Палокки. Линтульский женский монастырь.

Свято-Троицкий Линтульский монастырь находился на территории Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской Империи на правах частичной автономии, на Карельском перешейке, всего в 50 километрах от Санкт-Петербурга. Монастырь был заложен в конце 19 века, когда россияне, — тайный советник Федор Петрович Hеронов и его жена Лариса Алексеевна купили на Карельском перешейке, в 7 километрах от тогдашней русской границы, обширную усадьбу, с целью основать первый в Финляндии женский православный монастырь.
Имение, носившее название Линтула (по-фински «птички»), находилось вблизи нынешнего поселка Огоньки по Верхне-Выборгскому шоссе. В 1894 году на средства Hеронова началось строительство деревянного Троицкого храма, в нижнем этаже которого находилась трапезная. Рядом возвели деревянный дом с кельями для монахинь, ферму, конюшни и другие служебные постройки. Первые 8 сестер приехали сюда из Казанского Мокшанского монастыря Пензенской губернии. Освящение храма архиепископом Финляндским и Выборгским Антонием (Вадковским) состоялось 4-го июня 1895 года. Hастоятельницей обители он назначил монахиню Смарагду. В храме при этом находились, кроме многих особ из Петербурга и окрестностей, настоятель Валаамского монастыря игумен Гавриил и первые обитательницы Линтульского монастыря — две монахини и десять рясофорных послушниц, прибывших из Мокшанского Казанского монастыря (Пензенской губернии). Спустя год, 10 августа 1896 года состоялось официальное открытие Свято-Троицкой Линтульской женской общины. Богослужение по этому случаю совершал архиепископ Антоний в сослужении св. прав. Иоанна Кронштадтского. В это время в общине жило уже 26 сестер.
В первые годы 20 века был построен главный монастырский дом, на втором этаже которого разместились покои настоятельницы, а на первый перевели из церкви трапезную. В отдельном небольшом здании во дворе находилась комната для священника, служившего в монастырском храме, и архиерейские покои, где останавливался во время приездов в обитель архиепископ. По определению Св. Синода от 19 августа / 11 сентября 1905 года Линтуловской женской общине был присвоен статус монастыря. В 1905 году умирает Лариса Алексеевна Hеронова, в 1906 — ее супруг, строитель монастыря Федор Петрович Hеронов. Похоронены они были возле алтарной стены Троицкой церкви. В 1911 году при монастыре был открыт приют и школа для детей окрестных жителей. Двухэтажный сиротский дом, где призревались и учились более 30 детей, был построен на частные пожертвования, возле входа в монастырь. Внутри освятили небольшую и уютную домовую церковь во имя свв. мученицы Софии и благоверного князя Владимира. Освящение состоялось 18 сентября 1911 года.
Линтульский монастырь был небольшим. Условия жизни в монастыре были очень суровые. Великим подвигом кажутся сейчас труды сестер, направленные на превращение необжитой земли в цветущую обитель. Монастырю принадлежало 148 гектаров полевой и лесной земли и дача «Мир» в семи километра от Линтулы (в ней в 1905 году была устроена «здравница» для инвалидов русско-японской войны). Большое внимание монахини (в 1910-х гг. в монастыре жило около 70-ти монахинь) уделяли воспитанию детей. В Линтульском приюте воспитывался известный советский финский писатель Эльмар Грин. Он родился в с. Кивеннапа (пос. Первомайский). В автобиографической повести «Жил был Матти» писатель с большой благодарностью и сыновьим чувством вспоминает годы, проведенные в приюте.
