Папоротно. Николая (Троице-Николаевская). 1522. ГЕОРГИЕВСКИЙ Николай Вас.
Приходы и духовенство Новгородской епархии на 1916
Никольский Папоротский монастырь был, вероятно, основан в самом начале XV в. Под 1403 (1404) г. новгородские летописи упоминают о строительстве Порфирием Инамским (в другом варианте — Камским) деревянной церкви св.Николая и об основании им монастыря. Согласно синодику, хранившемуся в Никольской церкви в начале XX в., существовавший до Великой Отечественной войны каменный храм был выстроен в 1522 г. В документах начала XX в. упоминается и заказчик Папоротской церкви — храм был выстроен «тщанием старца Игнатия, строителя Папоротского монастыря» . На одном из колоколов Папоротской церкви была надпись, датирующая его 1526 г. Вероятно, уже в первой трети XVI в. при храме существовала колокольня.
В Писцовых книгах Папоротский монастырь впервые упоминается под 1583 г.: в Писцовой книге Обонежской пятины он фигурирует под именем Патороцкого. По переписи 1615 г. в нем были каменные церкви: 1) Николая Чудотворца; 2) Преподобного Варлаама Хутынского с трапезой; 3) на посаде во имя св.Троицы и св.Апостола Петра и Павла деревянная. В переписи же 1620 г. сказано, что Никольская церковь разорена, а Варлаамиевская и Троицкая разрушены; келья одна, в которой жил тогда строитель с монахом, а 20 сожжено шведами. В 1686 г. Никольский монастырь был приписан к Новгородскому Архиерейскому Дому, а в 1764 г. упразднен. К 1804 г., очевидно, относится крупный ремонт храма, во время которого, видимо, в храме появился придел св.Троицы. Однако уже в 1819 г. храм был закрыт.
В 1823 г. о храме доносили в Синод: «Церковь Святителя Николая, что в селе Папоротне, праздна с 1819 года за выведением прихожан по военному поселению к другим церквам.» Утварь, иконы и книги передали в Николаевскую Городненскую церковь Новгородского уезда. Все церковное имущество, кроме иконы св.Троицы, сгорело вместе с означенной церковью в 1844 г. Упраздненная Никольская церковь пришла в ветхость, потрескались стены и своды здания, потолки, полы и крыша обвалились, на сводах храма выросли три березы, кругом поднялся непроходимый лес. Богослужения в храме возобновились в 1866 г., при этом храм был отремонтирован, увеличены размеры некоторых окон, а в 1867 г. освящен и придельный храм св.Троицы, находившийся в каменном притворе с западной стороны Никольского храма. Был ли этот притвор построен еще в начале XIX в. или его возведение относится к 60-м гг. XIX в. — пока не ясно. В 1875 г. с западной стороны здание завершил деревянный притвор и деревянная же колокольня. В таком виде Папоротский храм сохранялся вплоть до Великой Отечественной войны. В начале века рядом с храмом находились деревянные дома священника и псаломщика. В 1913 г. 29 апреля случился большой пожар и оба дома сгорели, но уже в следующем году их восстановили.
В 1910-е годы потребовалось провести ремонт храма, в связи с чем новгородская Консистория обратилась в Императорскую Археологическую Комиссию с просьбой рассмотреть и утвердить проект ремонтных работ в храме, подготовленный новгородским епархиальным архитектором А.Н.Дьяковым. Археологическая комиссия направила в Папоротно известного реставратора и историка архитектуры академика Петра Петровича Покрышкина, который в 1913 г. ознакомился с памятником, сфотографировал его и сделал выписки из синодика. В публикации в «Известиях Археологической Комиссии» Покрышкин изложил свои основные наблюдения, сделанные в ходе недолгого изучения им церкви Николы. После революции храм был взят под охрану Государственной Академией Истории Материальной Культуры и сохранялся в целости вплоть до Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 г. прямым попаданием авиационной бомбы церковь была полностью уничтожена, а после войны остатки храма были разобраны на кирпич. Сейчас на этом месте — сельское кладбище, видны очертания небольшого храма, посередине всхолмления стоит крест с иконой св.Николая.
Церковь погибла безвозвратно, однако, благодаря сохранившемуся архивному делу, чертежам А.Н.Дьякова, а также фотографиям нач. XX в., сделанным, в основном, П.П.Покрышкиным, мы можем судить об архитектуре погибшего памятника. Это был небольшой четырехстолпный одноглавый храм на подклете. В подклете столбы были квадратные, а в храме — круглые. Подцерковье было изначально перекрыто деревянным потолком, позднее замененным сводами. Центральные прясла западного, северного и восточного фасадов церкви были украшены поясами фигурной кладки. Необычайно развитый декор имел и барабан храма. По центральной оси апсиды в кладке находился закладной крест, относящийся к типу «крест в круге». Точное расположение первоначальных окон неизвестно, так как большая их часть была позднее растесана, но очевидно, что в центральных пряслах боковых фасадов находились парные, двойные окна, как в церкви Дмитрия на Славкове или Климента на Иворове.
