На 800 юбилей города было решено провести праздник с широким размахом. В списке запланированных дел было возведение нового памятника на Тверской (тогда Советской) площади Москвы.
Годом ранее проводился конкурс, в котором выбирался архитектор памятника Юрия Долгорукого – согласно многочисленным летописям именно он был основателем Москвы.
Хотя многими годами позже выяснилось, что эти показания ложные. Тем не менее решение было принято и выбор зодчего пал на малоизвестного в то время мастера керамики и пластики – Орлова С.М.
В дальнейшем это решение отразилось на произведении искусства: недостаточный опыт в монументальной архитектуре оставил отпечаток на памятнике в виде гротескных украшений в стиле древнерусского зодчества.
На 800-тый день рождения столицы России был заложен первый камень монументального произведения, а представился обществу памятник Долгорукому 6 июня 1954.
В конце концов памятник был изготовлен. Им производством занимался скульптор-литейщик по бронзе Гавриил Савинский на Мытищинском заводе им. народного художника Е.Ф. Белашовой. Из городского бюджета на памятник было потрачено 5,5 млн рублей.
Россияне не поддерживали уместность памятника Юрия Долгорукого в столице России: некоторые считали, что князь «инородный» для столицы, другие просто не разделяли художественные приемы на монументе с архитекторским решением. Чуть больше, чем за полвека, культурное достояние прошло путь от негативного, иронического и в конце концов одобрительного восприятия.
Поскольку изображений Великого князя Киевского не сохранилось, архитекторы за прототип использовали собирательный образ из фольклора. Юрий Долгорукий на монументе запечатлен как русский богатырь в ратных доспехах, сидящий на боевом коне. Князь остановил коня и приподнялся, раскинув властный жест на русские земли.
Боевое облачение всадника выполнено подробно – на торсе резные байданы, на голове красуется шишак с бармицей. Особого внимания заслуживают тщательно прорисованные детали конской збруи. В левой руке Долгорукого – круглый щит, на котором гравировка древнего геральдического знака Москвы – Георгия Победоносца.
По мотивам рельефа известного памятника древнерусского зодчества – Георгиевского собора в городе Юрьев-Польский, постамент князя украшен орнаментальной резьбой.