Каждое русское сердце начинает биться сильнее, видя частичку России в чужой стране. На перекрестке Yue Yang Lu и Fen Yang Lu в Шанхае (во Французском квартале) к сотой годовщине со дня кончины А. С. Пушкина в 1937 году по инициативе шанхайского сообщества русских был поставлен памятник русскому поэту — единственный в Шанхае памятник иноверцу.
У всякого примечательного места есть свое прошлое. Такое прошлое имеется и у этого молчаливого свидетеля нахождения русских в Шанхае в 30-е — 40-е гг. 20 столетия. В Китай после свершения Октябрьской революции из России потянулись тысячи белых эмигрантов, сумевших вдали от родины и невостребованными на чужбине сохранить свою индивидуальность, язык, русские обычаи и независимость.
В феврале 1937 г. шанхайское русское общество пожелало с размахом отметить столетие со дня смерти А. С. Пушкина и поставить памятник поэту в месте плотного проживания русских. Специально учрежденный Пушкинский комитет, проведя конкурс, выбрал шесть проектов пушкинского памятника. Органично соединив их удачные стороны, сотворением памятника бесплатно занялась группа русских архитекторов и художников во главе с М. Н. Павловским, воспроизведя всем такой с детства знакомый и родной образ. Памятник на выделенном управлением французской концессии участке земли замечательно вписался в городской пейзаж, впоследствии этот участок стал называться площадью Пушкина.
Юбилейные празднества в конце января 1937 г. начались концертом, торжественным молебном в Свято-Николаевском соборе, творческими вечерами и завершились церемонией открытия памятника Пушкину 11 февраля 1937 г.
Он представлял собой установленный на высокой стеле бюст Александра Сергеевича из бронзы, лицо его было обращено к России. На нескольких языках было высечено: «1837—1937, Пушкин — в сотую годовщину смерти». Этот самый романтичный и любимый уголок отдыха жителей Шанхая прозвали «уголком поэта». Сюда приходили семьями, встречались с друзьями, назначали свидания влюбленные.
Однако памятнику пришлось пережить японскую войну, но он уцелел от обстрелов и разгромов, став местом преклонения, символом независимости и неподчинения оккупантской власти. Люди каждый день несли сюда живые цветы. И вот однажды ночью 1944 г. недовольные подобным положением японские власти снесли памятник, а бюст отправили на переплавку.
После того как Шанхай избавился от японцев, возникла идея возрождения памятника, чему мешал послевоенный хаос. Комитет по его восстановлению под руководством И. М. Рогова собрал достаточно денег, пожертвованных шанхайскими русскими, китайской интеллигенцией и отделением ТАСС. А московские специалисты Государственной Третьяковской галереи, возглавляемые архитектором В. Н. Домогацким, по сохранившимся документам и эскизам отлили бюст А. С. Пушкина (уже из меди) и возродили памятник к жизни.
В октябре 1947 г. состоялось радостное событие — памятник занял в Шанхае свое законное место на радость всем живущим там.
Спустя несколько лет многие российские эмигранты начали возвращаться на родину, и русский Шанхай закончил свое существование. Культурная китайская революция 1966 г. подвергла разрушению все иностранные культурные ценности, и памятник русскому поэту во второй раз был уничтожен, уже до основания. По окончании этого страшного десятилетия сами шанхайцы уже обращаются с просьбой к правительству о реконструкции памятника.
Китайский скульпторГао Юн Лонг со своим творческим коллективом, не имея документов и фотографий двух предыдущих памятников, восстановили бюст в соответствии со своим восприятием Пушкина.
И летом 1987 г. памятник А. С. Пушкину был открыт еще раз. Но теперь поэт смотрит на юг, в соответствии с китайским обычаем усаживать уважаемых людей лицом к солнцу.
И сегодня уже невозможно представить себе Шанхай без этого замечательного памятника, радующего не только приезжающих сюда русских туристов.