Второе по популярности место в Петергофе после знаменитых фонтанов – парк Александрия. В разные годы там находились императорские охотничьи угодья, семейная дача Романовых, музеи, фермерский домик и даже когда-то планировалось строительство роскошного дворца. Сегодня это не только дворцово-парковый ансамбль, но и излюбленное место отдыха Петербуржцев и туристов.
Предыстория
Парк Александрия ведет свое начало с XVIII в. Тогда эти земли в Петергофе приобрел знаменитый фаворит Петра I – князь Александр Меншиков. Планируя построить здесь собственный дворец «Монкураж» (с фр. – «Моя отвага»), он выкупил у владельцев территорию будущего парка в 116 га и принялся за работу. В основе проекта лежал уже построенный на этом месте в 1721-1725 гг. небольшой дворец Якова Брюса – сподвижника Петра I. Планировалась его капитальная перестройка согласно моде и облагораживание прилегающей территории парка.
Однако амбициозные планы князя не сбылись. Известный своими злоупотреблениями и казнокрадством он был арестован 8 сентября 1727 г. Затем сослан в Сибирь, попутно лишен всех званий и регалий, а также имущества, включая усадьбу в Петергофе. Спустя полтора года Александр Меншиков умер в небольшом городке Березов.
Земли парка отошли князьям Долгоруким, и строительство дворца в Александрии прекратилось. Конструкция здания быстро обветшала и рассыпалась. В упадок пришла и вся территория нынешнего парка.
В 1733 г. единоличным владельцем будущей Александрии становится Анна Иоанновна – дочь Ивана V и племянница Петра I. Большая любительница охоты она отдает земли в Петергофе под создание Охотничьего парка («Ярдгартен») и небольшой летней резиденции.
По ее приказу сюда свозят огромное количество животных, в том числе редких. Возводят егерскую слободу, строят всю необходимую для содержания зверинца инфраструктуру. В парке жили олени, буйволы и даже тигры, на которых императрица с большим удовольствием охотилась.
Позже летняя резиденция переехала из Петергофа в Царское Село, а «Ярдгартен» снова пришел в запустение. Животных здесь больше не содержали. Уцелели только ручные олени, из-за чего парк получил народное название «Олений зверинец». Недостроенный дворец Меншикова окончательно разрушился. Территория использовалась под огороды, здесь же паслись лошади Драгунского полка.
Зарождение Александрии
Все изменилось с приходом к власти Николая I. В 1825 г. он становится владельцем территории парка и дарит ее своей любимой жене Александре Федоровне, урожденной Фредерике Прусской.
Причина такого подарка была достаточно трагична. Восстание декабристов и попытка государственного переворота привели будущую императрицу в ужас. Опасаясь за жизнь семьи и детей, она старалась не появляться на публике и по свидетельствам приближенных страдала паническими атаками.
Уютная семейная резиденция с собственным дворцом, фермерским двориком и парком должна была послужить местом спокойного отдыха всей семьи и вернуть императрице душевное равновесие. Такое решение в значительной степени повлияло на внешний облик территории Александрии и построек. По замыслу императора парк должен был напомнить его возлюбленной жене покинутую родину. Это успокоило императрицу, а сам комплекс получил имя в ее честь – Александрия.
Формирование облика
В Пруссии того времени господствовал английский стиль, поэтому застройка парка отличается скромностью и сдержанностью, хорошо прослеживается влияние неоготики.
Если для пейзажного садового искусства характерны целые массивы нетронутой растительности, то при создании Александрии значительную часть деревьев вырубили. На их место привезли около 11 000 взрослых экземпляров.
Облик парка менялся вместе с его застройкой, превращаясь в тихий уголок для прогулок и отдыха. Почти 20 лет над ним трудился главный садовый мастер Петергофа Петр Иванович Эрлер. Здесь же теперь находится его могила.
Пейзажная романтика английского стиля
Александрия расположена восточнее Нижнего парка Петергофа и отделена от него каменной оградой. Начинаясь у кромки Финского залива, она тянется до самого Дворцового шоссе. Общая протяженность стены составляет 640 м при высоте в 2,5 м. Когда-то она отделяла заповедник от прогулочной зоны, а сегодня служит украшением обоих парков. С южной стороны сад упирается в шоссе Петербург-Ораниенбаум.
Пейзажный стиль для оформления территории Александрии выбран не случайно. Чередование холмов и низменностей и буйная растительность позволили создать парк практически неотличимый от настоящего леса. Для него характерны петляющие тропинки и укромные тенистые уголки. Все это напоминает пасторальные пейзажи Клода Лоррена, Франсуа Буше и Давида Тенирса.
