Воронцов (современники отмечали значительное портретное сходство) изображён в мантии с фельдмаршалским жезлом в руке. Лицо обращено к центральной улице города — Дерибасовской.
На трех сторонах пьедестала — барельефы.
«Крайон 1814». Напоминает о событиях войны во Франции (перед отречением Наполеона), когда Воронцов во главе русской армии сдерживает натиск неприятеля.
«Варна 1828». Момент сдачи врагами крепостных ключей от Варны во время русско-турецкой войны. М.С.Воронцов в центре.
Барельеф, напоминающий, что при Воронцове стремительно развивалось сельское хозяйство и торговля.
На четвертой стороне была надпись: «Светлейшему князю Михаилу Семеновичу Воронцову благодарные соотечественники. 1863 г.».
После разрушения собора (сейчас он восстановлен) в 1936 году надпись сбили и заменили пушкинской эпиграммой:
«Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец».
(Воронцов добился высылки поэта из Одессы)
Сегодня прежняя надпись «от благодарных соотечественников» вернулась на своё место.
М.С.Воронцов высоко оценивал значение Новороссийского края для России., всячески способствовал его развитию.
Он стремился сделать Одессу не только крупным торговым, но и культурным центром. При Воронцове была создана «визитная карточка Одессы» — ансамбль Приморского бульвара