Папоротка. Казанский монастырь.

Свято-Казанский монастырь был основан в 2001 г., рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери, построенным во второй половине XIX века. Первоначально на этом месте существовали два деревянных храма. Когда был построен первый, осталось неизвестным; второй, во имя Покрова Божией Матери, был поставлен в 1774 г. на средства прихожан, почему и село некоторое время носило название «Покровского-Папоротки тож». В 1846 г. для деревянной колокольни приобрели новый колокол, весов 155 пудов. Поднять его на уже ветхую колокольню было невозможно, и было решено заменить ее каменной. Епархиальное начальство предложило построить и новый храм, так как деревянный тоже стал ветхим. В 1855 г. началось строительство храма. За недостатком средств, стройка длилась 15 лет.
Храм строился под руководством статского советника, архитектора-академика Дмитриева Алексея Михайловича, по проекту русского архитектора Громова. Новую церковь освятили в 1870 г. Жители села не остались безучастными к событиям 5 февраля 1880 г., когда произошел взрыв в Зимнем дворце. В этот же год на свои средства они устроили в храме придельный алтарь во имя Вознесения Господня, в память чудесного спасения семьи императора Александра II. Церковь, построенная из красного кирпича, сложная в плане, состоит из доминирующей по высоте прямоугольной паперти квадратной колокольни, непосредственно примыкающей к церкви квадратной трапезной, двух квадратных притворов с севера и юга, самой церкви и апсиды алтаря с двумя небольшими прямоугольными алтарными помещениями. Самым высоким объемом является колокольня. Она состоит из четырех убывающих кверху четвериков и заканчивается шатром и крестом. Третий ярус ее прорезан арками окон, по два с каждой стороны. В первом ярусе колокольни расположен западный притвор с главным входом в храм. Церковь и колокольня выполнены из красного глиняного кирпича.
Сама церковь представляет собой восьмерик барабана на четверике храма. К восточной стене основного объема храма примыкает апсида. С северной и южной стороны – более низкие по высоте притворы. Большой арочный проем в интерьере разделяет основной объем и квадратную в плане одноэтажную четырехстолпную трапезную с двумя приделами. Входы – западный, северный и южный – с крытыми папертями с крыльцами. Храм перекрыт сомкнутыми сводами, в замке которых – глухой восьмигранный барабанчик. Общее состояние внешних конструкций удовлетворительное. На фасаде западного притвора висит охранная доска: «Памятник архитектуры XIX века. Казанская церковь. Охраняется государством». Цоколь белокаменный, высокий, с небольшими уступами. Поверхность покрашена известковой краской. Отмостка бетонная. Плоскости стен прорезаны оконными и дверными проемами с кирпичными клинчатыми перемычками. Крыша сложная в плане, скатная, над куполом крыша чешуйчатая. Храм венчается восьмигранным куполом с невысоким барабаном в замке купола. Каждая грань барабана прорезана спаренными аркообразными окнами. Купол завершен луковичной главкой с шестиконечным крестом на яблоке. Над колокольней небольшое шатровое покрытие с крестом.
Основные элементы декора: — венчающие ступенчатые карнизы – с дентикулами и сухариками – выполнены с применением белого камня. — по периметру верха стен – декор в виде аркатурного пояса. — небольшие диаметра трехчетвертные колонны, расположенные по углам первого и четвертого ярусов колокольни и апсиды – с абаками и базами из белого камня. — угловые пилястры и ниши, в которых расположены оконные проемы. — двойные окна по граням светового барабана над основным объемом. — высокие арочные окна колокольни. — рамные оконные наличники углубленных в стене окон трапезной, основного объема, притворов и алтаря. — белая окраска оконных ниш, наличников, цоколей, крылец. Алтарь, основной объем, четырехстолпная трапезная с двумя нефами, западный притвор разделены стенами с широкими и высокими арками. Трапезная перекрыта системой кирпичных сводов с распалубками и подпружных арок. Стены трапезной и церкви расчленены лопатками, окна выделены наличниками. В основном объеме световой барабан лежащий на подпружных арках и расположенных по углам треугольных тромпах, перекрыт восьмилотковым кирпичным куполом с небольшим барабаном в замке. Северный и южный приделы перекрыты комбинированными сводами (пятилотковые конхи и цилиндрические своды). Края подпружных арок окантованы профилированными тягами. Капители столпов – трехярусные, профилированные, раскрепованные. Оконные проемы обрамлены тянутыми наличниками. Имеются розетки. Входные двери деревянные, двухстворчатые, с наружной стороны обшиты металлом. Имеется деревянная лестница, ведущая на колокольню.
Интерьер храма составляет органично связанные между собой элементы — настенная живопись, два иконостаса, иконы, предметы, декоративно-прикладного искусства. Все выполнено примерно в 80-х годах XIX века. Все это создает единый исторический ансамбль внутреннего убранства храма. Настенная живопись по стилистическим признакам относится к концу XIX века. Письмо выполнено в традициях академической школы, но в сюжетных композициях просматриваются традиции народного искусства. Масляная живопись покрывает стены, своды и несущие столпы. Особый интерес представляет расположенная на западной стене композиция и изображением Страшного Суда. Иконостас пятиярусный, позолоченный, украшен резными витыми полуколоннами и накладной деревянной резьбой. В праздничном ряду сохранилось две иконы, которые можно отнести к памятникам, исторически связанным с данным иконостасом. Остальные иконы современного письма. Иконостас в приделе во имя Вознесения Господне трехъярусный. Также украшен витыми полуколоннами и резьбой. Поновлен бронзовой краской. Иконы датируются концом XIX века и в преобладающем большинстве исторически связаны с храмом. Есть интересные иконы письма знаменитых афонских мастерских: «Достойно есть», 1901 г. и «Скоропослушница» начала XX века. Богоборческая волна XX века прошла и через Папоротку. Богослужения прекратились в 1930 г. Чтобы не произошло полного разорения храма, женщина по имени Мария хранила у себя ключи от него.
Второе рождение храма началось сразу после войны. С Божией помощью местные жители сумели отстоять свою святыню, благодаря чему храм не подвергся разорению — почти все росписи и иконы остались на своих местах. В 1998 г. настоятель храма о. Иоанн решил надстроить старую ограду храма. Предварительно были разобраны северный и южный входы. Выкладывая новую ограду из кирпича, оба проема снова сложили, оставив вход только с западной стороны. Однако за год до приезда монахинь участок стены на месте бывшего северного проема вдруг обвалился. Когда уже был основан монастырь и встал вопрос о входе на территорию келейного корпуса, стало понятно, что стоит делать именно в месте обрушения стены. Здесь его указала сама Царица Небесная. И 21 июля 2001 г. по благословению пресвятой Богородицы и епископа Тульского и Белевского Кирилла в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери из Тульского Богородичного Щегловского монастыря в Свято-Казанский храм приехали 12 сестер во главе с игуменией Игнатней (Сидоровой).
Указом от 6 октября 2001 года Святейший Патриарх Алексий II утвердил открытие в селе Папоротка Свято-Казанского женского монастыря. Духовником обители был назначен священник Казанского храма протоиерей Иоанн (Титов), который в 2004 г. принял монашеский постриг под именем Кирилл. Первое время жить насельницам было негде. Два с половиной года сестры ютились в сторожке около храма. Постепенно монастырь стал обустраиваться. Первым делом начали ставить ограду, обозначив тем самым монастырскую территорию. Часть огорожена каменной кирпичной оградой, а часть железобетонными панелями. Кирпичная ограда с кирпичными столбами квадратного сечения. Нижняя часть стены ограды – старая, с вычинками кладки, с отделочным рядом кладки («пилой»), верхняя часть выложена заново. На западной стороне ограды – въездные ворота с калитками: четыре каменных столба, на которых лежат арки. Под ними металлические двустворчатые ажурные ворота. К престольному празднику 4 ноября 2004 г. был благоустроен святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери и построена купальня Уже через два года со дня приезда сестер был отстроен двухэтажный келейный корпус, а летом 2004 г. на территории монастыря разбиты цветники, посажен огород и заасфальтированы дорожки. В настоящее время монастырь принимает паломников, которые могут разместиться в бывшей сторожке, превращенной в гостевой домик. Вскоре стали появляться и благотворители: кто помог строительными материалами, кто транспортом; местные жители разгружали кирпич и помогали на строительных работах. Решением Тулоблисполкома от 09.04.1969г. № 6-294 на госохрану поставлена церковь Казанской иконы Божией Матери (1855-1870), сторожка и ограда с воротами. Обитель постепенно обустраивается по промыслу и милости Божией.
«Женская обитель в Папоротках» //Тульские епархиальные ведомости. – 2005.-№7; Свято-Казанский женский монастырь. С. Папоротка Богородицкий район Тульской епархии; Культурное наследие Тульского края.