С возвышенностей открываются чудесные виды на сам парк, залив и главные достопримечательности. Это позволяет объективно ценить красоту и планировку сада, насладиться живописными панорамами. Все основные строения находятся на верхней террасе сада.
Сельский домик для государя
Вместо роскошного дворца в Александрии построили достаточно скромный двухэтажный «Коттедж». Он отлично вписывался в общую концепцию парка и идею спокойной семейной жизни вдали от городской суеты.
Над проектом «Коттеджа» трудился шотландский архитектор Адам Менелас. Кроме строительства он был мастером садово-парковых работ. Поэтому его авторству принадлежит сам парк Александрия, а также многие постройки, среди которых Руинный мост и павильон Фермерский дворец.
В облике здания гармонично уживается неоготика и староанглийский стиль. Кроме того архитектор учел суровый климат Петербурга, что значительно повлияло на общий вид фасадов. Открытые балконы и террасы, защищенные от холодных ветров, чередуются тут с закрытыми, откуда открываются прекрасные виды на залив. Стены украшены декоративными элементами в технике чугунного литья.
Прослеживается влияние готики и в интерьерах. Помещения декорированы лепниной в виде розеток, крестоцветов и трилистников, а также уникальной деревянной резьбой. Над росписью стен трудился знаменитый живописец Иван Карлович Скотти. В оформлении комнат использовалась резная мебель, доспехи, массивные часы, стилизованные каминные экраны. Все это создавало романтическую атмосферу рыцарской эпохи.
В 1843-44 гг. к зданию пристроили столовую с мраморной террасой. С остальными помещениями она соединялась ажурной стрельчатой аркадой. Отделка помещения также выдержана в общем готическом стиле Александрии.
Ферма, ставшая дворцом
Загородная резиденция, предназначенная для отдыха императорской четы, должна была носить идиллический характер. С этой целью в глубине парка в 1829–1831 гг. возвели здание фермы с коровником, телятником и всеми необходимыми пристройками. Крышу выкрасили в соломенный цвет, колонны и опоры обвили берестой. Сюда завезли породистых коров и даже выписали английского пастуха для ухода за ними. Несмотря на некоторую декоративность, это была настоящая ферма. Она снабжала дворец яйцами, молоком и молочными продуктами.
Позже здание неоднократно перестраивали. До 1859 г. над ним работал архитектор Андрей Штакеншнейдер, обустроивший бывшую ферму в парке под летний дворец для Александра II. Сам хозяйственный домик и его постройки – «Новую ферму» – перенесли вглубь территории. Там по-прежнему держали животных и птицу.
Перестроенное здание получило название – Фермерский дворец. В его облике и интерьерах также прослеживается влияние готики. Кроме того, здание оснастили всеми необходимыми коммуникациями. В нем устроили водопровод и лифт, оборудовали ванные и туалетные комнаты. Самая знаменитая достопримечательность дворца – Синий кабинет Александра II. Здесь он подолгу работал: проводил заседания и выслушивал доклады министров. Именно в этом кабинете готовился проект закона об освобождении крестьян.
Готика в православии
Настоящим украшением парка стала Готическая капелла, над строительством которой в разные годы трудились А. Менелас, К. Шинкель, И. Шарлемань. Эта большая домовая церковь, освященная в честь Александра Невского, пожалуй, самая необычная из всех.
Внешне она напоминает классический готический собор, но меньше по размеру. На каждой стене установлены звонницы, а шпили венчают православные кресты. Внутреннее убранство также выполнено в неоготике – капеллу украшают витражи, религиозные скульптуры, стрельчатые арки. Однако по своему устройству это настоящий православный храм с алтарем и иконостасом. Общая планировка также выполнена согласно канонам.
Над иконами работал известный религиозный художник и портретист, член Флорентийской Академии художеств Тимофей Нефф. Его кисти принадлежат знаменитый образ «Тайная вечеря» для Сретенской церкви в Зимнем. Также он написал несколько икон для Исаакиевского собора.
Крупнейший дворец парка
На морском берегу Александрии расположена дача Николая II. Это роскошное здание в четыре этажа архитектора Анатолия Томишко стало одним из любимых мест императорской четы. Построенная в парке всего за два года на месте небольшого павильона, Нижняя дача использовалась не только для отдыха. Здесь император Николай работал, в том числе подписал знаменитый манифест о вступлении России в Первую мировую войну.
