19 сентября 2018 года Президент Российской Федерации В.В.Путин, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр обороны РФ С.К. Шойгу посетили Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных сил РФ «Патриот», где состоялась церемония закладки главного храма Вооруженных сил РФ в честь Воскресения Христова. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание храма.
В ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в парке «Патриот» в Одинцовском городском округе возводится ГлавныйхХрам Вооруженных сил Российской Федерации. Возведение храма началось по инициативе министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу и при поддержке президента Владимира Путина и патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Реализация проекта позволит создать духовный центр, объединяющий военнослужащих, молодежь, все российское общество вокруг патриотической идеи защиты Родины. Храм станет символом духовности российского воинства и многовековой истории его подвига во славу Отечества. «Минобороны реализует план строительства в парке «Патриот» Главного храма Вооруженных Сил. Эта идея получила одобрение общественности, органов государственной власти, военного управления, священноначалия и была воплощена в визуальной концепции проекта Храмового комплекса», — заявил Сергей Шойгу на селекторном совещании в Минобороны России. Обширный храмовый комплекс будет символизировать духовность русского воинства, поднимающего меч только для защиты своего Отечества.
Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации заложен в сентябре 2018 г. в присутствии первых лиц государства. Возведение святыни планируется завершить 9 мая 2020 г.‚ в годовщину 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Над архитектурой храма и его художественным убранством работают лучшие современные российские мастера. В их числе — архитектор Сретенских архитектурных мастерских, главный архитектор храма Д. Смирнов, академик Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации, автор концепции построения убранства храма и руководитель всех художественных работ В. Нестеренко, художники Ордена Трудового красного знамени и ордена Красной Звезды студии военных художников имени М. Грекова, видные иконописцы, скульпторы, мастера по отливке колоколов, другие квалифицированные специалисты.
Храмовый комплекс, спроектированный в монументальном русско-византийском стиле, будет пронизан символикой, связанной с Великой Отечественной войной. Диаметр центрального купола составит 19,45 м (в честь года Победы в Великой Отечественной войне 1945 года), высота малых куполов — 14,18 м (война длилась 1418 дней), высота звонницы — 75 м (открытие храма планируется в 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне). Высота Храма с пятью куполами и звонницей составит 95 м, а площадь — более 10 000 кв. м. Храм сможет вмещать до 6 000 верующих.
Храм будет иметь пять престолов – центральный престол будет наименован в честь главного христианского праздника – Воскресения Христова. Каждый из приделов посвящен святому – покровителю одного из родов войск и видов Вооруженных Сил России: придел Святого Илии Пророка, покровителя ВКС и ВДВ России; придел Святого Апостола Андрея Первозванного, покровителя Военно-Морского Флота; придел Святого Александра Невского, покровителя Сухопутных войск, и придел Св. Варвары Великомученицы, покровительницы РВСН.
Вырастая из долговечного фундамента традиции, храм устремляется в будущее с помощью инновационных архитектурных решений. Среди них наиболее эффектное -это масштабное витражное остекление купола и сводов, одновременно монументальное и при этом возносящее главный купол в небо. Храм спроектирован в русско-византийском стиле, органично включающем современные архитектурные подходы и уникальные для православного храмоздательства нововведения. Главная особенность облика храма, помимо крупного размера, — колористическая гамма. Фасады будут выполнены из желтовато-зеленой меди и темного натурального камня — в цветах армейского камуфляжа, а остекление окон будет светоотражающим. Поэтому здание будет иметь необычный для православных церквей вид — подавляющее их большинство выкрашены в светлые цвета или имеют кирпичную фактуру. Новый храм, по задумке создателей, будет сочетать как традиции, которые применяли в строительстве великие зодчие Древней Руси, так и современные архитектурные решения. С одной стороны, здание спроектировано в русско-византийском стиле, а в качестве материала выбран натуральный известняк, что очень характерно для знаменитых древнерусских церквей. С другой стороны, купол и своды храма будут украшены витражным ударопрочным остеклением. А сочетание бронзы с зеленым — это намек на официальные цвета ВС России. В оформлении фасада будет присутствовать натуральный камень и резной каменный орнамент. Колокола отлиты, они уже готовы, отливали их в Воронеже, вес самого большого колокола 8 тонн.