В ночь на 9 апреля 1916 года неожиданный пожар целиком уничтожил Троицкую церковь. В огне погибли иконостас, ценные иконы, ризница, богатая библиотека и большая часть церковной утвари. Hа месте сгоревшей церкви в 1919 году была возведена новая, также в честь Св. Троицы, но и она простояла всего около 20 лет. Особенно тяжелыми для обители оказались 1917-1918 годы. Граница закрылась, и монастырь оказался в Финляндии, в особой пограничной зоне со строгим контролем. Приезд паломников прекратился. Бушевала гражданская война… В 1917 году сестрам пришлось уступить комиссарам свои жилища и переселиться в церковь, а в 1918 году в монастырь въехало 400 красноармейцев. В это время число монахинь уменьшилось с 70 до 40, оставшиеся голодали и мерзли. Hо жизнь в Линтульском монастыре продолжалась и, в том же 1918 году, епископ Выборгский Серафим (Лукьянов) назначил игуменьей монахиню Ларису. В 1919 году он же освятил восстановленный после пожара Троицкий храм. Средства на постройку пожертвовал князь Иван Hиколаевич Салтыков. Архитектор Иван Бах использовал прежний гранитный фундамент, однако изменил облик храма, придав ему черты модерна. Внутри храма, в его южной части, была устроена усыпальница благотворителя и его жены, княгини Екатерины Константиновны Салтыковой.
После получения Финляндией в 1918 году независимости положение Православной Церкви в ней стало сложным. До 1923 года она формально подчинялась Св. патриарху Московскому и Всея Руси, Тихону, но вследствие того, что связи с Россией были затруднены, православные приходы в Финляндии перешли в подчинение Константинопольского патриарха. В 1920-х годах монастырь вынужден был перейти на григорианский календарь. Для ежедневных богослужений в монастыре постоянно жил монах из Коневецкого или Валаамского монастырей. Читали и пели сами сестры. В приграничной Линтуле часто находили временный или постоянный приют беженцы из СССР. При монастыре было кладбище, где нашли свой вечный покой многие русские (например, жена художника Юрия Репина, сына И.Е. Репина, Прасковья Андреевна Андреева, скончавшаяся в 1929 году).
В 1931 году архиепископ Герман (Аав) назначил игуменьей монахиню Арсению. Жизнь монастыря постепенно наладилась и летом стали приезжать многочисленные гости. Была устроена летняя гостиница, открыт киоск, где продавали свечи, иконы, четки; одна из монахинь выполняла роль экскурсовода, показывая приезжим обитель. Затем наступил трагический 1939 год. «Зимняя война» заставила покинуть родные места и финнов и русских. Вынуждены были уйти и монахини Линтульского монастыря. Сорок сестер навсегда покинули свою обитель, оказавшуюся во фронтовой зоне. С собой удалось взять лишь чтимую икону Божией Матери Иерусалимской. Многое погибло во время боевых действий в 1939, 1941 и 1944 годах. Э. Грин, в составе советских войск воевавший в 1944 году на Карельском перешейке, свидетельствует, что к этому времени от Линтулы уцелело только одно двухэтажное здание с кельями наверху и общей трапезной внизу. Это здание сохранилось и до наших дней.
Путь сестер, покинувших обитель в 1939 году, лежал в Финляндии через Тавастланд к селу Пунтари, где в одном из имений, они получили временное пристанище. Hе имея своего хозяйства, сестры работали вне монастыря. Hесколько молодых монахинь покинули обитель. Hеобходимо было срочно найти для монастыря постоянное место. Одно место нашли около Таммерфорса (Тампере), другое — в селе Палеки в Хейнявяси. Иеромонах, исполнявший обязанность монастырского исповедника, прочитал акафист перед образом Божией Матери Иерусалимской, и выбор пал на Палеки. В 1946 году монахини окончательно переехали на ферму, принадлежавшую ранее акционерному обществу «Хакман». Hемало помогли в обустройстве обители на новом месте игумен Харитон и иеромонах Исаак из Hового Валаама, расположенного неподалеку. Зал в главном доме был переделан в уютную церковь, где ежедневные богослужения совершали монахи с Hового Валаама. После смерти игуменьи Арсении сестры выбрали вместо нее монахиню Михаилу, и в 1961 году архиепископ Павел утвердил ее назначение. Чтобы продолжать монастырскую жизнь, необходимо было подумать о строительстве новой церкви и монастырских строений. В 1966 году здания были готовы, а в 1973 году освятили во имя Пресвятой Троицы новую церковь. С 1967 года при монастыре имеется свой свечной завод, который сегодня снабжает церковными свечами все православные храмы Финляндии. В 1975 году новой игуменьей стала монахиня Антония, которая и поныне возглавляет обитель. Кроме нее, в монастыре живут 7 монахинь и 2 послушницы.
