Парское. Ансамбль церквей Усекновения главы Иоанна Предтечи и Вознесения Господня.

Парское. Расположено по обоим берегам р. Парша, от которой и произошло название села, основанного в 1399 г. на большом тракте из Костромы в Шую. Сходящиеся к переправе дороги из торговых сел Иваново, Дунилово и Палех способствовали формированию центрической планировки села с крупной торговой площадью на высоком левом берегу реки. Композиционный центр площади уже в сер. 16 в. был закреплен постановкой деревянного храма, известного тем, что в 1552 г. в него был сделан крупный вклад Иваном Грозным. Среди первых владельцев села были князья Шуйские, Черкасские, боярин И.В. Морозов. С нач. 17 в. село становится известно местными, так называемыми Ивановскими, ярмарками, проходившими 26-30 августа и приуроченными к престольному празднику Усекновения главы Иоанна Предтечи, а также еженедельными торгами. Особенно славилось Парское среди окружающих сел производством роговых и пальмовых гребней.
В 18 в. село переходит во владение кн. С. Трубецкому. В это время вместо старого храма, сгоревшего в 1773 г., строится новый кирпичный Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773-85) в традиционных для Шуйского региона формах — с пятиглавым двусветным четвериком и шатровой колокольней. К этому времени торговую площадь занимал крупный гостиный двор, получивший к нач. 19 в. форму каре с шестью воротами по периметру. Помимо основного холодного храма ансамбль торговой площади в 1816-22 гг. был дополнен еще одной теплой церковью, скорее всего, в формах позднего классицизма. Вновь образованный комплекс окружала ограда с ампирными часовнями по углам.
В 19 в. производство гребней, прежде изготовлявшихся отдельными мелкими мастерскими, сосредоточивается на фабриках, крупнейшая из которых, с машинным производством, располагалась на берегу реки у северной окраины села. В кон. 19 в. на ней работало 125 человек. Застройка села разрасталась параллельными порядками вдоль направлений главных дорог. Перевод всероссийской Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород и строительство во 2-й пол. 19 в. железной дороги Иваново—Шуя подорвали торговлю в селе. Однако именно в это время зимний храм 1816-22 гг. перестраивается в новую крупную церковь Вознесения (1863) в модном византийско-русском стиле, что в целом усилило роль в селе храмового комплекса. С утратой гостиного двора в кон. 19 в. комплекс стал единственным композиционным акцентом, организующим пространство широкой торговой площади. Среди деревянной, в основном рядовой застройки, окружающей площадь, выделяются кирпичные лавки вдоль ее западной границы. У самого спуска к реке сосредоточены бревенчатые амбары. Заречная часть села застраивается в кон. 19 — нач. 20 в. и состоит и в наши дни из двух порядков изб, вытянутых вдоль реки.
К нач. 20 в. улицы села были мощены камнем, а в застройке наряду с полукаменными появились двухэтажные кирпичные дома. Большинство деревянных изб выстроено в одну связь с рубленым одноэтажным крытым двором. На окнах многих домов — наличники с пропильной резьбой. В настоящее время село развивается к востоку от исторического центра в соответствии с генеральным планом, разработанным в 1981 г. институтом «Росгипрониисельстрой».Ансамбль церквей Усекновения главы Иоанна Предтечи и Вознесения Господня, 2-я пол. 18-19 в. Занимает участок трапециевидной формы в северной части торговой площади, над высоким живописным береговым склоном р. Парша. Состоит из двух крупных пятиглавых церквей: холодной Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773—85) и расположенной к северу от нее теплой Вознесения (1863), построенной на месте храма 1816-22 гг. Постановка зимней церкви с небольшим выносом к западу от летней придает особое богатство объемной композиции комплекса, эффектно воспринимаемого при подъезде к центру села из Дунилова. Границы участка зафиксированы расположенными по его углам тремя ампирными часовнями и сторожкой, где жили сторожа и мастеровые. От первоначальной ограды с тремя воротами (1822) сохранились двое ворот и калитка, а также несколько прясел с кирпичными столбами и кованой решеткой вдоль южной и западной сторон участка. Один из наиболее ярких в области храмовых комплексов, отличающийся выразительным силуэтом и нарядностью фасадного убранства. Играет ведущую роль в ландшафте, возвышаясь над одноэтажной застройкой села. Поливанов, 1836; Беляев, 1863, с. 213; Веселовский И.О., 1899; ИАК, 1909, с. 236; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 172, 226-27; Галашевич, Шередега, 1982, с. 243-246; РНБ. Хмыровская коллекция, Костромская губерния, т. 5, № 51, с. 16-17. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». М., Наука. 2000, с. 181-184