Отсюда отплывала царская яхта «Штандарт» в небольшие семейные путешествия по ладожским шхерам. И даже кухня дачи была оформлена в морском стиле, напоминая каюту.
Память о развалинах
В 1828 г. в парке появилась одна из самых необычных достопримечательностей Александрии – Руинный мост. Это однопролетная конструкция, перекинутая через непримечательный овраг с ручьем, расположена возле останков так и недостроенного Меншиковского дворца.
Мост построен из грубо отесанных камней. С обоих концов его украшают огромные известняковые вазы. В качестве перил использованы толстые березовые стволы, что в сочетании с каменной конструкцией смотрится достаточно своеобразно.
Парк в эпоху СССР
С приходом к власти большевиков Александрия стала популярным музеем. Согласно фотографиям и описаниям того времени сохранился облик парка, остались в целости интерьеры Нижней дачи Николая II, где после расположился дом отдыха для членов НКВД. Уцелела и Готическая капелла. В 1932 г. ее превратили в музей истории Александрии.
К сожалению, были разрушены или разобраны некоторые уникальные постройки парка, среди них – «Детская ферма» и Морская беседка.
В 1926 г. экспозиция пополнилась необычными экспонатами. В Петергоф привезли два вагона царского поезда Николая II. Неподалеку установили еще один, но уже из состава, курсировавшего между Петербургом и Москвой. Ходил вагон еще во время правления императора Николая I, и представлял историческую ценность. Все они были переданы в парк Народным комиссариатом путей сообщения.
В Фермерском дворце Александрии разместили историко-бытовой музей и базу отдыха. После Великой Отечественной в нем открыли заводское общежитие одного из предприятий Петергофа.
Дворцово-паковый комплекс Александрии серьезно пострадал в годы войны, особенно во время Стрельнинско-Петергофской наступательной операции. Некоторые постройки были полностью уничтожены, среди них и дача императора Николая II. Во время авианалета в нее попало несколько бомб, после начался пожар. От здания остался остов и пара конструкций. Позже в 1961 г. руины в парке взорвали, признав аварийными.
Лучше всего в парке сохранился «Коттедж». Он не только меньше пострадал от обстрелов Петергофа – значительную часть исторических предметов и деталей интерьера удалось эвакуировать. Гитлеровцы разместили здесь свой госпиталь, часть оставшейся мебели пошла на растопку. Практически утрачены резные панно и настенная живопись.
После войны началась реставрация дворца. Полностью восстановить здание смогли уже к 1978 г. Руководила работами Ирина Бенуа, впоследствии ставшая Народным архитектором Российской Федерации.
Новое время
В XXI в. началось активное восстановление парка и его построек. Удалось отреставрировать Руинный мост, Готическую капеллу, Новую ферму и «Коттедж», откуда открывается панорамный вид на залив, Петербург и Кронштадт. Много внимания уделено воссозданию Фермерского дворца парка. Полностью восстановлены исторические интерьеры и «Синий кабинет». В экспозиции музея представлены личные вещи, принадлежащие государю Александру II: портфель, распятие, предметы мебели, часы и даже подушка из кареты императора со следами крови.
22 декабря 2005 г. в разгар реставрации в Фермерском случился пожар. Сроки сдачи объекта пришлось перенести, а работы начать практически заново. Тожественное открытие состоялось в 2010 г.
Готическую капеллу вновь освятили уже после завершения полного комплекса реставрационных работ 4 июня 2006 г. Здесь же в сентябре состоялось прощание с императрицей Марией Федоровной, матерью Николая II. Согласно завещанию гроб с ее телом привезли в Петербург для перезахоронения в царской усыпальнице Петропавловского собора. 26 и 27 сентября он находился в капелле Александрии, где совершили панихиду.
В 2017 г. в парке Петергофа началось восстановление Нижней дачи. Демонтированы уцелевшие фрагменты стен. Согласно проекту планируется возродить изначальный силуэт здания, но немного изменить внутреннюю планировку. После завершения строительства тут разместят новые историко-мемориальные композиции, посвященные царской семье.
Что посмотреть?
Территория парка и комплекс музеев в Петергофе доступны для посещения. Помимо основных зданий открыт «Фельдъегерский домик» и «Дворцовая телеграфная станция». Посетителям будет интересно взглянуть на готический колодец, памятник Петергофскому десанту, верстовой столб XVIII в., мост-плотину и другие объекты. Возможен заказ экскурсий.
На территории Новой Фермы в Петергофе расположен детский образовательный центр. Проводятся занятия по программированию и искусству. Доступны мастер-классы по изучению ремесел и лекции об истории России.