Новая Голландия — это 2 рукотворных острова в дельте Невы. В 1719 году между Невой и рекой Мойкой были прорыты два канала для нужд судостроителей. Так, появились 2 канала: Крюков и Адмиралтейский. Авторство современного названия острова принадлежит самому Петру I.
С самого начала Голландией в Санкт-Петербурге называлась местность вокруг Адмиралтейства. В период возведения города на Неве Петр I приглашал голландских кораблестроителей. Царь почитал голландцев за больших мастеров-корабелов. Они работали на верфях, расположенных на левом берегу Невы.
Тогда обстановка, где работали приглашенные Петром Великим голландские судостроители, иностранная речь, каналы с подъемными мостами, настолько напоминала государю иностранный порт, в частности голландский, что с его лёгкой руки этот край стали величать Голландией. Местность вокруг Адмиралтейства была реально обустроена по образцу голландских верфей.
Появление Новой Голландии неразрывно связано с историей Адмиралтейства, где находились склады корабельного леса. После того, как были прорыты 2 канала, образовался остров, куда и перенесли впоследствии все склады. Этот остров получил название «Новая Голландия». Так, это название закрепилось за островом, образованным Мойкой, Адмиралтейским и Крюковым каналами.
История острова Новая Голландия
История Новой Голландии берёт свое начало с основания Петром I Санкт-Петербурга. Одновременно с возведением города началось создание Северного флота. В 1704 году на левом берегу Невы были заложены верфь и здание Адмиралтейства.
Для удобства строительства кораблей и доставки на верфь материалов и леса на Адмиралтейской стороне прорывались каналы: Крюков и Адмиралтейский каналы, соединившие реки: Неву и Мойку. Образовавшийся остров стали называть Новой Голландией.
Остров Новая Голландия сформировался в 30-е годы XVIII в. В 1732 году Адмиралтейство поручило архитектору Ивану Коробову построить сеть бассейнов и ряд складов по периметру острова для нужд судостроителей Галерной верфи.
Напротив канала у упомянутых пеньковых и такелажных складов расположена Новая Голландия, то есть амбары для дубового корабельного леса — как начерно обтесанного, так и в больших бревнах и досках. Амбары эти — деревянные, но все стены сделаны решетчатыми, чтобы воздух хорошо проветривал помещения и высушивал доски. Зимой и в сырую погоду все эти отверстия закрывают, опустив парусину.
Тогда же Новая Голландия была передана в ведомство Адмиралтейств-коллегии и на острове появились первые деревянные амбары для хранения корабельного леса. Большая часть территории острова была застроена сараями, в которых хранились корабельные леса, инструменты и различные приспособления для строительства и ремонта судов.
К началу 1750-х годов деревянные склады Новой Голландии сильно обветшали, и Адмиралтейств-коллегия приняла решение вырубить рощу на острове, чтобы обеспечить лучшую циркуляцию воздуха в сараях. К тому времени на посту главного архитектора Адмиралтейств-коллегии Ивана Коробова сменил его ученик Савва Чевакинский.
Архитектурный комплекс острова «Новая Голландия» был возведён по проекту и в формах раннего классицизма в 1765—1780 гг. Складской комплекс на острове строился по проекту архитектора С. И. Чевакинского. Он предложил новаторскую идею сушки леса не в штабелях, а стоймя. Таким способом удалось увеличить вместимость складских помещений и избежать гниения дерева. Здания были построены из красного кирпича и лишены обычной для того времени штукатурной отделки.
Архитектор Савва Чевакинский создал чертеж острова, выполненный в суровом крепостном стиле. В 1788 году, когда прекратили строительство по предыдущему проекту, к работам привлекли французского архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота. Отделку фасадов производили по его проекту.
Этот мастер создал знаменитую классицистическую арку, переброшенную через канал, соединяющий внутренний бассейн «Ковш» с Мойкой. Арка Новой Голландии была построена в 1779—1787 гг. Она являет собой редкое сочетание красного строительного кирпича и тесаного гранита. Из его блоков сложены колонны дорического ордера, несущие мощный антаблемент. Всё вместе придают этому сооружению гармонию и монументальность. Высота арки — 23 метра, а ширина пролёта — 8 с лишним м.
Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот разработал проекты классических порталов и арочного декора фасадов, выходящих на каналы. Проектируя фасады складов, Деламот задумал подчеркнуть торжественность сооружений аркадным принципом: он акцентировал портиками центры арок и украсил парными колоннами скругленные угловые сараи, создав таким образом впечатление композиционного единства комплекса. Благодаря Деламоту появился великолепный портал в классическом стиле, ставший символом острова.
