#памятники
Паоло Трубецкой. Памятник императору Александру III. 1909 год.
У творения Трубецкого есть своя магия, этот памятник будто живёт, излучает, как Медный всадник, энергию, обладает, как некогда сам император, некой притягательной силой. С. Ю. Витте вспоминал, что более всего на затею Трубецкого негодовал брат покойного царя и дядя правящего, великий князь Владимир Александрович, который был готов лечь костьми и не допустить установки этой, как он считал, «карикатуры» на покойного брата. Но затем он, как пишет Витте, «ещё несколько раз приезжал осматривать памятник и при последнем осмотре сказал, что в нём что-то есть такое, которое заставляет его (великого князя – Е. А.) примириться с этим памятником». Открытие монумента 23 мая 1909 года отличалось особой торжественностью: молебен, парад, венки, толпы любопытствующего народа, фотографирование на память. В толпе не было только создателя шедевра: ему, бывшему тогда за границей, случайно или умышленно, приглашение прислали с опозданием. Впрочем, подобным же образом задолго до Трубецкого поступили и с Фальконе. Так что скульптору пришлось фотографироваться на фоне монумента в одиночестве.
Судьба памятника оказалась печальной (к счастью не трагической). После революции постамент «украсили» глумливыми виршами Демьяна Бедного:
ПУГАЛО
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
В разгар страшных сталинских репрессий ночью 15 октября 1937 года был репрессирован и памятник Трубецкого. Он был снят с пьедестала и перевезен в Михайловский сад, где лежал на боку до смерти Сталина в 1953 году. Затем его переместили во внутренний дворик Русского музея, и многие годы можно было видеть, как коренные ленинградцы, осторожно (пока не заметил музейный смотритель) отводя оконную занавеску в одном из залов музея, показывали своим детям сиротливо стоящего в углу медного исполина. При очередном повороте истории, в 1991 году, Александр оказался возле Мраморного дворца. Будем ждать, когда памятник вернётся на Знаменскую площадь.
Евгений Анисимов. «Письмо турецкому султану. Образы России глазами историка.». «Арка», Санкт-Петербург. 2013 год.