Цветной бульвар. Памятник Достоевскому, работы Сергея Дмитриевича Меркурова. Моделью для статуи был Александр Вертинский. «Отличный был натурщик, — вспоминал впоследствии Меркуров. — Усвоил мой замысел, принял правильную позу. А как держал свои изумительные пластичные руки!.. » Да, руки те же самые, что на афишах с грустным клоуном Пьеро, ролью которого Вертинский и прославился.
До революции фигура пребывала в мастерской Меркурова. Лишь в сентябре 1918 года помощник наркома государственных имуществ республики Н. Виноградов осмотрел Достоевского и решил, что его «вполне можно было бы использовать как памятник». А в ноябре того же года, в годовщину революции, его торжественно открыли на Цветном бульваре, вместе с другой меркуровской работой — «Мысль» (ее воплощением служил лысый мужчина, и вправду о чем-то весьма живописно задумавшийся).
Памятники поразили москвичей. Более-менее общее мнение выразил поэт Иван Приблудный: «Глубже и ниже, к подъему крутому, где отдается с букетом в руке Трубная площадь бульвару Цветному, где Достоевский застыл в столбняке.»
Когда в 1936 году по Цветному бульвару прокладывали трамвайные рельсы, оба памятника не передвинули в сторону (хотя могли), а вообще удалили с этого места. «Мысль» отправилась в почетную ссылку на Новодевичье кладбище, украсить могилу Сергея Дмитриевича. А Достоевского сразу же перенесли во двор туберкулезной лечебницы, в котором родился писатель. Его отец был там доктором. И поставили прямо на землю. Лишь спустя двадцать лет установили на пьедестал. Так и стоит он по адресу ул. Достоевского, 2 .