Памятник выдающемуся Донскому атаману Матвею Ивановичу Платову, расположенный напротив Атаманского Дворца, является самым знаменитым монументом этому великому человеку. История этого памятника столь же трагическая, как история России, но обо всем по порядку.
Старейший памятник Матвею Ивановичу Платову был установлен к столетию со дня рождения атамана, 9 мая 1853 года, в городе Новочеркасск, во время правления Николая Первого. Памятник был возведён по проекту известного русского скульптора немецкого происхождения Петра Карловича Клодта и архитектора Иванова. Ему было отведено место в центре города, перед Атаманским дворцом в Атаманском сквере.
Для создания памятника Платову в Российской империи был объявлен сбор пожертвований. В создании памятника по проекту архитектора Иванова принимали участие известные скульпторы. Открытие памятника состоялось 9 мая 1853 года в Новочеркасске. Открытие сопровождалось по высочайше утвержденному церемониалу. В Вознесенском соборе города была совершена торжественная литургия, затем члены Войскового круга, казаки и гости Дона отправились к памятнику. При приближении процессии к Александровской площади был произведён артиллерийский салют в 101 залп в честь генеральских побед.
На Александровской площади площадь были вынесены войсковые регалии. Перед открытием памятника были произведены три выстрела из орудий, после чего памятник был объявлен открытым. На постаменте памятника возвышалась скульптура атамана во весь рост, в генеральском мундире. Поверх мундира накинута бурка. В левой руке Платов держит пернач, в правой руке — обнаженную саблю. На пьедестале памятника выгравирована надпись «Атаману графу Платову за военные подвиги с 1770 по 1816 годы. Признательные Донцы». Памятник окружала металлическая ограда с лабрисами на столбах. Ажурная металлическая ограду была изготовлена на только что открытых чугунолитейных мастерских Фаслера. За оградой были установлены боевые пушки времен походов и подвигов Матвея Ивановича Платова.
Это событие было настолько праздничным, что открытие посетил и запечатлел на своей картине известный шведский художник Карл Мезер, который был поражен красотой Новочеркасска и нового памятника.
Этот памятник простоял до окончательного прихода большевиков. Новая власть жестоко расправлялась не только с казачеством, которое было объявлено подлежащим уничтожению, но даже с памятью прошлых веков. Попал под советский каток и памятник Матвею Ивановичу Платову. В 1923 году его сняли с постамента и передали местному музею, где он пролежал в запасниках до 1933 года, после чего был переправлен. На месте скульптуры Платова был установлен памятник Ленину.
В 1988 году было получено разрешение на восстановлением памятника Платову, изображение которого сохранилось на многочисленных фотографиях, открытках и картинах. В результате московский скульптор Александр Тарасенко при помощи ростовского скульптора Скнарина воссоздал скульптуру атамана с максимальным приближением к оригиналу. .
В 1993 году произошло вторичное открытие памятника на том же самом месте, на том же самом пьедестале, но вид его, тем не менее, не является полностью аутентичным: вокруг него не хватает металлической ограды, не установлены по углам ограды пушки образца Отечественной войны 1812 года, не восстановлен в первоначальном виде фонтан в центре сквера.
Возвращение памятника 16 мая 1993 года стало крупным городским праздником возрождения Донского казачества, оно считалось хорошим знаком, тем более для казаков это время было временем надежд. Все с большой инициативой брали за работу возрождения казачества и не могли пройти мимо такого громкого события. Казаки отмечали, что памятник Ленину сгинул также, как и появился, будто и не было этих лет.
В наше время здание Атаманского Дворца передано под одноименный музей, таким образом облик вокруг памятника Платову постепенно приходит к первоначальному.