Конный памятник Николаю I установлен в центре Исаакиевской площади Санкт-Петербурга, раскинувшейся рядом с Исаакиевским собором, симметрично Сенатской. Его огромный пьедестал впечатляет размерами и монументальностью, а статуя – легкостью и грациозностью. Это последняя крупная работа архитектора Огюста Монферрана, построившего Исаакиевский собор и Александровскую колонну на Дворцовой площади. А сама фигура – произведение не менее известного Клодта, автора коней на Аничковом мосту.
Творение двух гениев
Воздвигнутый после смерти императора памятник открылся 25 июня (7 июля) 1859 года, в правление Александра II, через год после завершения грандиозной стройки Исаакия.
Любопытно! Лошадь крупом повернута к выходящему на площадь Мариинскому дворцу – свадебному подарку дочери Николая I Марии. По слухам, она отказалась жить во дворце, потому что батюшка стоял к нему задом.
Про Клодта, изваявшего из бронзы 16-метровую конную статую императора, говорили, что он «делает лошадей лучше, чем сами жеребцы». Коня скульптор лепил с любимого царского жеребца Амалатбека, на котором император не раз принимал парады. Статую императора весом более 20 тонн удалось отлить только со второго раза – при первой отливке раскаленный металл прорвал форму, как в случае с Медным всадником.
Пьедестал по проекту Монферрана сделан из ценных минералов: кварцита, мрамора и гранита. Расположенные на нем женские фигуры, символы «Силы», «Мудрости», «Правосудия» и «Веры», имеют лица жены императора Александры Федоровны и их дочерей. А четыре барельефа восхваляют деяния царя: подавление восстания декабристов, усмирение холерного бунта, строительство железной дороги и составление свода законов.
Если мысленно убрать Исаакий, Николай окажется прямо за Медным всадником, памятником Петру Первому на Сенатской площади. Создается иллюзия, что он пытается его догнать. Это недалеко от истины – Николай восхищался великим предком и действительно старался на него походить. Но идеал оказался недостижимым, на что намекали его подданные едкими эпиграммами: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает». Как вариант: «Коля Петю догоняет, да Исакий мешает!» Городская легенда гласит, что деревянную табличку с надписью «Не догонишь!» обнаружили на ноге коня уже на следующий день после открытия памятника.
«Жандарм» и патриот
Николая I не любили многие, так как это была личность противоречивая и неоднозначная… Каких только эпитетов он не удостоился: «царь-деспот», «душитель свободы», «жандарм Европы», «рыцарь самодержавия», «прапорщик». За приверженность к муштре и телесным наказаниям он получил от народа прозвище Палкин. Возможно, поэтому бронзовая фигура царя многим кажется тщеславной и самодовольной.
Однако надо отдать должное этой исторической личности: Николай I любил Россию не меньше, чем его более либерально настроенный брат Александр I. Только в своем понимании. Достижения у него тоже были.
Любителя строевой подготовки и парадов, Николая I (он изображен на памятнике в парадном гвардейском мундире) обвиняли в том, что во время Крымской войны Россия оказалась в одиночестве против всей Европы. Сами боевые действия показали, что русская армия плохо оснащена, а офицерам не хватает реальных военных знаний. Однако под его руководством так укрепили форты Кронштадта, что направлявшаяся к Санкт-Петербургу англо-французская эскадра даже не решилась на его штурм.
Он преодолел сопротивление в ближайшем окружении необходимости проведения железных дорог в Империи. При нем самая длинная в Европе на тот момент железная дорога соединила две столицы. Причем именно по его настоянию железнодорожную колею в России сделали больше европейской, что создавало трудности будущим завоевателям.
При нем было создано Третье отделение во главе с шефом жандармов Бенкендорфом, олицетворением реакции, и система цензуры, доходившая до абсурда. Но царь сам читал произведения Пушкина и запрещал не часто. За 30 лет своего правления, кроме декабристов, он никого не казнил. Тираны, появившиеся в российской истории следующего века, превзошли его по всем показателям.
Враг любых преобразований, он не отменил крепостничество, но положение крепостных крестьян при нем немного улучшилось, появилась система народного образования.
Он прославился непреклонной борьбой с коррупцией среди чиновников. Не осознавая, что одному человеку, даже наделенному абсолютной властью, не под силу справиться с раздутым бюрократическим аппаратом, он с горькой иронией отмечал, в России не воруют только он и наследник престола Александр.
Царь даже поучаствовал в формировании гармоничного архитектурного облика столицы – по его указу высота зданий не должна была превышать ширину улицы, на которой оно стояло.
Солдафон и притеснитель свобод, оказался фигурой в некотором смысле трагической. Узнав об очередном крупном поражении в Крымской войне, он в тонком мундире в лютый мороз, не оправившись после болезни, вышел принимать военный парад, и вскоре умер от воспаления легких. Пошли слухи о самоубийстве.
Наверное, он все-таки заслужил памятник на Исаакиевской площади. Хотя монумент ценен прежде всего своими выдающимися архитектурными достоинствами. И как великолепный памятник эпохе.
Уникальное инженерное решение
Памятник представляет собой совершенную инженерную конструкцию: огромная фигура стоит всего на двух точках опоры – задних ногах скакуна. Считалось, что других таких монументов в Санкт-Петербурге нет. Однако он обнаружился неподалеку – выяснилось, что Медный всадник на Сенатской фактически опирается тоже на две точки, а змея лишь уменьшает его парусность.
Предполагали, что в центр тяжести лошади насыпаны металлические шарики, которые и удерживают ее в нужном положении, однако во время реставрации их не нашли. Памятник держат металлические прутья весом 60 пудов, идущие от копыт лошади до основания пьедестала.
Любопытно! Эскиз памятника с техническими деталями в 2009 году выставили на аукцион Кристи за 100 тыс. фунтов стерлингов.
Монумент несколько раз находился на гране сноса – после Февральской революции 1917 года Николая предлагалось заменить на казненных им декабристов, а в 1930-е – на какого-нибудь революционного вождя (Буденного, например – чем не вариант?). Спасло памятник то, что его признали верхом инженерной мысли.
В 1992 году воссоздали демонтированную при советской власти историческую ограду памятника, одну из самых красивых в городе. Однако скульптура к концу прошлого века окончательно позеленела и начала постепенно разрушаться. Сейчас бронзовый Николай вновь открыт для всеобщего обозрения после первой большой реставрации: памятник почистили от коррозии, заделали огромные щели в постаменте, отполировали заново каррарский мрамор, восстановили утраченные элементы. Перед этим он три года стоял в лесах.