Интерьер обещают украсить иконами святых покровителей российских воинов, различными воинскими геральдическими знаками, а также росписями на сюжеты батальных сцен из Библии и истории России. Особое место займёт икона Спаса Нерукотворного. Центральная храмовая икона для иконостаса собора — с ликом Спаса Нерукотворного написана на старой доске — когда-то она была частью лафета петровских времён. Его вместе с пушкой образца 1710 года выловили со дна реки Невы на траверзе Домика Петра I. Выполнена икона на личные средства президента России В.В. Путина и освящена патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.
Большое количество стекла, по замыслу архитекторов, позволит визуально облегчить конструкцию. Окна будут как прозрачными, так и витражными — орнаментальными с геральдическими мотивами и вдобавок монохромными. Это ещё один нестандартный для православной архитектуры прием, подчеркивающий принадлежность храма к вооруженным силам. Пол внутри храма будет выполнен из чугуна, причем его украсят картами сражений Великой Отечественной войны.
Архитекторы задумали множество символичных элементов: например, в чугунные ступени вмонтируют фрагменты трофейной техники вермахта. Большой резонанс в прессе вызвало сообщение о том, что при строительстве храма, точнее чугунной лестницы, ведущей к его главному входу, используют трофейную немецкую технику. Эта идея принадлежит Сергею Шойгу. Предполагается, что стрелковое оружие и части артиллерийских орудий будут спрессованы и затем вплавлены в чугунные плиты. Официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков уточнил, что в ход пойдет только то немецкое оружие, что давно пылится на военных складах, — боеприпасы, элементы артиллерийского и бронетанкового вооружения, которые не имеют ни музейной, ни коллекционной ценности и давно должны были подлежать утилизации.
Частью историко-мемориального комплекса вокруг храма станет «Дорога памяти». Здесь будут увековечены имена 33 000 000 воинов, сражавшихся против немецко-фашистских захватчиков. Галерея с помощью технологии микрофотографии будет оформлена десятками миллионов фотографий участников Великой Отечественной войны. Имена и фотографии всех тех, о ком обнаружатся сведения в Министерстве обороны, будут размещены на «Дороге памяти» — галерее, которую проложат по периметру храмового комплекса. Сделав 1418 шагов, каждый из нас, потомков фронтовиков, сможет увидеть фотографии и краткий рассказ о подвиге своего деда или прадеда — участника Великой Отечественной войны. С целью пропаганды историко-мемориального комплекса «Дорога памяти» организована Общероссийская патриотическая акция «Мы — наследники Победы!» под девизом «Расскажи историю своих предков». На сайте благотворительного фонда «Воскресение» открыт специальный раздел, куда участники акции направляют истории и фотоматериалы о своих родственниках — участниках Великой Отечественной войны. Таким образом, каждый может почувствовать себя сопричастным к благородному делу увековечивания памяти фронтовиков.
На территории храмового комплекса будет возведен универсальный мультимедийный музейно-выставочный комплекс «Духовное воинство России», уникальные экспозиции которого будут посвящены различным эпизодам героической истории русского воинства» — гласит сайт храма. Посетители погрузятся в трехмерные исторические реконструкции, проецируемые на стены залов, благодаря технологиям виртуальной реальности перенесутся на лёд Чудского озера в гущу Ледового побоища, побывают в кабине самолета, станут участником Керченского морского сражения, ознакомятся с галереей героев «Милосердие», а также смогут посмотреть фильм в панорамном кинотеатре.
В самом храме будут проходить только религиозные службы. В его цокольном ярусе разместится баптистерий, а также технические помещения. Однако парк «Патриот» отвел под него солидную территорию, на которой будет построен комплекс зданий, куда войдут классы для работы с военным духовенством, методический центр, лектории, конференц-зал, паломнический центр.
Пространства для такого сооружения, конечно, требуется много. Место для возведения гигантского собора Министерство обороны выбрало у себя под боком — на территории военно-патриотического парка культуры и отдыха ВС РФ «Патриот», который расположен поблизости от Кубинки в Московской области. Сам этот парк, существующий с 2014 г., вмещает несколько музеев (бронетанковой техники, артиллерии и т.п.), огневой центр, конно-спортивный комплекс и прочие объекты.