Село Папоротка находится в 85 верстах от Тулы и в 25 верстах от Богородицка, при маленькой речке того же названия. Недостаток речной воды восполняется водою из ключей и родников, которых в селе имеется достаточное количество. Название села и речки, очевидно, произошло от растения папоротник, которое в громадном количестве росло в этой некогда лесистой местности.
С точностью указать время возникновения прихода нет возможности. Настоящий его состав: село и деревни Ляпуновка, Крутое и половина Владимировки с населением в 1484 души муж. пола и 1496 жен. пола.
В настоящее время в приходе каменный храм, но ранее его существовали один за другим два деревянных храма, стоявших на упраздненном теперь кладбище. О времени построения первого храма не сохранилось никаких сведений. Второй был построен в 1774 г. на средства прихожан во имя Покрова Божьей Матери, отчего село некоторое время носило название Покровского, Папоротка тож.
Побуждением к построению настоящего каменного храма послужило для прихожан следующее непредвиденное обстоятельство. В 1846 г. приобретен был ими колокол в 155 руд. 13 фунт. и, оказалось, что поднять его на ветхую и малопоместительную колокольню не было возможности. Тогда решено было построить новую каменную колокольню, но епархиальное начальство указало прихожанам на благовременность постройки не одной колокольни, но и храма, так как существовавший храм приходил уже в ветхость.
За недостатком средств не было возможности приступить к делу, и для образования денежного фонда на этот предмет продана была крестьянская роща столетних дубов за 7 000 руб., и в 1855 г. началась постройка храма. Но при скудности средств, храм был приготовлен к освящению только в 1870 г. Новый храм устроен во имя Казанской Божией Матери. Деревянный же храм в 1875 г. был разобран, от него сохранилась только трапезная часть, обращенная в кладбищенскую часовню.
В 1880 г. в храме на средства прихожан устроен придельный алтарь во имя Вознесения Господня, в память чудесного спасения царской семьи во время взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г.
Причт приходский состоит из двух священников, диакона и псаломщика. Церковной земли имеется 36 дес., из них неудобной 8 дес. В приходе с 1893 г. существует церковно-приходское попечительство, с 1876 г. в селе имеется земское училище, а в деревнях школы грамоты.
«Приходы и церкви Тульской епархии». Извлечение из церковно-приходских летописей. — Тула, 1895 г. Типография Соколова и Фортунатова

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?