Ильинская церковь в селе Палищи Гусь-Хрустального района Владимирской области одно из наиболее ярких сооружений в стиле классицизма в церковной архитектуре. Здесь и обширная ротонда, и классические портики и колонны. Апсида выполнена в виде аскетичного полукружия. Трапезная объемна, строга и функциональна. Завершает классическую компоновку приходского храма в стиле классицизма высокая четырёхъярусная колокольня без какой либо патриархальной главы-луковицы но с аккуратным шпилем. Колокольни пышного торжественного типа во множестве возводились в Российских городах и уездах на волне патриотического подъема после разгрома Наполеона в Россией в войне 1812 года. Ансамбль Ильинской церкви, включающий в себя так же ограду с воротами и наугольными башенками, хорошо сохранился. В наши дни ограда расширена (восстановлена) с западной стороны. Сама церковь требует планового ремонта, так как из-за протечек кровель колонны и портики оказались наиболее уязвимыми, подверженными разрушению звеньями архитектурных конструкций. Храм действующий. Точные исследования по датировке его строительства в госорганах охраны памятников не отмечены, в выпущенном Каталоге дата указана приблизительно.
По архивным данным Рязанской епархии каменная церковь в селе Палищи была заложена на деньги прихода в 1818 г. Строительство его с приделами и колокольней продолжалось до 1853г. На первом ярусе колокольни располагался колокол в 825 пудов. На втором ярусе колокольни располагался колокол «Пурговой» — 365 пудов. Храм действовал всегда. Были безуспешные попытки разграбления храма в 1935 г. Колокола сброшены в 1937 г.
Первое упоминание о деревянном храме Ильи Пророка в селе Палищи в списке с писцовых книг боярина Кропоткина датировано 1637 г. Если посмотреть на карту Гусь-Хрустального района, то можно заметить, что автодорога Владимир-Рязань и Казанская железная дорога делят его на четыре части, крестообразно пересекаясь в районе станции Нечаевской. Самая маленькая, нижняя левая его часть представляет собой юго – восточную окраину Владимирской мещеры, называемой географами Приозерной. Это край лесов, озер, маленьких речушек, затерянных сред болот, песчаных холмов, насыпанных уходящим ледником. Отсюда с устья реки Бужи, начинаются знаменитые Клепиковские озера, переходящие в реку Пра. На одних песчаных холмах здесь издревле жили люди под защитой непроходимых лесов и болот. На других – устраивали захоронения или погосты. Христианство пришло сюда спустя четыре столетия после крещения Руси… Монахи – миссионеры рубили вековой лес и ставили храмы в местах захоронений язычников. Вокруг храмов возникли мещерские села – погосты, в том числе и знаменитый погост Палищи… Первое достоверное упоминание о нем можно найти, по данным уроженца села, краеведа Головина А.В., в списке с писцовых книг В. Кропоткина, датированных 1637–1648 годами. В то время погост Палищи представлял собой песчаный холм среди вековой дубравы на краю древней озерной чаши, превратившейся к тому времени в обширнейшую труднопроходимую систему болот и лесов, тянувшуюся на десятки километров вдоль левого берега рек Бужа и Поль и называвшуюся, согласно писцовым книгам – Суловской краминой (Крамина – край — Словарь Даля). Посреди холма возвышалась старая деревянная церковь Ильи Пророка. Большую часть холма занимало кладбище, а северная его часть постепенно застраивалась избами. Сначала здесь жили священник, дьяк и просвирница. Благодаря писцовым книгам сохранились их имена: поп – Дмитрий Семенов, дьячок – Ерошка Иванов, просвирница – Анница. Весенние разливы превращали всю эту местность в сплошную череду озер, соединенных протоками, и единственным средством передвижения были лодки – долбленки, на которых ездили в церковь, в гости, возили сено и дрова. Погост располагался на старом рязанском торговом тракте, поэтому хоронили здесь не только местных крестьян, но и людей, умерших в дороге от невзгод, лишений и болезней… Особенно кладбище разрослось во времена царствования Петра 1, когда по тракту гнали народ с южных губерний на строительство Санкт – Петербурга и позже, в 19 веке, когда строилась Казанская железная дорога… В том, что Палищи действительно древний могильник, я удостоверился, рассматривая свежую пашню под картофель и огородные грядки местных жителей: вот осколок неолитического скребка, вот кусок древней керамики с текстильным орнаментом, вот осколки костей человека с коричневым, «вековым» (как говорят археологи) загаром – фаланги пальцев, фрагменты ребер, позвонков.
