Памяти святого Геннадия Новгородского

17 Декабря Православная Церковь совершает память святого Геннадия Новгородского, обличавшего жидовствующую ересь.

Именно архиепископ Геннадий Новгородский (1410-1505) первым выявил жидовствующую ересь и поднял вопрос о разоблачении и наказании священников и мирян, погрязших в этой ереси.

Многие сегодняшнии историки избегают темы жидовствующей ереси , хотя понятие «жидовствующая ересь» имеется во многих источниках : как в различных летописях, так и в Житиях Святых, а также в трудах дореволюционных историков Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова, С.М. Соловьёва, И.Е. Забелина, Е.Е. Голубинского, Д.И. Иловайского, А.Д. Нечволодова и многих других исторических исследователей.

Пристальное внимание уделял изучению жидовствующей ереси и наш современник митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн Снычев. Он в своей книге «Русская Симфония», разоблачает жидовствующую ересь уже с позиции сегодняшнего дня, подчеркивая, что жидовствующая ересь была серьёзной опасностью для Русского государства :
» ДЕЛО В ТОМ, ЧТО ЕРЕСЬ ЖИДОВСТВУЮЩИХ НЕ БЫЛА » ОБЫЧНОЙ ЕРЕСЬЮ . ОНА БОЛЬШЕ НАПОМИНАЛА ИДЕОЛОГИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗРУШЕНИЯ , заговора, имевшего целью изменить само мироощущение Русского народа и формы его общественного бытия…
Таким образом внешняя деятельность еретиков была направлена на внедрение в аппарат властей — светской и духовной, имея конечной целью контроль над их действиями и решающее влияние на них. ПРОЩЕ СКАЗАТЬ ЦЕЛЬЮ ЕРЕТИКОВ В ОБЛАСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЯВЛЯЛСЯ ЗАХВАТ ВЛАСТИ И ОНИ ЕДВА НЕ ПРЕУСПЕЛИ В ЭТОМ». ( Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн Снычев. Русская Симфония. — С.-Петербург,2001. — С. 122 — 123.)

Необходимо отметить, что все вышеуказанные историки в единстве мнений указывали, что жидовствующие были коварны и лукавы :
во-первых, под видом ложного благочестия проникали в доверие к высокопоставленным лицам, которые занимали высокое положение в государстве и в духовенстве ;
во-вторых, делать ложные клятвы было у них нормой;
в-третьих, кощунственно глумились над христианскими святынями.

Историк Карамзин в своём труде «История государства Российского», в шестом томе пишет, что архиепископ Геннадий Новгородский прислал царю Иоанну lll грамоту, в которой он перечислял священников, относящихся к жидовской ереси и указывал, что они вытворяли :
«Архиепископ Новгородский Геннадий доносил, что сии отступники злословят Христа и Богоматерь, плюют на кресты называют иконы болванами, грызут оные зубами, повергают в места нечистые, не верят ни Царству Небесному, ни Воскресению мертвых и безмолствуя при усердных христианах, дерзостно развращают слабых». ( Карамзин Н.М. История государства Российского.- Калуга, 1993, Т. 6. — С. 255.)

Естественно возникает вопрос :» А для чего же с такой злобой и остервенением жидовствующие глумились над святынями? «. Отвечая на этот вопрос, член Императорского Русского Военно-Исторического общества историк Нечволодов в третьем томе книги «Сказания о Русской земле» приводит мнение исследователя профессора Голубинского :
«Причины такого надругательства говорит известный учёный Е. Голубинский в своей » Истории Русской Церкви «, была не одна не только прямая и простая ненависть к христианству как к вере, но ещё тот языческий взгляд, существовавший у волхвов, и доселе остающийся у колдунов, что чем сильнее будут оскорбления христианской святыни, тем действеннее будут волхвования». (Нечволодов А. Д. . Сказания о Русской Земле. — С. — Петербург, 1913,Т.3.- С. 193.)