Финансирование строительства храма осуществляется благотворительным фондом «Воскресение», который был создан в интересах обеспечения строительства храма на добровольные народные пожертвования. На момент публикации данной статьи на счёт фонда перечислено 2 523 114 257, 82 руб. Каждому благотворителю, при желании, направляется отчёт о целевом использовании внесённого пожертвования, а также благодарственная грамота за участие в возведении Главного храма вооружённых сил Российской Федерации.
Указом патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Клинский Стефан назначен настоятелем собора Воскресения Христова в подмосковном военно-патриотическом парке «Патриот».
Информация взята из нескольких доступных источников
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье 14 июня в подмосковном Парке Патриот совершил чин великого освящения собора Воскресения Христова — главного храма Вооружённых сил России. Патриарший собор Воскресения Христова или главный храм Вооружённых сил, а также военный музей возвели в подмосковном Военно-патриотическом парке «Патриот» к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Из особенностей храма — образ Спаса Нерукотворного — «самое большое изображение лика Христа, выполненное в технике мозайки», подчеркнули в патриархии. Общая же площадь мозаик нижнего и верхнего храмов — почти 4 тыс. кв. м. Высота собора — 75 м, что тоже символично, ведь он был построен к юбилею Победы. Диаметр основания центрального купола — 19 м. 45 см. (1945 — год Победы). Неслучайно и местоположение храма. Одинцовский округ Московской области — места боёв за Москву в ноябре 1941 года, своеобразный рубеж, дальше которого на этом участке фронта немецкие войска не прошли. Строительство храма осуществлялось на добровольные пожертвования граждан и организациий, поступивших в специально созданный благотворительный фонд «Воскресение». В РПЦ отмечают, что на строительство было собрано более 3 миллиардов рублей. Как сообщил гендиректор благотворительного фонда «Воскресение» Александр Каньшин, более 3 миллионов рублей пожертвований поступило от граждан и организаций из других стран, Москва выделила 2 миллиарда рублей, Московская область — 950 миллионов.
С сайта: https:///ria.ru/20200614/1572902382.html/Патриарх Кирилл освятил главный храм Вооружённых сил
Общий проект Патриаршего собора Воскресения Христова выполнил знаменитый российский архитектор Дмитрий Смирнов. Наружные стены богато украшены барельефами, расположенными по всему периметру на трёх уровнях. Внизу, на высоте цокольного этажа, представлена своеобразная ретроспектива ратной доблести русского воинства — 10 сюжетов исторических сражений, в которых участвовали наши предки (выполнены под руководством народного художника России Салавата Щербакова). Выше, в простенках между окнами верхнего храма, — фигуры святых воинов: преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, благоверных князей Димитрия Донского и Александра Невского, равноапостольного великого князя Владимира, благоверного князя Андрея Боголюбского и преподобного Илии Муромца (работы московских скульпторов Даши Намдакова и Виталия Шанова). Наконец, по трём сторонам колокольни над её первым ярусом богомольцев встречают Спас Нерукотворный, Архистратиг Божий Михаил и святой великомученик Георгий Победоносец. Кроме того, в двух десятках ниш на фасадах храма — клейма с евангельскими цитатами о победе добра над злом и отрывки из изречений святых праведных воинов (набраны соответственно по-церковнославянски и традиционной русской вязью).
Северный портал посвящён началу Великой Отечественной войны, здесь туристов встречают святые благоверные Александр Невский и Димитрий Донской с сонмом православных воинов и цитатой из обращения митрополита Сергия (Страгородского) к пастве в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, 22 июня 1941 года. Южные врата — врата Победы, тут изображены восславляющие Господа Архангелы и пригвождающий нацистского орла к земле меч, а также цитаты из патриаршего пасхального послания 1945 года. Западные врата (главный вход в собор через колокольню) несут иконографические изображения святых воинов и образ Пресвятой Троицы. На внутренней их стороне — композиция Сошествия Святого Духа на апостолов, где Космос изображён не в привычном виде символического старца в царской короне, а виде спиралевидной галактики. Завершает эту пространственную ось массивный складень на внешней стороне алтарной апсиды. В закрытом состоянии он являет образы Спасителя и святых воинов, а в открытом (открывается после вечерней субботней службы и закрывается в воскресенье) — икону Воскресения Христова.