Даже такое нудное занятие как прополка превратились для меня в Палищах, в некоторое подобие археологических исследований. Именно благодаря прополке у меня в коллекции появилась каменная бусинка женщины племени мещеры, маленькая курительная трубка из обожженной глины с мелким ямочно-гребенчатым орнаментом, характерным для неолитической керамики (?!)… Зная мою увлеченность стариной, местные взрослые жители, а также мои ученики, иногда приносили мне «диковинные вещицы»: кремневые неолитические ножи, которыми можно до сих пор чинить карандаши, черепки сосудов самых разнообразных эпох. Но однажды, при рытье котлована под очередной дачный коттедж, строители наткнулись на лежащие в песке, на глубине 2,5 метров человеческие скелеты. Меня поздно позвали, когда кости уже вытащили. Тщательно обследовав дно котлована, а так же вынутый песок, я не обнаружил никаких предметов погребенных вместе с телами. Кости были светло-коричневого цвета, это свидетельствовало о возрасте захоронения в несколько столетий. Черепа из погребения принадлежали двум мужчинам, одной женщине, а также ребенку! Черепа без видимых повреждений, с прекрасными зубами, что свидетельствовало о молодом возрасте умерших. Хозяйка коттеджа перезахоронила костные остатки на местном кладбище, заказала молебен в храме… На меня этот случай произвел очень сильное впечатление. Действительно, как мало мы знаем о своей истории! Полностью утеряна память поколений, особенно в сельской местности. Кто был здесь похоронен, какова причина их смерти? На этот вопрос уже не ответит никто… Единственное, что мне удалось установить: на месте построенного коттеджа когда-то в старину было кладбище, звавшееся Петровским, но после того как погост превратился в село, кладбище было перенесено за пределы села. Происходило это повсеместно в семидесятых годах ХVΙΙΙ столетия, по указу Екатерины Второй, запретившей делать захоронения при храмах, стоящих в населенных пунктах. В эти же годы, вместо обветшавшей церкви, был поставлен новый деревянный храм Ильи Пророка, без печного отопления, для пользования в теплое время года. Зимой же службы шли в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, построенной в 1773 году. К этому времени Палищи из унылого сельского погоста превратились в бойкое торговое село. Здесь появились купеческие дома, амбары, лавки, трактиры, постоялые дворы.
В 1818 году в Палищах на деньги купцов и сельской общины было начато строительство каменного храма. Строительство его с приделами и колокольней продолжалось до 1853 года. Звон колокольни Ильинского храма разносился по всей округе и был слышан во всех деревнях. Колокола располагались на трех ярусах. Самый тяжелый колокол первого яруса весил 825 пудов. Его бархатный голос звучал по святым праздникам: и в ярко звездную Рождественскую ночь, и в ночь Пасхи, напоенную ароматом весны… Тревожный набатный колокол врывался в спокойную, размеренную жизнь Палищ во время несчастий и невзгод, не раз посещавших эту местность. Он висел на втором этаже звонницы вместе с пурговым колоколом. О «пурговом» стоит сказать особо. Во второй половине Х1Х века старо рязанский торговый тракт постепенно утратил свое значение в связи с быстрым развитием железнодорожного транспорта. Казанская железная дорога прошла в пяти километрах к северу от села. От ближайшей станции к Палищам нужно было пробираться по Орловскому болоту. Летом для этих целей служила гать, вымощенная дубовыми плашками, связанными между собой жгутами из лозы. Зимой, в пургу тропу часто заметало, и можно было легко сбиться с пути, особенно в сумерки. И счастьем для выбившегося из сил, отчаявшегося путника было услышать «зов» пургового колокола Палищ. Не одну душу выручил он от неминуемой гибели. Был он вторым по величине среди колоколов звонницы и весил 365 пудов… Годовой торговый оборот села, после середины Х1Х века достиг срока шести тысяч рублей. Здесь размещались гостиница для лиц духовного звания, два постоялых двора, пекарня, кузница, паровая мельница, пять хлебных амбаров, 14 лавок… Исторически сложилось так, что в селе жили люди образованные: священники, учителя, врачи, купцы известных фамилий: Хитровы, Пономаревы. Многие из них знали толк в искусстве, хоровом пении, играли на музыкальных инструментах. Так, постепенно, сложился самодеятельный музыкальный театр: ставили оперы, музыкальные комедии…
