28 августа 1898 года на территории Московского Кремля, у Тайницкого сада, был торжественно открыт грандиозный памятник-мемориал императору Александру II. Создавали памятник скульптор Александр Опекушин, художник Павел Жуковский, архитектор Николай Султанов.
Газета «Московские ведомости» писала вскоре после открытия монумента: «Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него всё те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса».
Впрочем, многим москвичам этот монумент погибшему российскому императору не пришелся по душе. Так, Владимир Гиляровский разразился по случаю вот такой язвительной эпиграммой:
Восьмое чудо на земле
У нас явилося в Кремле:
Царь-колокол, царь-пушка
И рядом — «царь-избушка».
Император на постаменте был помещен в так называемые сени – высоченный терем, увенчанный шатром и двуглавым орлом. Сзади была обустроена галерея с колоннами и еще двумя шатровыми теремками по краям. Подобная архитектура в то время активно использовалась при сооружении увеселительных заведений. В результате в народе сложился стишок:
Бездарного строителя
Безумный выбран план:
Царя-Освободителя
Упрятать в кегельбан!
Доживший до 1923 года скульптор Александр Опекушин писал на закате жизни: «Я пережил гнет трех царей: Александра II, Александра III и Николая II, все они мучили меня своими «милостями»; два последних превратили меня из художника в ремесленника. Они насильно заставляли меня лепить царские памятники. Давали за них большие деньги, но что деньги?.. Я не чувствовал свободы в своем творчестве. Они мучили меня своими визитами и стесняли всевозможными нелепыми указаниями».
Статуя из тёмной бронзы изображала Александра II в рост, в генеральском мундире, в порфире, со скипетром. На прямоугольном постаменте была надпись «Императору Александру II любовию народа».
В 1918 году уже не «любовию», а ненавистью монумент был снесен. Коренной москвич Николай Окунев писал об этом в дневнике: «Видел в кинематографе картину «Снятие памятника Александру Второму». Тяжелое зрелище! Как будто режут на части живого человека и говорят: «Смотри вот, как это делается, и учись». Недостает еще демонстрировать на экране расстрелы. Надо отметить, что эта картина из серии снимков правительственного культурно-просветительного учреждения».
#МосковскиеЗаписки