Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.Кирпичные стены окрашены по обмазке. В сер. 19 в. пристроены граненые объемы боковых притворов с высокими куполообразными кровлями и главками; в конце столетия основание колокольни укрепили мощными контрфорсами.
Церковь принадлежит к одному из наиболее интересных типов приходских церквей 2-й пол. 18 — нач. 19 в., встречающихся на территории бывш. Владимирской, Костромской и Ярославской губ. и воспроизводящих формы храмов рубежа 17-18 вв. Высокий основной четверик завершен характерными для ярославской архитектуры двумя рядами декоративных кокошников, причем нижний трактован как аттиковый ярус, а верхний, суженный, — как постамент со срезанными углами под высокими цилиндрическими барабанами крупных луковичных глав с чешуйчатым покрытием. Столь же характерна форма апсиды, единый объем которой расчленен колонками на три слабо выраженных скругления. Высокий восьмигранный столп шатровой колокольни поднят на двухъярусный четверик у западного фасада трапезной. Поздние притворы боковых входов имеют вид восьмигранных снаружи, близких к овалу изнутри объемов (основные грани более широкие), вытянутых по оси север—юг. К их слегка приподнятым площадкам с трех сторон ведут лестницы.
В убранстве церкви использованы элементы московского и раннепетровского барокко. Боковые фасады четверика с тремя осями высоких проемов обработаны на углах пучками тройных колонок и завершены широким наборным фризом из поребрика, четырехрядной пилы и городков, раскрепованным у пят широких кокошников верхнего яруса. Дуги кокошников декорированы поребриком и дентикулами, а углы каждого из ярусов рустованы. В отличие от окон нижнего света четверика, апсиды и трапезной, заключенных в рамки с набором мелких бусин, более высокие верхние окна фланкированы рустованными пилястрами. Наличники обоих ярусов завершают высокие разорванные гребни, более массивные во втором свете. Первоначальные входы в храм обрамлены перспективными порталами.
Первый четвериковый ярус колокольни со стороны внешних углов обработан богатым набором руста и двойным рядом ширинок. Ширинки с поливными изразцами украшают грани столпа и основание яруса звона, под которым проходит кирпичный фриз крестообразного рисунка. Углы восьмерика подчеркнуты огибающими лопатками с филенками на уровне звона. Высокий шатер прорезают три ряда слухов. В их нижнем ряду на юго-западной грани были устроены часы. Своеобразным изяществом отмечен и декор боковых притворов. Выполненные в формах классицизма, они украшены на основных гранях колонными портиками с треугольными фронтонами, обрамляющими широкие арочные входы. Диагональные грани прорезают арочные окна в простых наличниках под лучковыми сандриками. Некоторую грузность притворам придают массивные колоколовидные кровли с перехватом и гранеными луковичными главами.
Четверик перекрыт сомкнутым сводом со световым барабаном в центре. В апсиде, соединенной с четвериком тремя проемами, — высокая конха с распалубками; в трапезной — полулотковый свод, также с распалубками. Сохранились чугунные плиты пола с изображением розеток и первоначальные решетки и ставни окон.
Храм и трапезная расписаны местными мастерами ок. 1830 г. темперными красками с применением графьи. Живопись сохранилась в четверике, алтаре и трапезной (имеются частичные утраты красочного слоя). Во 2-й, пол. 19 в. поновлена масляными красками, дописаны драпировки в композиции «Поклонение волхвов» и изображения евангелистов. Выдающийся памятник палехско-шуйского круга, отличающийся высоким художественным уровнем исполнения, своеобразным стилем и эффектной цветовой гаммой, что позволяет говорить о нем как об одном из самых ярких в ряду стенописей данного периода в Ивановской обл.
Стиль и манера росписи весьма разнообразны. Сюжетные композиции восходят к барочной традиции: любовь к сложным многофигурным динамичным композициям, обилие пейзажных и архитектурных фонов, тщательная разделка драпировок. Наряду с этим в росписи органично существуют и условные приемы «иконного письма» рубежа 17-18 вв., особенно ярко проявляющиеся в ряде изображений, особенностях доличного письма и технике исполнения. Богатство стилевых приемов дополняет перспективная гризайльная живопись в стиле классицизма, играющая большую роль в создании более сложного и оригинального пространства интерьера (особенно в трапезной). Сочетание этих направлений, неразрывно связанных в единое целое, придает росписям подлинное своеобразие.
Чрезвычайно выразителен яркий мажорный колорит, построенный в основном на контрастных цветах. Преобладают интенсивно-голубые, глубокие киноварные, медовые охристые тона, позолота. Особенно изысканна цветовая гамма в алтаре, где гармонично сочетаются розовый и белый, оливковый и ярко-красный, глубокий синий и изумрудно-зеленый. Свод отделяется от стен позолоченным, сильно вынесенным штукатурным карнизом и разбит горизонтальными живописными карнизами на три яруса. Вертикальные тяги, сходящиеся у светового кольца, образуют в двух нижних ярусах по три композиции на каждом лотке. Четыре сцены верхнего яруса, обрамленные арками, разграничены великолепными гризайльными канделябрами ампирного рисунка.