Храм украшают шесть куполов. Купольные каркасы представляют собой металлические фермы легированной хромом, никелем и молибденом стали. Верхние поверхности пяти малых куполов (каждый массой по 34 т.) отделаны кровельной нержавейкой с напылением нитрида титана, вершины маковок покрывают алюминевые орнаменты с сусальным золочением. Диаметр центрального барабана символичен: 19,45 м. Диаметр центрального купола 22,43 м, его общая масса 85 т. Он опирается на 32 несущих профиля из металлических труб. Цилиндрическая часть купола облицована орнаментом из алюминевого сплава массой 19 т, снаружи декорированным сусальным золотом. Центральная глава собора выполнена в форме шлема святого благоверного Александра Невского. На её пучине (верхнем опорном кольце под маковкой) — попарные рельефные иконы Архистратига Божия Михаила (ориентированы на запад и восток) и изображения хризмы (на север и юг соответственно). Эти символы последовательно перемежаются аббревиатурами «ГХВС». К основанию креста от пучины поднимаются восемь четырёхугольных лент массой по 2,5 т. каждая, декорированных орнаментом по сусальному золоту. К вершинам всех маковок от пучин взбегают меридиональные линии-«бороздки», симметрично делящие главы на равные секторы (на малых куполах их по четыре, на большом — восемь). В составе каждой — дуга из 12 пирамидок позолоченного палладия. Аркатурные пояса из этих же элементов украшают и все пучины. Наблюдателю сверху, пролетающему над собором, этот самобытный декор будет видеться как ансамбль равновеликих крестов, в плане покрывающих всё здание храма. Кроме того, сочетание блеска нержавеющей стали, золота и нитрида титана позволяют добиться постоянного сияния венчаний храма в отражённых солнечных лучах независимо от угла их преобладающего падения. Кресты украшены орнаментами в русском стиле и покрыты сусальным золочением по гальванике с инкрустацией витражных стёкол белой, синей и красной расцветок. Масса каждого из пяти малых крестов — 2 т., большого — 3,5 т. Ротонда главного купола с крестом возвышается над землёй на 95 м. Главный храм Вооружённых Сил России состоит из нижней и верхней церквей.
Нижняя Князь-Владимирская церковь в отличие от общей тональности убранства, ориентированной на воинский пафос — выглядит камерной и уютной. «Нам хотелось передать эффект водной стихии», — комментирует преобладающие здесь мерцающие синий и золотой оттенки главный архитектор проекта Дмитрий Смирнов. Иконографическая программа нижней церкви связывает Великую Победу с тысячелетней историей христианства на Руси. Её стены представляют собой сплошные переходящие друг в друга мозаичные панно площадью свыше 2 тыс кв. м на темы Крещения Господня, крещения святого равноапостольного князя Владимира в Херсонесе и Крещения Руси. Всю эту красоту мастера фирмы «Домострой» под руководством Алексея Лаврентьева по эскизам московских художников Михаила Леонтьева и Дарьи Шебалиной сумели выложить за рекордные три месяца. Керамические киоты икон украшены гжелью. Из фарфора и белой глины в отдельном баптистерии сложена крестильная купель. Рядом установлена и маленькая купель для крещения новорождённых. Мраморные полы церкви несут в себе оригинальные вставки двух материалов: из литой латуни и из не вызревшего минерала оникса зелёной расцветки, добытого на Кольском полуострове.
Главная икона верхнего храм — образ Спаса Нерукотворного создан полностью на личные средства Президента России, Верховного главнокомандующего ВС РФ Владимира Путина. Работавшие над ним мастера задействовали как редкие старинные технологии — паволоку и яичную темперу, так и привычные левкас и сусальное золото. Позолоченный серебряный чеканный оклад ручной работы украшен полудрагоценными и драгоценными камнями. Рельефы киота изображают узловые события отечественной истории. На двух внутренних створках складня попарно размещены чудотворные иконы Божией Матери, заступавшейся за православную Русь во время войн и вражеских нашествий: Владимирская и Смоленская (слева) и Казанская и Тихвинская (справа). Главная икона храма написана на досках из орудийного лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы. С тыльной стороны доски скреплены между собой цевьём от автоматической винтовки Токарева АВТ-40. Впечатляет крупнейшее в мире каноническое мозаичное изображение Господа Иисуса Христа размером 16,5 х 12 м. Оно закреплено на 80-метровой высоте в верхней точке интерьера. За основу при работе над ним московский художник Василий Нестеренко взял традиционные изображения Нерукотворного образа на русских воинских хоругвях и боевых знамёнах. Впервые в практике отечественного храмостроения центральная апсида выполняется из металлического рельефа.
