Пасха в дореволюционном Петербурге

Пасха в дореволюционном Петербурге
В Петербурге Пасху стали отмечать вскоре после основания города и делали это очень изобретательно. Катания на лодках, праздничные ярмарки, дрессированные медведи и кукольные комедии — всё это было частью городской повседневности. О том, как справляли Пасху в императорской столице, расскажем прямо сейчас.
Пасха наряду с Рождеством была в числе главных праздников, и готовиться к ней начинали сильно заранее. За две недели до Светлого Христова Воскресения открывались любимые публикой вербные базары. Самые большие находились на Конногвардейском бульваре и Малой Конюшенной улице, а также в Гостином дворе. Вот как описывает один из них учёный Владимир Шнитников:
«Вся длиннейшая, выходящая на четыре улицы крытая галерея Гостиного двора, а также прилегающий тротуар были сплошь заставлены бесчисленными столиками и миниатюрными ларьками, и тут же ютились сотни продавцов, торговавших товаром прямо с рук и хранивших весь свой „магазин» в какой-нибудь коробке или корзинке».
Предлагали всевозможные безделушки и диковинки: крутящегося стеклянного чёртика, свиней-пищалок, говорящих попугаев и многое другое.
Торговля певчими птицами на Вербной неделе — старая городская традиция. В это время власти вводили послабления и снимали ограничения на их продажу.
И конечно, вербный базар немыслим без вербы. Ветви украшали гирляндами, бумажными цветами и фонариками. Считалось, что верба обладает особыми целебными свойствами.
На Вербное воскресенье приходился последний и самый большой день базаров, после чего все увеселения прекращались — начиналась Страстная неделя. Но напоследок петербуржцы спешили как следует кутнуть. В этот день устраивали игры и лотереи, причём случалось, что разыгрывали вещи неприличного содержания. Такой случай был в 1908 году, после чего полиции наказали строго следить за порядком и пресекать возможные вольности.
На Пасху было принято посылать по почте поздравительные открытки, а также дарить подарки друзьям и близким. Особым спросом пользовались тематические сувениры. К примеру, фирма Фаберже, известная как производитель драгоценных пасхальных яиц для императорской семьи, делала и сравнительно доступные подвески в виде яиц.
Очень популярны были большие деревянные яйца, в которые клали сладости, косметику или игрушки.
В ночь с субботы на воскресенье все городские храмы были переполнены. Вереницы празднично одетых людей спешили с куличами и пасхами на службу, а те, кому не хватало места внутри, стояли на улице. Это был единственный день в году, когда зажигались факелы по углам Исаакиевского собора.
Петербуржцы замирали в ожидании главного момента — крестного хода. После обхода храма разносилось долгожданное «Христос Воскресе!», и многотысячная толпа отвечала: «Воистину Воскресе!». Потом радостные горожане расходились по домам, поздравляя друг друга с праздником и христосуясь.
Главным атрибутом пасхального стола были яйца. По подсчётам газетчиков, на каждого петербуржца приходилось 12 яиц! Их красили луковой шелухой, также использовали всевозможные красители и красящую бумагу.
Не менее популярны были окорока, которые значительно дорожали перед праздником. Они украшались бумажными цветами или «хвостами» — разноцветными ленточками, завитыми на концах.
И конечно, застолье не обходилось без кулича и пасхи. Многочисленные кондитерские, пекарни и рестораны наперебой предлагали свои угощения. Спрос был огромный: каждой семье требовалось несколько куличей, чтобы приходить в гости не с пустыми руками.
В воскресенье всем жителям города разрешали проходить на звонницы и звонить в колокола. В этот день начиналась череда визитов к родственникам и друзьям, обмен подарками, христосование. Даже император соблюдал обряд и целовался со всеми — иногда несколько дней сразу.
Великий князь Гавриил Константинович вспоминал:
«Через некоторое время Государь вышел в большой зал, в котором были выстроены представители тех частей, шефом которых был Государь. Государь их обходил и с ними христосовался, и некоторым говорил два-три слова. Христосование продолжалось несколько часов подряд. […] После христосования Государь должен был идти мыть лицо и бороду, — вода становилась чёрной».
С понедельника в городе снова разрешались публичные увеселения, возобновлялись балы, спектакли и народные гуляния.
Самые массовые устраивали на Марсовом поле и Семёновском плацу. Тут давали представления уличные театры, проходили праздничные ярмарки. Впервые в городе появились настоящие механические карусели и аттракционы, проводились катания на велосипедах.
Многие петербуржцы катались на лодках — с Пасхой совпадало начало навигации.
Пасха считалась самым светлым, шумным и радостным праздником, а гуляния растягивались на целую неделю.
Христос Воскресе!

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?