В куполе барабана написан Саваоф, в простенках — архангелы. Роспись свода посвящена преимущественно ветхозаветным темам. В центральной части восточного лотка изображена Голгофа, являвшаяся фоном для Распятия, завершавшего иконостас. Росписи стен четверика расположены в четыре яруса. Верхний, над окнами второго света, состоит из вытянутых по горизонтали небольших аллегорических сцен, отделенных друг от друга крупными вазонами с цветами. Ниже, в южных и северных простенках, написаны евангелисты на фоне пилястр; на откосах окон изображены святые, вверху — иконы Богоматери, несомые ангелами. Следующий ярус, проходящий под верхними окнами, состоит из евангельских сцен. Самый нижний ярус представлен сценами «Воскресение» (южная стена) и «Вознесение» (северная стена), размещенными на участках между порталом и окном. На западной стене над высокой аркой написан выступающий карниз с фризом и розетками, а на нем — четырехколонный портик. В центре портика — большая композиция «Поклонение волхвов» с ландшафтным фоном. По сторонам от нее изображены пилястры, частично закрытые тремя большими евангельскими композициями, помещенными одна над другой с каждой стороны.
В конхе апсиды — многофигурная композиция «Да молчит всякая плоть». Поверхность стены здесь занята перспективной аркой, в которой реальные оконные проемы чередуются с иллюзорными нишами. По сторонам от центрального окна написаны «Снятие с креста» и «Положение во гроб»; на западной стене алтаря — «Тайная вечеря» и еще две композиции на евангельские темы. Оригинальна в композиционном отношении роспись свода трапезной. Через коробовый свод «переброшены» гризайльные кессонированные арки. Средняя часть свода занята широким восьмигранником с кессонами: три ряда перспективно уменьшающихся к центру кессонов создают впечатление высокого шатра, замкнутого восьмигранной композицией «Сошествие Св. Духа». На северный и южный склоны от восьмигранника спускаются две трапециевидные рисованные рамы с большими композициями на темы апостольских деяний.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». — М. Наука. 2000, с. 181-188
Самое знаменитое село в районе – Парское (при реке Парше), известное по письменным источникам с 1399 г. Соколиные охоты князей Шуйских, «княжий двор», где останавливался будущий царь Василий Шуйский, родина казанских походов Ивана Грозного (в округе села формировались войска для покорения Казани), знаменитая Ивановская ярмарка, уступившая славу Нижегородской лишь в 19 веке, — все это Парское. Построенная здесь церковь Усекновения Главы Иоанна Крестителя долго оставалась духовным центром территории, простиравшейся от Шуи до берегов Волги.
История не сохранила имя архитектора Предтеченского храма. Строительство его в течение десяти лет (1773-1783 г.г.) вела одна из многочисленных артелей каменщиков, возводивших церкви в Костромской губернии. В это время село только что перешло во владение князей Трубецких. Во второй половине 18 века в Петербурге, где проживал князь Трубецкой, господствовал классицизм. Однако жителям провинций этот архитектурный стиль был малопонятен. Им был более дорог древнерусский стиль допетровской эпохи.
Это каменная пятиглавая летняя церковь кубической формы, с шатровой колокольней. Предтеченский храм состоит из основной церкви (четверика), апсиды, трапезной и столпообразной колокольни, поставленной на одной оси. Высокий четверик, традиционный для Костромского края, перекрыт сомкнутым сводом и увенчан пятью главами. Центральная глава – световая, угловые – декоративные. Барабаны глав небольшие, вытянутые вверх, с чешуйчатым покрытием удлиненных луковиц. Под барабанами два пояса кокошников. Верхний пояс со срезанными углами является как бы основанием под основание глав. Кокошники на углах небольшие, но равные по высоте с остальными, из-за чего они приобрели подковообразные очертания. Сама церковь (четверик), не считая трапезной и алтаря, имеет длину и ширину 14,2 м и высоту от пола до вершины свода 21,3 м. Трапезная, как и сам храм, имеет ширину и длину 14,2 м и также устроена без всяких подпор и столбов, с продолговатым параболическим сводом, высотой от пола в 9 м. Высота колокольни от основания до креста – 42 м.
В приходе имеются два храма: Летний храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, после закрытия и разграбления в 1937 г. не восстановлен. Зимний храм Вознесения Господня имеет, кроме главного алтаря, частично восстановленного, придел Святителя Николая Мирликийского и придел Трех Святителей, частично восстановленный.
http://visitivanovo.ru