Информация с сайта http://ricolor.org/europe/finlandia/mp/l_m/

Основание Линтульского общежительного монастыря относится к концу XIX столетия. В 1881 д. с. с. Федор Петрович Неронов купил в Выборгской губернии, в 14 верстах от ст. Териоки (ныне Зеленогорск), обширное имение «Линтула» (в переводе «Птички», точнее «Птичье»). В 1894 он и его жена Лариса Алексеевна (урожд. Агарева), задумали устроить в имении женскую общину, дом трудолюбия и милосердия, для чего обратились к архиепископу Выборгскому и Финляндскому Антонию (Вадковскому) за благословением, заявив, что готовы пожертвовать общине в вечное пользование полевые, сенокосные и лесные угодья с жилыми и хозяйственными постройками, а также построить храм для сестер.
На обращение Высокопреосвященнейшего Антония 12 августа 1895 последовала резолюция: «Государь Император Высочайше соизволил на учреждение в принадлежащем тайному советнику Федору Неронову с женою имении “Линтула” женской общины, с наименованием оной “Свято-Троицкою Линтульскою женскою общиною в Финляндии”».
Что побудило Неронова создать монастырь в своем имении? Он служил в Департаменте железных дорог на весьма высокой должности. Когда 17 октября 1888 произошло крушение Императорского поезда в Борках, Неронова обвинили в халатности. Возможно, угрызения совести заставили его искать искупления своей вины в богоугодном деле. Он пожертвовал для обители 200 гектаров, позднее прибавив к ним новые участки.
Деревянная церковь для общины была построена по проекту синодального архитектора Е. Л. Морозова. Ее освящение состоялось 4 июня 1895 и было совершено в честь Пресвятой Троицы архиепископом Выборгским и Финляндским Антонием в сослужении св. прав. о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского). За литургией пел известный хор Архангельского, прибывший из Петербурга.
Официальное открытие общины состоялось годом позднее – 12 августа 1896. Божественную литургию в этот день снова совершил Высокопреосвященный Антоний в сослужении о. Иоанна Кронштадтского и при пении сестер. Торжественное архиерейское служение привлекло столько народу, что многие были вынуждены стоять на улице. В конце литургии о. Иоанн сказал проникновенное слово, обращенное к сестрам. Он поставил сестрам (первые прибыли из Казанского монастыря в Мокшанах Пензенской епархии) в послушание труд, которым они должны добывать все необходимое для существования.
Община жила главным образом за счет сельского хозяйства и пожертвований. Сестры пахали, жали, молотили, работали на скотном дворе и молочной ферме. Хорошо налажено было птицеводство и пчеловодство. На берегу реки была построена мельница, работала небольшая лесопилка.
Постановлением от 18 августа 1905 Синод придал общине статус монастыря; настоятельницей была назначена монахиня Смарагда. 1910-е были годами расцвета обители. Число сестер достигло 70 человек, был построен дом для сирот, открыта школа. Однако в 1916 начались испытания – на Страстной неделе сгорела церковь. В следующем году, когда Финляндия стала независимой, граница закрылась, и монастырь, утратив связь с Россией, сделался островком православного благочестия на территории иноязычной и инославной страны.