Прошли годы. Бурный двадцатый век не переставал удивлять переменами. Отгремели годы революционных преобразований, гражданской войны, репрессий, коллективизации. В этой гигантской дробилке выжили немногие, да и само село, словно дерево с обрезанными корнями, слабело, с каждым годом теряя свой былой блеск. «… Умереть Палищам не позволил Храм. Надо отдать должное местному приходу – служба в храме не останавливалась ни на год… Современные Палищи – уютный дачный уголок. Коренных жителей осталось мало — не более шести человек. Но Ильинский храм продолжает жить, оглашая окрестности своим колокольным звоном. Ему вторят журавли на болотах, юркие ласточки и стрижи, стаями вьющиеся в небе вокруг колокольни. Храм стоит лучшим, о каком только можно мечтать, памятником минувшим поколениям русских людей, привыкших украшать свою землю, а не разрушать ее.. «…Давно это было, еще до Батыева нашествия. Послал Великий князь Всеволод своего меченошу Кузьму Ратшича с малой дружиной на реку Пру за данью. Плыли они на княжеских стругах. И воевал Кузьма Ратшич Пру и взял большую дань. А когда возвращался — настигла его буря великая посреди озера у устья Бужи. Чудом спаслись воины от неминуемой гибели в небольшом мелководном заливе, где ветер был потише… Переночевал княжеский меченоша со своими воинами на небольшом пологом холме недалеко от берега, а когда проснулся, то за свое чудесное спасение решил поставить на этом месте часовню, посвященную Пророку Божью Илье – повелителю грома и молнии, вод небесных и вод земных… И было это в лето 1210 года… ».
После того как мимо Палищ был проложен торговый тракт Владимир – Рязань, погост постепенно стал разрастаться и превратился в большое село. В селе уже были купеческие дома, амбары, лавки, трактиры, постоялые дворы. После исчезновения Касимовского царства в конце 17 века, Палищи стали относится к стану Муромского сельца Владимирской епархии. Вместо обветшавшей и упоминаемой в 17 столетии Ильинской церкви в 1773 году была построена новая деревянная церковь того же храмонаименования. Кроме того, для зимнего времени была построена другая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которая в начале 19 века была разобрана и продана в село Казанское (Шеино). В 1779 году погост Палищи был отчислен от Владимирской к Рязанской Епархии. В начале 19 века на деньги прихода была заложена каменная Ильинская церковь с зимними отапливаемыми Богоявленским и Покровским приделами построенными в 1818 году. Главный же Ильинский придел, который не отапливался и на зиму закрывался, был построен в 1841 году. Трехъярусная колокольня была построена в 1853 году. В 1879 – 83 г. была произведена накладка стен и потолок в приделах Богоявленском и Покровском был поднят на 2 аршина (1,4 м 22 см) Стены были отштукатурены и украшены живописью, устроены новые иконостасы, освященные 24 ноября 1884 года. Были сложены духовые печи и весь храм стал теплым. Колокола располагались на трех ярусах колокольни. Самый большой колокол первого яруса весил 825 пудов. На втором ярусе были набатный и пурговой колокола, пурговой использовался во время пурги, чтобы путники на торговом тракте не сбились с пути. Весил он 365 пудов.
Более подробно можно узнать в книге Скулова Н. «Заповедными тропами Мещеры» / изд-во ООО НПО «Маштекс»-Владимир, 2004 г.