А вот как историк Александр Нечволодов описывает появление жидовствующей ереси в Новгороде :
«В 1470 году Новгородцы пригласили себе Литовского князя Михаила Олельковича. С ним вместе из Киева прибыл и ученый жид Схария, который был хорошо научен чародейству и чернокнижию, звездознанию и астрологии… Этот Схария и взялся за прочное насаждение жидовства в лоне нашей церкви. Первым его учеником был священник Дионисий, которого он привлёк к тайнам иудейского чернокнижия или каббалы, являющимися смесью Вавилонских и Египетских тайных учений, переделанных иудейскими учеными раввинами на свой лад…
Дионисий не замедлил совершенно поддаться опытному жиду- совратителю и привел к нему другого священника Алексея, тоже ставшего усердным учеником Схария, последний, видя успех своего растления Православных священников, выписал ещё двух жидов-учителей из Литвы : Шмойлу Скарявого и Моисея Хапуша»… (Нечволодов А.Д. Сказания о Русской земле. — С. — Петербург,1913, Т.3. — С.188-190.)

Два Православных собора целенаправленно обличали жидовствующую ересь и злодейства еретиков. Собор 1490 году осудил их и проклял. Исследователь Нечволодов пишет :
«Архиепископ Геннадий велел посадить осужденных на лошадей лицом к хвосту в выворочном платье и в берестовых остроконечных шлемах с надписью :» Все есть сатанино воинство». В таком виде их провезли по всему Новгороду, выставляя на позор народонаселения, и в заключении сожгли на их головах шлемы. Однако, собор 1490 года нисколько не обезсилил ереси в Москве, где главные жидовствующие в том числе митрополит остались не открытыми». ( Нечволодов А.Д. Сказания о Русской земле. — С.- Петербург, 1913, Т. 3. — С. 195.)

Историк Нечволодов также отмечает : «Архиепископ Геннадий продолжал, насколько мог, свою борьбу с жидовством, сознавая при этом, что с ним надо бороться не только наказанием, но и убежденим, и что для этого нужны просвещенные священники, он первый начал говорить о необходимости училищ…
Усердно заботясь о просвещения священников в борьбе с ересью, — Геннадий, вместе с тем, успешно руководил огромным трудом, который довел до конца. Это был полный перевод Старого Завета на Церковно- Славянский язык».

Историки подчёркивают, что неразоблаченные жидовствующие оклеветали архиепископа Геннадия и он, сложив свой сан, удалился в Чудов монастырь. Выясняется, что даже митрополит Московский Зосима впал в жидовствующую ересь и которого обличал уже кроме Геннадия Новгородской, и другой Святой земли Русской — Иосиф Волоцкий. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн Снычев отмечает:
«Стараниями двух святых подвижников Геннадия Новгородского и Иосифа Волоцкого Зосима был лишён кафедры за ересь жидовства, разврат, пьянство и кощунство, но до искоренение самой ереси было ещё далеко. К её покровителям прибавилась княгиня Елена, невестка Иоанна lll, мать наследника престола малолетнего Царевича Димитрия…
Однако чаша весов стала постепенно склоняются в пользу ревнителей благочестия. В 1500 году опала постигла жидовствующего Федора Курицына. В 1502 году Иоанн положил опалу и на княжну Елену с Дмитрием, посадив их под стражу. Наконец, в 1504 году состоялся собор на котором ересь была разгромлена, а главные еретики осуждены на казнь». (Митрополит С. -Петербургский и Ладожский Иоанн Снычев. Русская Симфония. — С. -Петербург, 2001. — С. 121- 122.)

О принятых мерах пишет историк Нечволодов : «… Менее виновных отправили в заточение в тюрьмы, а ещё менее виновных в монастыри. Иосиф Волоцкий не одобрял отправления еретиков в монастыри и говорил Иоанну lll :» Этим ты, государь, творишь мирянам пользу, а инокам погибель» — и требовал более суровых наказаний.
Удар, нанесенный ереси собором 1504 года был очень силен, но однако не окончательно искренил её…».( Нечволодов А.Д. Сказания о Русской земле. -С. -Петербург, 1913, Т.3. — С. 200.)

В связи с вышеизложенным обращает на себя внимание труд историка И.П. Хрущова, изданный в 1868 году. Он в своей книге «Исследование о сочинениях Иосифа Санина Преподобного Игумена Волоцкого» приводит послание Иосифа Волоцкого государю Василию (сыну Иоанна lll) о лукавстве жидовствующих и их ложных клятвах : «А которые, государь, почали каятися, а отец твой , государь, их покаянию поверил и дал им ослабу, и те много неизреченна зла сотвориша и многих православных христиан в жидовство отведоша » (Хрущов И.П. Исследования о сочинениях Иосифа Санина Преподобного Игумена Волоцкого. -С. -Петербург, 1868.- С. 243- 244.)

Историк Сергей Нечаев.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?