Старинное торговое село Парское, расположенное на тракте из Шуи в Кинешму знаменито было в своё время ежегодными, так называемыми Ивановскими ярмарками, не говоря уже о еженедельных торгах. Самим жителям Парского, кстати, тоже было что предложить торговцам, они делали знаменитые на всю округу гребни. В ХIХ веке здесь даже открыли фабрику по их производству. Прежде кустарный промысел, поставленный на поток, обеспечил рабочими местами 125 человек. К сожалению, до наших дней не дошёл ансамбль Гостиного двора в Парском. Зато сохранился выдающийся храмовый комплекс…
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи — настоящий шедевр в плеяде региональных приходских церквей конца ХVIII — начала ХIХ века. Время постройки — после 1773 года, но сооружение явно отсылает нас к архитектуре ХVII столетия. Очень выразительны два ряда декоративных кокошников «ступеньками», служащих как бы постаментом для традиционного пятиглавия. Глаз выхватывает и другие интересные детали: одночастную апсиду, имитирующую трёхчастную («лепестки» внешне разделены колонками, но внутри это один объём), двойные проёмы нижнего ряда слухов колокольни, приделы, близкие по форме интерьера к овалу, но снаружи оформленные как восьмерики, в тон восьмигранному колоколенному столпу. Пучки тройных колонок на углах фасада выдают влияние раннего барокко. Частично сохранилось внутреннее убранство: чугунные плиты пола и росписи ХIХ века, выполненные местными мастерами так называемого шуйско-палехского круга. Фрески, по признаниям специалистов, отличаются высоким уровнем мастерства.
Вторая церковь — Вознесенская — играет в комплексе подчинённую роль, но как играет! Стой она отдельно, может быть, и не произвела бы ровным счётом никакого впечатления: маленький четверик, да крохотные шатрики в эстетике псевдорусского стиля. Но как угадано сочетание форм и пропорций с Предтеченской церковью! Как раз тот случай, когда два разновременных храма благодаря таланту зодчих создают не просто комплекс, но ансамбль, совместное архитектурное звучание. Здания, ни мало не повторяя друг друга, тем не менее прекрасно друг друга дополняют; убери одно, второе немедленно проиграет даже при всех своих художественных достоинствах. Если соседнее Васильевское — образец грандиозного размаха, то Парское — пример того, как можно чувствовать прекрасное, не выходя за рамки «средней формы».
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №233, 2017 г.

По местному преданию «старины глубокой», в селе Парское, что стоит на дороге от Вичуги в Шую, в церкви чудесным образом возникло необычно дорогое для сельского храма жертвенное украшение — серебряные царские врата в алтарь. Щедрый дар был сделан одним из вичугских купцов Галактионом Ивановичем Миндовским.
В Шуе в то время славилась Введенская осенняя ярмарка, на которую съезжались со всей округи крупные купцы, мелкие торговцы и множество покупателей. Приезжали по зимнему первопутку и вичужане. Железной дороги ещё не существовало, поэтому ездили сюда и товар привозили на лошадях.
Как-то раз, вечером, возвращался с ярмарки местный купец Галактион Миндовский, сильно под хмельком по случаю удачных торговых сделок в Шуе. Будучи навеселе поддался он искушению от нечистой силы, поэтому остановился у церковной ограды и позволил себе неудобную для такового места непристойность. Находясь под действием бесовского духа, купец обругал и даже оскорбил действием подошедшего священника, который вздумал сделать ему замечание. У церковной ограды затеялся скандал…
Именно в то время семейство Миндовских хлопотало о потомственном почётном гражданстве и уже немало десятков тысяч потратило ради этого на благотворительные дела — новая, большая церковь воздвигалась ими у себя на родине. Весьма не к месту началось судебное следствие по жалобе священника на напроказившего купца. Парская история испортила репутацию именитого купца и грозила строгим наказанием.
Пришлось Галактиону поездить по судебным канцеляриям, и обиженному батюшке в ноги покланяться. Официально из судейского стола вызволили дело за большую мзду, а чтобы покончить эту историю миром, священник выговорил с купца в свой Пармский храм дорогие серебряные врата, как говорят — «Не было бы счастья, да несчастье помогло!»
Древнее село Парское расположено на возвышенности по обоим берегам реки Парша. Первое упоминание о нём, как о селе, относится к 1399 году.
Во время одного из казанских походов в 1552 году Иоанн Грозный останавливался в Парском, отмечал день своего ангела, и, в благодарность за радушный прием, прислал в село Парское царский подарок — образ Иоанна Предтечи в золотом окладе с драгоценными камнями XV века и ещё большую икону святого в иконостас.
В то время в селе уже стояла огромная дубовая церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, по церковным свидетельствам дошедших до наших дней, она была больше по размерам каменного храма, который построили на средства князей Шуйских. Летний деревянный храм в честь святого пророка Иоанна Предтечи, постепенно приходил в ветхое состояние и в 1770 году сгорел от удара молнии.
На его месте, жителями села в 1773-1783 годах был воздвигнут и освящен в 1785 году новый каменный храм с шатровой колокольней, высотой 42,6 метра. Предтеченский пятиглавый храм кубической формы отличался необычной красотой и дорогим убранством, его стены и своды были расписаны фресками, многие из которых сохранились до сих пор.
Во времена революционного лихолетья обе церкви были закрыты, осквернены, а храмовые святыни: икона Иоанна Предтечи — дар Ивана Грозного, икона Спасителя XV века, одеяние на престол из чистого серебра с позолотой, серебряные царские врата незадачливого купца, раки с мощами святых и другое имущество церковной службы — пропали бесследно. Искушение!
Архитектурный ансамбль храмового комплекса села Парское дополняется зимним храмом Вознесения Господня с двумя пределами, освященными в 1863 году в честь Николая Чудотворца и трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Вознесенская церковь в русско-византийском стиле в сочетании с древнерусским зодчеством, венчается пятью луковичными главками на глухих барабанах. Парные колонны разделяют фасад на прясла, окна арочные с фронтонами.
Роспись частично сохранилась на своде и над алтарём.
Территория храмов ещё в 1822 году была обнесена массивной кованой оградой на кирпичных основах. В настоящее время по периметру ограды частично сохранились остатки двух ворот и четыре строения: часовня, сторожка и два складских помещения для церковной утвари. Часовня в стиле ампир с колоннами и окнами-нишами.
Храмовый комплекс села Парское ждёт щедрости от современных «купцов-меценатов», видно, что со свечных вкладов местных бабулек и случайных туристов, серебряных ворот для алтаря не видать…
http://turbinatravels.com

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?