Проекты двух мастеров были переработаны и воплощены в жизнь инженером Иоганном Герхардом. Он занимался кропотливой переработкой проекта и внёс большое количество конструктивных поправок. Строительство велось бурными темпами, в самый активный период на острове работало около 500 рабочих.
Особенно трудоемким стал процесс возведения портала. Колонны выкладывали из гранитных блоков, каждый из которых весил около 4 тонн, для приготовления цементного раствора для этих колонн машинных дел мастер Кузьма Петров даже изобрел специальную мельницу. Строительство арки затянулось на семь лет и было завершено только в 1777 году. Однако в 1782 году порталу потребовалась реконструкция и переборка антаблемента, которая закончилась к 1784 году. В целом проект так и не был осуществлен до конца: помешали войны с Турцией и Швецией, которые велись в 1788–1789 годах.
Не были закончены работы по внутреннему бассейну комплекса, не была возведена вторая арка, по Крюкову каналу, и даже стены комплекса остались неоштукатуренными. Однако складские помещения активно использовались, а сам комплекс зданий, декорированный Деламотом, воплощенный Герхардом и его преемником Михайлой Ветошниковым, стал одним из лучших образцов раннего классического стиля в российской архитектуре. Строительство было завершено к концу XVIII в.
В 1820-е годы на западной стрелке острова было построено кольцеобразное в плане здание морской тюрьмы по проекту с. Сам автор называл постройку арестантской башней. Рядом с башней в середине XIX века по проекту военного инженера Пасыпкина на месте старой кузни, заложенной еще Петром I, выстроили кирпичную кузницу. В 1894 году на острове возвели бассейн, где в начале XX века русский кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов, работавший над теорией непотопляемости корабля, проводил свои опыты.
Во время Первой мировой войны в Новой Голландии оборудовали самую мощную на тот момент в России радиостанцию морского штаба. В советское время Новая Голландия была закрытой зоной, на её территории располагались склады Ленинградской военно-морской базы. Однако еще в 1970-х годах появились проекты превращения острова в культурный центр.
Крюковские казармы на острове Новая Голландия
Рядом с Новой Голландией со стороны Крюкова канала размещены Крюковские казармы, где сейчас находится Центральный военно-морской музей. Раньше он работал в здании Биржи на Васильевском острове.
Крюковские (Морские) казармы, ныне — Центральный военно-морской музей. Набережная Адмиралтейского канала застроена роскошными домами.
Центральный военно-морской музей является старейшим музеем России и одним из крупнейших морских музеев мира. Кораблестроение начало развиваться в России при Петре Великом. После осмотра английских и голландских модель-камер Петр I понял всю их выгоду для развития кораблестроения и решил сделать такую же в России.
Датой основания первой модель-камеры принято считать 24 января 1709 года. Изначально Модель-камера располагалась в Зимних хоромах Петра І, но позже она была перенесена а Главное Адмиралтейство для удобства проектирования и строительства кораблей.
В 1722 году вышел Регламент, согласно которого при строительстве любого корабля полагалось делать «половинчатую» копию, и, при удачном спуске корабля на воду, ее с чертежами отдавать в Адмиралтейство. До наших дней сохранилось около 80 подобных полумоделей.
Новым этапом развития Модель-камеры стала середина 1730-х годов. Хранилище моделей превратили в своего рода «Библиотеку» с подробным описанием по каждой сохраненной модели, блоку или узлу. С 1780-х годов для Модель-камеры наступают не лучшие времена. Теснота помещений и отсутствие средств на содержание Модель-камеры привели к ее упадку.
В начале XIX века Модель-камера приобрела статус «Морского музеума» — одного из первых морских музеев в мире. Он по прежнему помогал морякам идущим в плавание теоретическими и практическими пособиями, навигационными инструментами и книгами. Со временем «Морского музеума» — приобрел значение флотского культурного центра. Среди офицеров флота стало доброй традицией приносить в дар музею редкие вещи привезенные из дальнего плавания.
После революции 1917 года Морской музей имени Петра Великого сменил несколько названий, последним из которых стало его современное название — «Центральный военно-морской музей». В 1939 год музею было передано здание бывшей Биржи. На время Великой отечественной войны наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск.