Но примечателен не столько этот факт, сколько дизайн-проект алтарной конхи, выступающей главным визуальным акцентом в основном объёме храма. На сложном фоне переходящих друг в друга серых, тёмно-синих и зелёных тонов в эллипсе мандорлы непостижимого Божества окружённый сонмом Херувимов и Серафимов парит, едва касаясь земной тверди, позолоченная бронзовая фигура Христа Воскресшего. Под ней — Иерусалим с едва заметными сполохами зари первого дня Воскресения Христова. Несмотря на своеобычное эстетическое прочтение евангельского сюжета, барельеф строго каноничен: рельефное изображение Господа Иисуса Христа чётко соответствует критерию узнавания Его как Личности Спасителя. А общую композиционную массивность вполне компенсирует традиционный ассист в виде нанесённых на матовую поверхность золотых лучей, придающий рельефу воздушную лёгкость.
Всего в храме пять иконостасов — по числу престолов (кроме центрального, в верхнем храме престлы посвящены небесным патронам отдельных родов войск и видов Вооружённых сил: во имя святого благоверного Александра Невского, святой великомученицы Варвары, пророка Божия Илии и апостола Андрея Первозванного). Все иконостасы низкие, двухъярусные, с акцентированными центральными порталами. Как по общей стилистике исполнения, так и по материалам для изготовления икон (эмалированная медь) они напоминают походные церкви, с которыми христолюбивое воинство традиционно выступало в военные походы. Конструкции всех иконостасов, киоты и основы для икон (как и отделка интерьеров верхнего храма) выполнены Художественно-производственным предприятием Русской Православной Церкви «Софрино», где специально под эти задачи запустили новую производственную линию гальванопластики. Сами иконы для иконостасов написаны в мастерской «Ковчег», привлекались к этому также иконописцы из других регионов. В составе пяти иконостасов можно увидеть иконографические изображения всех известных Вселенской Церкви святых воинов. Каждому из алтарей верхнего храма сопутствует собственное колористическое решение: конкретной цветовой гамме соответствуют как нюансы отделки, так и используемые в украшении традиционные орнаменты, восходящие к древнерусским декорам владимирского Успенского собора и Спасского собора московского Андроникова монастыря.
Своды главного четверика выложены витражами общей площадью 1418 кв. м (по числу дней и ночей Великой Отечественной войны), с изображениями всех военных орденов Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. Их выполнили художники Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, а сформировали витражную систему рабочие фирмы «Альпика». Верхняя часть каждого из окон представляет собой бронированный водонепроницаемый триплекс, нижняя — несущую конструкцию с изолированнным стеклопакетом, в которой непосредственно закрепляется сам витраж. Сквозь витражную систему свободно проникает солнечный свет, так что помещение центрального придела освещается естественным образом. В верхнем храме находится образ Августовской иконы Божией Матери явленный в ходе сражения русским войскам в 1914 году. Он размещён на западной стене четверика центрального придела. Символизирует Богородицу — защитницу Святой Руси от посягательств с Запада. Выполненная специалистами мастерской Василия Нестеренко стенопись основана на точнейшем математическом расчёте: пропорции фигур специально искажены таким образом, чтобы снизу, при взгляде под малыми углами скольжения, они воспринимались соответсвующими привычной антропометрии. По продольной оси храм к западу от колокольни располагаются приглашающие на территорию ворота с раскрытыми створками, увенчанные 33-метровой парящей фигурой Спасителя. Парная этой точке скульптурная композиция находится к востоку от алтаря на 55-метровом удалении от него: символический колокол Победы, удерживаемый на плащ-палатках непропорционально маленькими фигурками солдат (по авторскому замыслу, это иллюстрирует непосильную ношу тягот войны даже для победившей в ней стороны).
