца «добрейшие и милейшие художники Сведомские» проводили в родовом имении, остальное время наслаждались мягким итальянским климатом и работали над картинами в огромной мастерской, где и жили. Уголки Рима и его окрестностей то и дело появлялись на картинах Павла Сведомского, равно как и изящные итальянские натурщики, выходившие по утрам в исторических костюмах на Испанскую лестницу. По вечерам братья захаживали в знаменитое кафе Greco, и вскоре перезнакомились со всеми завсегдатаями.

В 1879 году за картину «Юлия в ссылке» Павел Александрович был награждён Академией художеств большой поощрительной медалью, а его картины «Москва горит» и «Дочь Камелии» были удостоены серебряной медали Академии художеств. В 1889 году Павел Сведомский был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже за картину «1793 год. Жакерия».

Приезжая на лето в свое имение Павел Александрович переключался на русские темы и продолжал работать. Здесь он написал картины «Бедная невеста», «Танец скифов», «Юродивый», «Вечер», «Пожар в Москве. 1812 год», «Бородино», «Казнь Ермака» — последняя работа мастера.
Вскоре после приезда в Рим Сведомские познакомились и подружились с художником Вильгельмом Котарбинским, а когда тот заболел тифом – приняли в его судьбе живейшее участие. Некоторое время Котарбинский жил у Сведомских и работал в их мастерской. Когда несколько лет спустя Адриан Прахов пригласил Сведомских принять участие в росписях Владимирского собора в Киеве, братья порекомендовали Прахову своего друга Котарбинского. Втроем художники работали над многими сюжетами, выполнили 18 фресок и 84 фигуры святых. Там же, во Владимирском соборе, над росписями трудились Виктор Васнецов, Михаил Врубель и Михаил Нестеров. Работы велись на протяжении десяти лет.

«Соборяне» регулярно собирались в салоне Эмилии Праховой, горячо обсуждали работу и делали эскизы — зачастую прямо на скатерти. Как вспоминал историк и путешественник Владимир Дедлов, «Сведомский, когда пишет, работает. Котарбинский — мечтает». Адриан Прахов познакомил своих «подопечных» со многими богатыми киевлянами, в том числе и с семьей Терещенко, которые стали делать заказы на картины. Николай Адрианович Прахов вспоминал: «Когда, случалось, кто-нибудь спрашивал моего отца, почему он пригласил П. А. Сведомского, чья живопись так отличается от Васнецова, он отвечал: — Васнецов пишет иконы, а Сведомские картины, к которым молящимся разрешается стоять спиной во время службы. Вся средняя часть собора расписана Виктором Михайловичем, а Павлом Александровичем — боковые корабли. Они один другому не мешают и разница стилей не нарушает декоративную целость росписи стен собора».

Павел Александрович Сведомский потомков не оставил.

Он скончался в Давосе, где лечился от горловой чахотки, и был похоронен в Риме на кладбище Монте Тестаччо.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?