На сегодняшний день, являясь главным морским музеем России, Центральный военно-морской музей оказывает консультативную помощь музеям флотов, флотилий, частей и соединений, учебных заведений ВМФ, а также школьным музеям, помогает организовывать каюты и комнаты боевой славы на кораблях и в воинских частях.
Лесной склад на острове Новая Голландия
На углу между Крюковским и Адмиралтейским каналами в большом окне Лесного склада красуется чайка — эмблема нынешней Новой Голландии. От предыдущего, первого пункта маршрута до Лесного склада идти 3 минуты.
Лесной склад был построен по проекту архитектора Жана Батиста Мишеля Валлен-Деламота во второй половине XVIII в. Строение интересно своей архитектурой. Из истории нам известен уникальный факт применения здесь новаторства, чтобы больше влезало и лучше сохло, корабельные брёвна в нём хранились в стоячем положении, вертикально. Лесной склад находился в плачевном состоянии до середины 2010-х гг. Затем началась реставрация.
1-й мост Круштейна и 2-й мост Круштейна на острове Новая Голландия
1-го мост Круштейна соединяет Новую Голландию и 2-й Адмиралтейский остров. В 1836—1846 годах мост именовался Голландским, позже — Ново-Голландским. Существующее название было присвоено в 1950-х гг. Сегодня это металлический мост, который был сооружён взамен деревянного в 1939 г. В 1998-2000 годах был произведен ремонт моста.
С набережной Адмиралтейского канала открывается чудесная панорама на парк в центре острова Новая Голландия. Согласно первоначальному проекту здесь хотели всё застроить. Однако, к счастью, от идеи застройки пустующей территории острова отказались. И было принято решение организовать городской парк с современной и удобной инфраструктурой, где каждый сможет найти себе занятие по душе, или просто отдохнуть с семьёй и друзьями.
Остров же останется площадкой для проведения культурных программ и больших городских событий. Тогда во время проведения летних мероприятий стало понятно, что такая площадка жизненно необходима. Процесс реставрации и запуска проекта было решено разделить на этапы, для того чтобы вести реставрационные работы, не препятствуя работе парка.
Вход на остров осуществляется со стороны набережной Адмиралтейского канала, ближе к Мойке, по 2-му мосту Круштейна, переброшенному через Адмиралтейский канал. Раньше он назывался Чугунным благодаря материалу, из которого он был первоначально изготовлен. Настоящий 2-й мост Круштейна был сооружён в 1958-1959 гг.
Его создали: инженер А. А. Куликов, архитектор Л. А. Носков. Сейчас это железобетонный, рамный, с гранитной облицовкой. Современное название обоим мостам было присвоено по существовавшему в то время наименованию канала в 1950-х гг.
Дом Коменданта на острове Новая Голландия
Первое, что бросается в глаза при входе внутрь — липовая аллея вдоль Адмиралтейского канала. Здесь высажено более 200 деревьев, привезенных из Европейских питомников. Прогуливаясь по главной аллее трудно не заметить деревянные павильоны, выполненные в одинаковом стиле 20-30 годов прошлого века. Тут находятся такие службы, как информационный центр с сувенирами, киоск с цветами, торговая точка с мороженым, аккуратный туалет в подвале.
Напротив входа вы увидите квадратное здание Дом Коменданта и напротив большое кирпичное здание круглой формы. Дом Коменданта является самой поздней исторической постройкой на острове, и до недавних пор она не причислялась к памятникам архитектуры и ансамблю Новой Голландии.
Ранее здесь действительно проживала семья коменданта острова, а в советский период располагались конторы морских ведомств. В 2013 году здание получило статус памятника и было отреставрировано в соответствии с требованиями Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
У него появились чугунные козырьки, ажурная пожарная лестница и современный интерьер. Весной 2017 года здесь открылась школа креативных индустрий Маяк. Сейчас Дом Коменданта отвечает всем необходимым требованиям для работы современной школы.
Петровская кузница на острове Новая Голландия
Здание Кузни было построено в середине XIX века инженером Михаилом Пасыпкиным. Считается, что еще при Петре I на этом месте была кузница или кузнечная мастерская. Здесь ковались инструменты для обработки леса на расположенном рядом Галерном дворе.
За три с небольшим года в Кузне была проведена масштабная работа по реставрации кирпичных сводов и фасадов. Оба фасада украсили ажурными чугунными козырьками на литых ножках. В новейшей истории Новой Голландии в здании Кузни расположился клуб и ресторан Kuznya House, который стал сердцем социальной и культурной активности острова.