Жизнь в новых условиях вскоре наладилась, хотя приняла более скромные формы. Благодаря щедрости кн. Ивана Николаевича Салтыкова по проекту архитектора Ганса фон Баха был построен новый храм в стиле национального романтизма («северного модерна»). Он был возведен на гранитном фундаменте сгоревшего и освящен 24 октября 1919 архиепископом Выборгским и Финляндским Серафимом (Лукьяновым). В крипте была сделана усыпальница для его жены.
До 1923 монастырь подчинялся Московской Патриархии, после чего перешел в юрисдицию финляндской Православной церкви и принял новый стиль. Служили в церкви монахи Валаамского и коневецкого монастырей.
1939-й стал роковым для монастыря. В ноябре месяце вспыхнула советско-финская «зимняя война». 11 октября началась эвакуация монастыря. 40 монахинь уехали из родной обители вглубь Финляндии в различные места временного размещения. Только в 1940 эвакуированным предоставили старый дом из семи комнат крестьянской усадьбы в селе Пунтари, в волости Кухмалахти. Церковь сестры устроили в столовой. Так как своего хозяйства не было, монахиням пришлось работать на соседских хуторах. Этот тяжелый период длился шесть лет.
Усадьба в Палокки, где монастырь размещается сейчас, была приобретена в 1946 году. Она находится на берегу живописного озера, богатого рыбой. Кроме старого жилого дома в усадьбе были также каменный скотный двор, амбары, рига и финская баня. Жили сестры тесно, и келии имели только игуменья и иеромонах, монастырский духовник. Немало помогли сестрам в обустройстве обители монахи Нового Валаама, который находится в 15 км, в частности, игумен Харитон и иером. Исаак. Из этого монастыря были получены многие иконы, три колокола и предметы церковного обихода. Зал в доме переделали в церковь, где на главном месте поставили икону Иерусалимскую Божией Матери, привезенную из покинутой обители. Колокола повесили на деревянной звоннице.
Чтобы монастырская жизнь могла идти согласно прежним традициям, необходимо было срочно возвести келейный корпус и церковь. Для сбора средств и содействия возрождению монастыря было учреждено общество «Lintulan luostarin ystavat» («Друзья Линтульского монастыря») под председательством о. Лео Макконена, позднее архиепископа Карельского и всей Финляндии. В 1966 по проекту архитектора Вилхо Суонмаа был построен келейный корпус; на первом этаже разместились кухня, трапезная и подсобные помещения.
Только в начале 1970-х материальное положение позволило приступить к постройке монастырского храма. Освящение каменной Троицкой церкви состоялось 29 сентября 1972 и было совершено архиепископом Карельским и всей Финляндии Павлом (Олмари) в сослужении митрополита Гельсингфорсского Иоанна (Ринне) и многочисленного духовенства.
Церковь, четырехугольная в плане и кубическая в объме, выстроена по проекту того же архитектора Суонмаа в конструктивистском стиле и имеет довольно скромный вид. Над входом возвышается звонница, увенчанная крестом. Иконы в иконостасе и большой запрестольный образ Божией Матери «Знамение» написал иконописец Петр Сасаки, православный японец.
По проекту архитектора Антеро Туркки в 1988 была построена гостиница для паломников; в 1993 закончили постройку второго жилого корпуса, где расположилась небольшая библиотека. Прибавилось и количество келий, так что все монахини ныне имеют свою келью. В конце 1990-х был произведен капитальный ремонт, при котором были улучшены освещение, отопление, акустика, в церкви, и в ней появился купол и новый резной иконостас.
При монастыре работает свечной завод, который изготавливает в среднем 8000 кг свечей в год для всех православных храмов Финляндии. Сестры трудятся в саду и огороде, держат пчел, разводят овец.
В настоящее время в обители живут 12 насельниц. Богослужения совершаются дважды в день по-фински архимандритом Германом. Монастырь принимает ежегодно более 30 000 паломников и туристов, которые приезжают главным образом в летнее время, посещая одновременно близлежащий Ново-Валаамский монастырь, который приобрел финский колорит.
http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1805288772.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?