Братья Айвазовские.
Известность в мире братьев Айвазовских несопоставима, но оба они ценны для национальной культуры: Габриел Айвазовский (1812-1880) — педагог, историк, переводчик, церковный деятель; Ованес (Иван) Айвазовский (1817-1900) — художник, классик армянского и русского искусства.
Братья Айвазовские родились в Феодосии (она же древняя Кафа), городе с богатой армянской историей начиная с XIII века. История эта пережила взлеты и падения, но, несмотря на превратности судьбы, Феодосия веками была одним из важных центров армян Крыма. Не случайно, что именно в Феодосии осел выходец из Молдавии Геворк Айваз, в дальнейшем Константин Айвазовский. Несмотря на торговую деятельность, он тянулся к просвещению и искусствам, любил писать стихи и прозу на армянском языке, которые жена его проникновенно читала на семейных и общественных торжествах. Их сыновья, Габриел и Ованес, воспитывались согласно национальным патриархальным нормам — в любви и уважении к старшим и к окружающим. Семейные традиции сыграли огромную роль в становлении обоих братьев, которые всю жизнь принимали деятельное участие в общественной жизни и занимались благотворительностью. Вначале Габриел и Ованес учились в армянской приходской школе Феодосии. Потом их пути разошлись…
Для дальнейшего обучения Габриела в 1826 году отправили в лицей Мурат-Рафаелян на острове Св. Лазаря в Венеции. Через несколько лет он был пострижен в монахи и причислен к братству мхитаристов. Уже в возрасте 22 лет был возведен в сан священника и получил степень магистра богословия, стал одним из лучших преподавателей лицея. Он не имел себе равных в лингвистических и филологических познаниях, владел дюжиной европейских и восточных языков, что позволило ему переводить и издавать на армянском языке сочинения французских, итальянских и русских авторов. В 1836-1837 годы он написал и выпустил в Венеции ряд своих сочинений, среди которых большой словарь армянского языка в 2-х томах. Вскоре он составил историческое описание к «Истории Армении» на итальянском языке, издал «Историю Османской империи» в 2-х частях.
1843 год стал переломным в судьбе Габриела Айвазовского. В Венеции он основал одно из самых важных изданий армянской периодической печати — журнал «Базмавеп» и стал первым его редактором. В «Базмавепе» много места отводилось европейской культуре, истории и географии Армении. Журнал, выходивший пять лет, публиковал статьи по естественным наукам и механике, а также по биологии. Кроме того, часто обращался к социально-политическим проблемам Армении. Редактор все армянство рассматривал как единое целое и активно пропагандировал идею примирения между имущими и неимущими. Он просил соотечественников быть сдержанными и невосприимчивыми к экстремистским идеям и не следовать революционным лозунгам. В период революционного подъема в европейских странах Айвазовский призывает армян быть умеренными и не вмешиваться в чужие дела, что может вызвать негативную реакцию европейцев. Он пишет: «Мы, армяне, и дальше должны оставаться уважаемыми и любимыми в этих гостеприимных странах». С той же последовательностью он обосновывал идею, что не должно быть противоречий между религией и наукой, между новой техникой и моралью.
В 1848 году его перевели в Париж и назначили директором парижского лицея Мурадян. Он преподавал армянский язык и историю, писал педагогические труды и создавал новые учебники. Особо акцентировал значение образования и воспитания молодого поколения и нации в целом. Приводя пример европейских стран, он подчеркивал: «Образование больше просветляет мысли, воспитание же приводит в порядок людские сердца». Человек исключительного трудолюбия (эта черта была доминирующей у обоих братьев), Габриел Айвазовский в 1858 начал издавать в Париже журнал «Масяц агавни» на армянском и французском языках. Это было нелегким делом, с которым он блестяще справился — сказался опыт.
Журнал был полон научно-популярных бесед и статей историко-воспитательного характера. В литературном разделе печатались произведения армянских, европейских и русских авторов, часто переведенных Габриелом. На страницах парижского журнала нашли место и многочисленные статьи о европейской культуре и ее влиянии на армянскую культуру и искусство. Под влиянием идеи историков Гизо и Тьери появилась известная статья Г. Айвазовского, напечатанная в «Масяц агавни» под названием «Прогресс армянской нации». Анализируя прошлое и настоящее своего народа, он приходит к выводу, что только сплоченность нации и тяга к просвещению могут обеспечить его прогресс. Понятия революция, народовластие были чужды самому существу ученого и церковного деятеля. Он их отвергал на корню.
В 1856 году Габриел по настоянию младшего брата отказывается от католичества и возвращается в лоно Армянской Апостольской церкви. В том же году возвращается в Россию и устанавливает тесные связи с видными представителями армянской общественности Лазаревыми, Ст. Назаряном, другими. Католикос Нерсес Аштаракеци назначает Айвазовского главой Ново-Нахичеванской и Бессарабской епархий Армянской Апостольской церкви.
На этом этапе в жизни Габриела произошло такое важное событие, как возобновление «Масяц агавни» в Феодосии, издававшегося до 1865 года. Можно только сожалеть, что он перестал выходить из-за прекращения государственного субсидирования. Меценатов, увы, не нашлось.
Консервативные убеждения и церковный сан совершенно не мешали Габриелу Айвазовскому неутомимо изучать историю армян Крыма.
В 1858 году в Феодосии он основывает армянский варжаран и называет его по имени градоначальника Нахичевана-на-Дону Артемия Халибяна, известного общественного деятеля, благотворителя и попечителя училища. Неугомонный Габриел создает при училище типографию, и издательская деятельность, начатая еще в Европе, успешно продолжается. В основном здесь выпускались книги на армянском языке, в том числе самого Габриела, об истории Армении, России, оттоманского государства, а также учебники.
В 1866 году католикос Геворг IV в Св. Эчмиадзине рукоположил его в сан епископа, спустя несколько лет он был посвящен в архиепископы и назначен ректором Эчмиадзинской духовной академии.
В течение всей жизни Габриел Айвазовский был озабочен одной важнейшей проблемой — объединением и сплочением своего народа. В основе этого он видел прежде всего триединство языка, церкви и национальных обычаев. Он умер в 1880 году в Тифлисе. В некрологе известный российский деятель Г. Караулов писал: «…Он был бескорыстен, как все великие сердца, до святости.