12-го мая 2013-го года в Санкт-Петербурге был открыт памятник последнему русскому императору Николаю Второму и его супруге Александре Федоровне. Установили памятник во дворе храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, а само открытие было приурочено к 400-летию Дома Романовых, 145-летию с рождения Николая Второго и 95-летию екатеринбугского злодеяния.
Инициатором установки памятника стал тогдашний настоятель храма Воскресения Христова архимандрит Сергий (Стуров). Непосредственными авторами скульптуры являются архитектор Вячеслав Борисович Бухаев, известный своим мемориалом памяти жертв политических репрессий и скульптор Михаил Владимирович Переяславец, который ранее уже изготовил ряд известных российских памятников, в том числе иркутский памятник Пушкину и московский памятник подвигу десантников времен Второй Чеченской войны. Изготовлен памятник был исключительно на пожертвования и без финансовой помощи государства.
Памятник Николаю Второму и Александре Федоровне представляет из себя бронзовую композицию в натуральную величину. По замыслу авторов скульптуры памятник отображает момент бракосочетания Николая Второго и великой княжны Александры Феодоровны, поэтому он носит не только памятный смысл в отношении самих страстотерпцев, но и является своеобразным памятником христианской семье.
Фигура государя изображена в гусарском мундире, чуть впереди между Николаем и Александрой на небольшом пьедестале расположены царская корона, держава и скипетр — символы власти монарха. Памятник расположен на постаменте, в который вмонтирована мозаичная икона царственных страстотерпцев — царской четы, Цесаревича Алексея, Великих Княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.
Выбор места расположения памятника не случаен, храм Воскресения Христова был построены в 1904-1908-х годах стараниями Всероссийского Александро-Невского общества трезвости по проекту академика Германа Гримма и Густава фон Голи. Освящен 27 декабря 1908 при пении народного хора митрополитом Антонием (Вадковским). Тайными жертвователями на строительство храма были Николай и Александра.
Не смотря на вполне убедительные доводы причин появления памятника, петербургский комитет по градостроительству и архитектуре признал монумент уродливым и подлежащим сносу на основании того, что тот поставлен во дворе храма без согласования с ними, то есть с архитектурными властями и якобы наносит вред культурно-историческому облику Северной столицы.
Любопытно, что мастерство автора памятника (скульптора Переяславца) никогда не вызывало вопросы не только у жителей России, но и у немцев, которые с удовольствием поставили у себя памятник Екатерине Второй, сделанный скульптором для немецкого города Цербест. К счастью, реальных механизмов для приведения этого откровенно преступного и дурацкого решения у комитета нет, в результате все нападки были проигнорированы.