Парадный воинский наряд русских царей с восхищением описывали иностранцы, побывавшие в России. Английский дипломат XVI века Джильс Флетчер отмечал «наряд из булатной брони, из прекрасной блестящей стали, сверх которой обыкновенно надевались еще одежды из золотой парчи с горностаевой опушкой».
В 1654 году перед военным походом против Речи Посполитой царь Алексей Михайлович устроил смотр войск на Девичьем поле. В источниках того времени, где описываются выходы царей, дьяки сделали записи выданных государю одеждах. В первый день на нём были зипун «объярь серебряна, травы золотые старого дела»; чуга без ожерелья «бархат червчат, двоеморхие орлы»; ферезея ездовая; шапка «бархат червчат двоеморх…с соболиным околом», украшена шитьём жемчугом; рукавицы с запястьем, вышитым золотными нитями по красному атласу; штаны из «кызылбашской камки золотной на малиновой земле»; «поес большой» из серебряной тесьмы с крюком, на поясе булатный нож, украшенный насечённым золотом орнаментом, алмазная перевязь и посох с драгоценными камнями. Во второй день: зипун «травы разных цветов», чуга из алого атласа; ездовая ферезея «зуфь вишнёва»; шапка из красного бархата с собольим околом «с запоною»; штаны «с подвязки»; кушак из разноцветного шёлка, на нём нож булатный; золотая кольчатая перевязь — чепи пятерные; каповый посох. В следующие дни состав одежды не менялся.
Конный портрет царя Алексея Михайловича. 1766 год .
Л.К. Пфандцельт.