Никольская церковь до недавнего времени практически не привлекала внимание исследователей новгородского зодчества. В 1986 г. московские исследователи Д.А.Петров и Вл.В.Седов вновь обратились к этому полузабытому памятнику и опубликовали свои наблюдения об архитектуре храма, а также архивные чертежи и фотографии. Исследователи категорически отвергли датировку храма 1522 г., и основывающуюся на клировой ведомости, хранившейся в 1910-е гг. в храме. По их мнению, Никольская церковь была возведена в 50-60-е гг. XV в. (недавно Д.А.Петров уточнил эту дату, отнеся Папоротский храм к 1464-65 гг.). Основным аргументом в пользу такой датировки является наличие на фасадах храма поясов декоративной кладки, не встречающихся на памятниках первой трети XVI в., но широко распространенных в 50-60-е гг. XV в., а также «зальность» пространства интерьера Никольской церкви, созданная с помощью четырех круглых столбов, характерная для новгородского зодчества середины XV в. Исследователи сопоставляют храм с собором в г.Яме (ныне г.Кингисепп Ленинградской обл.), где также были круглые столбы. Церковь в Яме Вл.В.Седов и Д.А.Петров также датируют сер. XV в. Эта датировка Никольского храма сейчас не оспаривается в научной литературе и уже достаточно давно используется некоторыми исследователями.
На наш взгляд, Никольская церковь была действительно построена в 1522 г. Мы очень мало знаем об архитектуре того трагического для Новгорода времени, когда после потери самостоятельности активная культурная и политическая жизнь в городе почти замирает — это конец XV — начало XVI вв. От этой эпохи до нас дошло всего несколько построек, это прежде всего церкви Жен Мироносиц 1510 г. и Климента на Иворове 1520 г., а также соборы Тихвинского Успенского и Спасо-Преображенского Хутынского монастырей, построенные не местными новгородскими, а московскими мастерами.
Анализируя характер архитектуры Никольской церкви, следует отметить, что в ней зримо соединяются черты, свойственные как новгородской архитектуре XV, так и XVI вв. К XV в. можно, безусловно, отнести пояса фигурной кладки на фасадах — прием, не встречающийся в новгородской архитектуре после 1467 г. В сравнении с церковью Климента на Иворовой улице Никольский храм выглядит действительно гораздо более стройным, точнее построенным композиционно. Этот храм, безусловно, произведение незаурядного и оригинального зодчего.
В то же время с XVI в. храм сближает кирпичная кладка стен, без применения камня, а также характерный для первой трети 16 в. формат кирпича. Заметим, что Папоротская церковь имеет один из наиболее развитых и сложных орнаментов на барабане, состоящий из 6 рядов (сверху вниз): поребрик высотой в полкирпича, бегунец, поребрик в четверть кирпича («зубчики»), поребрик в полкирпича, бегунец, поребрик в четверть кирпича («зубчики»). При сравнении с кирпичными орнаментами новгородских храмов XV в. мы увидим, что ни в одном храме нет такой сложной композиции на барабане. Из барабанов новгородских церквей 15 в. наиболее богато украшен барабан церкви Дмитрия на Славкове — здесь пять рядов, расположенных, однако, совершенно в иной последовательности, чем в Папоротно. В то же время декору барабана церкви Николая есть очевидная аналогия — барабан церкви Климента на Иворовой улице 1520 г. Последовательность рядов здесь такая (сверху вниз): пояс арочек, бегунец, поребрик в четверть кирпича («зубчики»), поребрик в полкирпича, бегунец, поребрик в четверть кирпича («зубчики»). Нетрудно заметить, что последовательность рядов полностью совпадает, за исключением того, что в церкви Климента верхний ряд высокого поребрика заменен поясом арочек. Это сходство вполне естественно, если мы примем датировку храма 1522 г. План храма с четырьмя круглыми столбами необычен и имеет отдаленные аналогии как в XV в. (церковь Симеона Зверина монастыря), так и в XVI в. (церковь Николы Медведского монастыря — ныне в г.Новая Ладога). Отсутствие в храме первоначального сводчатого подцерковья не может служить аргументом в пользу отнесения его к XV в., так как деревянное междуэтажное перекрытие имела уже упоминавшаяся церковь Климента на Иворовой улице (хотя все новгородские храмы 15 в. имеют деревянное перекрытие подцерковья). Кирпичные пояса в верхних частях стен могли быть и у храмов первых двух десятилетий XVI в., ведь из всех храмов этого времени, сооруженных в русле новгородской традиции, сохранилась только церковь Жен Мироносиц и церковь Климента.
Таким образом, не исключено, что перед нами редкий образец храма, выстроенного с ориентацией на какой-то столичный образец XV в. уже в начале следующего столетия. Возможно, нам не следует отказываться от имеющейся даты основания храма — 1522 г., хотя вопрос о датировке памятника останется открытым вплоть до проведения археологических исследований храма.
Источник: http://rusarch.ru/antipov2.htm