Из журнала: «Журнал Московской Патриархии». Выпуск №4 (Апрель) / 2020
Монументальное здание выполнено в русско-византийском стиле с использованием современных приемов православного храмового зодчества. Каменные фасады украшены многочисленными резными рельефами и обшиты металлическими листами, искусно декорированными патиной. Скульптурные группы из бронзы органично переплетаются с образом воина-защитника. Собор стоит на 435 15 метровых сваях. Ступени крылец и пандусы отлиты из переплавленной трофейной военной техники вермахта с добавлением чугуна. Церковь разделена на два яруса. В верхнем храме расположено 4 придела — пророка Илии, великомученицы Варвары, Андрея Первозданного и Александра Невского. С запада к храму пристроена трехуровневая колокольня. Автором проекта является архитектор Д. Смирнов.
Комплекс занимает площадь 11 тыс. кв. м. Он может одновременно вместить до 6 тыс. чел. Размеры здания в плане: длина — 97,6 м; ширина — 65,4 м. Купола.Храм венчают золоченые купола центральный, 4 угловых и колокольный. Самый большой был водружен над средо крестием в ноябре 2019 г., его вес составляет 80 т, а размер в плане и по высоте по 12 м. Масса других по 34 т. Через месяц на всех 6 куполах установили православные кресты, выполненные в монументальном русском стиле и декорированные эмалевыми вставками. Колокола. На звоннице находится 18 колоколов весом от 8 кг до 10 т и общей массой 20 т. Они отливались на Воронежском заводе промышленного литья по специально разработанным эскизам барельефов. На главном колоколе благовестнике символично изображены важные события ВОВ, а на каждом из остальных 17-ти эмблемы разных родов войск, а также соответствующие им небесные покровители.Символы.
В здании храма Воскресения Христова зашифровано несколько важных дат и цифр. 75 м (75 лет Победы) высота колокольни. 1418 см (1418 дней ВОВ) высота малого купола. 1945 см (1945 год Победы) диаметр светового фонаря главного купола. 8 окон (8 мая подписан Акт о безоговорочной капитуляции) количество проемов на главном световом барабане. 22,43 м (22:43 часа время подписания Акта) диаметр центрального купола. Высоту храма 96 м связывают с годом рождения князя Владимира (предположительно 956–58 гг.), принявшего христианство и крестившего Русь.
Главный храм Вооруженных сил ВС РФ внутри: Нижний ярус посвящен раннему христианству, поэтому его стены и своды украшены гжельской росписью и выполненными вручную мозаиками из стеклянной смальты, изображающими ангелов и сцены из жития Иисуса, Девы Марии, апостолов и святых. В работе использовалось сусальное золото, ослепительно сверкающее под лучами, струящимися из оригинальных светильников и паникадило. Нижний храм освящен во имя крестителя Руси — святого князя Владимира. В одном из помещений, украшенных керамической мозаикой, находится крестильная купель, выполненная по христианским традициям. Главный алтарь верхнего храма венчает сияющая на фоне темного неба рельефная фигура возносящегося над древним Иерусалимом Иисуса Христа. Иконостас и иконы выполнены из меди и украшены эмалями наподобие икон, «участвовавших» в военных кампаниях. Напротив, над западным входом в храм, изображена Богоматерь с младенцем на руках, ассоциирующаяся с женским образом общеизвестного плаката военных лет «Родина-мать зовет!». На боковых стенах — мозаики и росписи, где можно увидеть доблестных князей, воинов-победителей, ангелов и святых.
Одной из особенностей собора является самое большое мозаичное изображение лика Спаса Нерукотворного и огромная площадь мозаик, занимающих около 4 тыс. кв. м. Часть из них представляет сцены из военной истории России и знаковые события ВОВ. Другие особенности заключаются в использовании зеленого цвета при отделке фасадов и внутренних поверхностей, что подчеркивает «военную» тематику, а также несвойственных для православных церквей красочных витражных сводов. Последние украшены 40 воинскими орденами разных исторических эпох, в том числе орденом Победы.
В апреле 2020 г. появилась информация, вызвавшая волну возмущений среди общественности. Резкая критика коснулась двух мозаичных полотен Парад Победы и «Присоединение Крыма». На первом красовался портрет Сталина, а на втором были изображены первые лица государства, имевшие отношение к произошедшему событию. Дебаты закончились частичной заменой мозаичных полотен и переносом снятых фрагментов, причисленных к историческим артефактам, в соседний музей.