В основу концепции и интерьерного решения пространства Kuznya House легла идея дома. Элементы и материалы заимствованы из фотоархивов интерьеров петербургских квартир начала XX века: благородные деревянные панели, массивные лакированные шкафы и буфеты, фальшпечи, которые скрывают систему воздуховодов, удобные диваны с павлопосадскими мотивами, бархатные шторы, пуфы и кресла, винтажные светильники из латуни и фарфор Императорского фарфорового завода.
Травяной сад на острове Новая Голландия
На территории Новой Голландии есть даже собственный сад с декоративной травой. Перед зданием Кузни обустроен большой травяной сад, который отделяет террасу для отдыха от шумной детской площадки.
В 2018 году сад-огород обновился в стиле New Perennials (Новые многолетники) — это естественного вида цветники, состоящие из различных злаков и многолетников из разных частей света. Растения в них сажают большими группами с учётом сроков цветения и пиков декоративности. Важной для цветника является приспособленность растений к климатическим условиям территории.
В основе травяного сада Новой Голландии — шалфей дубравный (Salvia nemorosa), прорезающий цветник яркими сиреневыми полосами, и различные злаки высотой от 40 см до 2 м. Отдельные многолетники создают эффектные цветовые акценты, сменяющие друг друга в течение сезона. Благодаря этому облик сада постоянно меняется — вернувшись через месяц, вы можете его не узнать.
Детские площадки на острове Новая Голландия
Одна из них детская площадка «Фрегат». Детская площадка уникальна тем, что это копия голландской верфи, где строился фрегат «Пётр и Павел» — в масштабе 80%. Каркас фрегата имеет весьма внушительные размеры — 26 метров длиной и 6 метров высотой. Этот корабль — один из самых высоких игровых кораблей в мире.
По нему можно лазить детям. Вся оснастка выполнена в соответствии с корабельными традициями российских мастеров. Внутреннее пространство поделено на несколько уровней, где соблюдены все меры безопасности.
Горки, канаты, пушки, подзорные трубы и штурвал — здесь есть всё, чтобы маленькие посетители острова смогли себя почувствовать настоящими мореходами, и напрямую свяжет их с историей острова и его основателя Петра I. Рядом с детской площадкой организована небольшая зона с навесом для родителей, которые с комфортом смогут наблюдать за своими детьми.
Неподалёку есть игровая площадка, предназначенная для самых маленьких. Здесь каждый ребенок сможет найти себе занятие: будь то спокойная игра в песке или активные развлечения вроде покорения горки. Родителям конструкции опор напомнят архитектуру складских корпусов, находящихся на острове, а с лавочек им открывается прекрасный обзор всех сооружений.
Павильон сцены на острове Новая Голландия
Павильон сцены — самое высокое сооружение в ансамбле временных построек парка. Дизайн разрабатывал архитектор Сергей Букин по эскизам парковой сцены Сестрорецкого курорта, разрушенной во время Второй мировой войны.
Так же, как и все павильоны парка, сцена облицована лиственницей, обработанной по уникальной японской технологии shou sugi ban. Для этого деревянную доску сначала обжигают, а затем затирают маслом и тонируют в желаемый цвет. Таким образом появляется эффект состаренного естественным образом материала, который пережил, например, на песчаном пляже Финского залива не один год и затем был использован для облицовки фасадов.
На сцене Новой Голландии проходят музыкальные выступления групп и оркестров, театральные постановки, перформансы и летние кинопоказы на большом экране.
Арка острова Новой Голландии
Арка связала два корпуса, расположенных вдоль Мойки. Её спроектировал архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот, и она была установлена здесь в 1770-х гг. Попарно по обеим сторонам арки стоят колонны тосканского ордера, составленные из гранитных блоков.
Это сооружение выполняет не только декоративные функции, но и механические, а именно, гасит давление на торцевые стены складов опирающихся на них брёвен.
Из гранита красного оттенка вырублены базы и капители колонн. Между колоннами строгого рисунка видны ниши, декорированные гирляндами, которые были высечены из пудостского камня. Из него же создано оформление круглых медальонов над нишами.
Полуциркульная арка, строго украшенная триглифами и изящной гирляндой, опирается на малые колонны, стоящие на берегах протока, ведущего во внутренний бассейн. Высота арки — 23 м. Ширина пролёта — чуть более 8 м.