Издревле русское воинство имело небесных защитников, а сегодня они покровительствуют разным родам российских войск. Имена этих святых известны каждому христианину Георгий Победоносец, архангелы Михаил и Гавриил, Илия Пророк, Андрей Первозванный, Николай Чудотворец, Феодор Ушаков, великомученица Варвара, Серафим Саровский и Сергий Радонежский, Иоанн Кронштадтский, Иосиф Володский, князья Александр Невский, Дмитрий Донской и Даниил Московский, страстотерпцы Борис и Глеб.
Главной иконой храма ВС РФ является «Спас Нерукотворный», образ которого с давних времен устанавливали над вратами военных крепостей и размещали на флагах. Храмовая икона была написана на деревянной основе, составленной из фрагментов лафета чугунной пушки времен Полтавской битвы, поднятой со дна реки Невы. Икона была освящена 28 апреля 2019 г. и до установки в храме побывала в 45 городах и воинских частях. В сопровождающем икону ларце хранятся частицы мощей святых покровителей воинства. Другие почитаемые иконы: Господь Вседержитель; список XIX в. с чудотворного образа Тихвинской Богоматери; Архангел Михаил, попирающий дьявола; Чудо Георгия о змие; Чудо Димитрия Солунского о царе Калояне; Архистратиг Михаил, грозных сил воевода. С внешней стороны восточной апсиды установлена икона-складень Воскресения Христова, которую церемониально открывают каждую субботу в 17:00 и по большим праздникам. В обычные дни можно увидеть только лик Иисуса над створками и барельефы усмиряющих льва и змия архангелов Гавриила и Михаила.
Главный храм Вооруженных сил Российской Федерации является частью музейно-храмового комплекса, построенного на территории популярного среди жителей Москвы и Подмосковья многофункционального парка «Патриот». Он расположен недалеко от Кубинки, в границах Одинцовского района Московской области. Патриарший собор, освященный в честь Воскресения Христова, стал символом духовности защитников Отечества и ратных подвигов русского народа в разные исторические периоды. Среди православных храмов России он стал третьим по величине после храма Христа Спасителя на Воробьевых горах и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. По высоте он занимает четвертую позицию, уступая еще и Спасо-Преображенскому собору в Хабаровске.
Храм ВС РФ возводился на пожертвования прихожан РПЦ и различных организаций, на личные вклады военнослужащих и бюджетные деньги, выделенные московскими и подмосковными властями. В 2018 г. для благотворительных сборов был специально создан фонд Воскресение. Общая сумма составила около 6 млрд. руб. Главный храм Вооруженных сил построили в парке «Патриот» в Кубинке, потому что оттуда в 1941 году советские войска начали двигаться на Запад. На храм ушли миллиарды рублей, в том числе бюджетных, стройка приобрела множество сторонников и противников.
Парк «Патриот», в котором построен храм, — колоссальный выставочный, музейный и военно-пропагандистский комплекс министерства обороны, включающий несколько полигонов, аэродром, выставочную площадку и деревянный макет Рейхстага. Теперь в парке будет и большой храм. В его оформлении использовались известные образы, связанные с Великой Отечественной войной.
14 июня 2020 г. храм во имя Воскресения Христова освятил патриарх Кирилл, принявший накануне обязанности настоятеля собора; 22 июня 2020 г. музейно-храмовый комплекс торжественно открыли в присутствии представителей светских властей и Министерства обороны РФ. Храм ВС РФ возводился на пожертвования прихожан РПЦ и различных организаций, на личные вклады военнослужащих и бюджетные деньги, выделенные московскими и подмосковными властями. В 2018 г. для благотворительных сборов был специально создан фонд «Воскресение». Общая сумма составила около 6 млрд. руб.
Место расположения собора рядом с Кубинкой выбрано не случайно, так как именно здесь проходил оборонительный рубеж Москвы в ноябре 1941 г. и расположился тематический парк «Патриот». К тому же здесь не требовалось ничего сносить. Решение о строительстве было принято 4 сентября 2018 г., а через 10 дней патриарх Кирилл освятил закладной камень.
Храм возводился ускоренными темпами и уже в декабре 2018 г. начались масштабные работы по его внутреннему убранству. Весной-летом 2019 г. здесь работали лучшие художники, мозаичисты и скульпторы, ярославские мастера создавали иконостас, были закончены шестиметровые барельефы святых Ольги и Владимира. 6 февраля 2020 года храм получил свое официальное название, а на следующий день статус патриаршего собора.
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/kubinka/temples/37378
Храм: смыслы и символы
Вся архитектура Главного храма ВС РФ, практически каждая деталь внешнего и внутреннего убранства призваны отразить основные символы Победы 9 мая 1945 года. 96 м высота всего храма — в 960 году родился святой равноапостольный великий князь Владимир, святитель земли Русской, в честь которого освящён малый (нижний) храм. 75 м высота колокольни — 75-летию Победы посвящён возведённый храм. 431 драгоценный и полудрагоценный камень в иконостасе — 431 стрелковая дивизия была в Красной армии к окончанию войны. 2644 кв.м площадь мозаики в интерьере верхнего храма — 2644 человека в России полных кавалеров ордена Славы. 22,43 м диаметр главного купола — 8 мая 1945 года в 22 часа 43 минуты был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. 19.45 м диаметр барабана, на котором стоит главный купол, — 1945 год — окончание Великой Отечественной войны. 1418 кв.м площадь витражей на сводах верхнего храма — 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Храм Воскресения Христова имеет нижний храм, посвящённный равноапостольному Великому князю Владимиру, крестителю Руси.
Из газеты «АиФ» № 19,2020г.
При обсуждении колористических решений наружной отделки фасадов в интернете развернулась громкая, но не всегда внятная дискуссия. «От заказчика объекта мы получили техническое задание выполнить храм в не совсем привычных в нашем деле материалах — в стекле и металле, оставаясь при этом в канонах православного зодчества, — рассказывает Дмитрий Смирнов, один из проектировщиков данного сооружения. — По мысли представителей оборонного ведомства, металл при этом символизирует несокрушимую броню, а стекло — прозрачность и устремлённость ввысь. Смирнов предложил использовать в качестве внешней отделки традиционный для подобных задач сплав — бронзу. На воздухе, окисляясь, она образует зеленоватую патину. Естественно, её внешний слой строители перед сдачей в эксплуатацию, законсервировали. Но фасады при этом остались зелёными. Именно техническими особенностями, а отнюдь не необходимостью защитной окраски, обусловлен подобный колер; впрочем, зелёный цвет привычен военным, и подобное решение у них вопросов не вызвало». Бронзу, как кстати, и стекло для прозрачных сводов, поставщик предоставил на стройку бесплатно, в качестве благотворительного пожертвования. Архитектурное убранство базируется также на металлическом декоре: иконостас предполагался бронзовый с медными вставками, полы — чугунные с бронзовыми вкраплениями.
Не меньше вопросов, чем цветовое решение, у общественности вызывала отливка ступеней для центрального крыльца из трофейной техники вермахта. Ступени эти ведут к главному входу через колокольню: ниже — цокольный уровень в стилобате, выше — условный ноль на полу собственного храма. Дело в том, что на складах Министерства обороны РФ скопилось некоторое количество трофейного оружейного лома, который периодически утилизируется. Ни исторического, ни культурного, ни тем более музейного значения он не имеет; вносить же его в само храмовое пространство вряд ли правильно. На ступенях им самое место — ведь именно здесь, в подмосковных лесах, зимой 1941 года была остановлена не знавшая прежде сбоев нацистская военная машина.
Наконец, заслуживают упоминания три ансамбля скульптурных изображений, опоясывающих весь храмовый объём на разных высотах. Первый, примерно на трёхметровой отметке, представляет собой серию барельефов о ключевых сражениях и операциях Великой Отечественной войны (оборона Москвы, Сталинградская битва, Курская битва и оборона Ленинграда). Выше размещены изваяния святых воинов и полководцев Отечества: иноков-ратников преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, святых благоверных князей Димитрия Донского и Александра Невского, святых равноапостольных великого князя Владимира и княгини Ольги, святого благоверного Андрея Боголюбского и преподобного Илии Муромца. Наконец, венчают этот ансамбль четыре символические фигуры евангелистов. Мемориальный комплекс с храмом Восресения Христова в парке «Патриот» — вклад современного поколения россиян, которое свидетельствует: оно помнит о прошлом и твёрдо и уверенно смотрит в будущее.
Из журнала: «Журнал Московской Патриархии». — Май/5/2019/Дмитрий Анохин/Главный храм Вооружённых сил России.