Колокольня Ильинского храма была построена в 1852 году. Однако, в 1944 году, в июле месяце, в колокольню ударила молния, перекрытия загорелись, шпиль вместе с крестом упал и пробил потолок. Через три месяца колокольня была восстановлена, но в измененном виде, шпиль стал ниже на 6 м и меньше диаметр и выпуклость купола. Как выглядели перекрытия колокольни и шпиль, можно увидеть на старых дореволюционных фото и в уменьшенном масштабе на угловых башенках церковной ограды.
В Рязанском областном архиве нам удалось найти иллюстрированный альбом с изображением храмов Рязанской епархии, в котором наряду с другими была и фотография Ильинского храма сделанная в 1913 г. При сравнении старой фотографии с фото 1972 г/ хорошо заметна разница в облике шпиля колокольни храма. Уроженец села Палищи Процеров Н.Е. рассказал нам, что в 1944 г. в шпиль колокольни ударила молния. Шпиль загорелся и упал, повредив крышу и потолок храма. Шпиль был вскоре отремонтирован, но его облик был изменен. Несмотря на репрессии 30-х годов XX столетия, храм не был закрыт и подвергнут разграблению.
18 августа 1936 г. Палищенский сельсовет запрещает в селе колокольный звон. В начале 1936 г. церковный совет с. Палищи Курловского района направил жалобу во ВЦИК о том, что сельсовет изъял у церкви часовню и сторожку, состоящую из 3 комнат и занимаемую монашкой и священниками Вл.И. Веселкиным и П.И. Сергиевским и под овощехранилище. 26 апреля 1936 г. ВЦИК направил в райисполком указание: «Сторожка как неотъемлемая принадлежность церкви должна быть возвращена религиозному обществу». Но местная власть отнюдь не собиралась спешить с выполнением распоряжения свыше. 7 июля того же года на заседании Курловского РИКа постановили, что, т.к. сторожка (10 х 26 аршин), находится в 200 м от церкви на земельном массиве колхоза им. 16 Партсъезда и т.к. в ограде церкви есть другая сторожка, то означенная сторожка предназначается под «общее житие» учащихся Палищенской неполной средней школы; часовня находится от церкви в 225 м, пришла в негодность, растаскивается, по инвентарной описи не значится, поэтому как бесхозная изъята и переоборудована под ларек сельпо.
ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 697. Л. 190-197) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. — Владимир: Калейдоскоп, 2011.
На Мезиновских торфоразработках безбожники однажды (в конце 20-х гг.) устроили антирелигиозную демонстрацию. Священник В.Г. Процеров, увидев это, заявил прихожанам: «Коли это еще продолжаться будет, уйду я от вас, не стану служить». Этого было достаточно, чтобы верующие набросились на демонстрантов: старушки срывали плакаты, рвали знамена, а сам священник якобы командовал: «С нами Бог! Да чего вы, собственно, смотрите? Гоните всех безбожников отсюда в шею!» Можно предположить, что «это» и дальше продолжалось, а «уйти» и «не служить» ему помогли соответствующие органы — в 1929 г. он был приговорен к 2 годам тюрьмы.
«Советская власть обирает — не ходите в колхоз. Колхозы — это крестьянская гибель. Соввласть не может наладить хозяйство. Колхозы — это голодный паек, гибель», — агитировали «кулаки» М.К. Соколов и Ф.В. Коротков во главе со священником В.И. Веселкиным, обходя дома крестьян с молебнами, в селе Палищи Гусевского района; также священник В.И. Веселкин во время налетов на КВЖД не исключал возможность скорой смены власти при помощи Англии. 18 февраля 1930 г. все трое были арестованы и приговорены к 3 годам высылки.
13 февраля 1933 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК велит Гусевскому райисполкому переисчислить неправильно исчисленный сельсоветом культсбор в сумме 1040 рублей с Н.В. Суворова (д. Спудни), руководствуясь постановлением ЦИК и СНК СССР от 29/1.-33 г., как с плательщика 6 или 7 категории, т.к. он служителем культа не является, а хозяйство не кулацкое и облагалось сельхозналогом в 1932 г. в сумме 55 рублей. Руководствуясь тем же постановлением следовало переисчислить налогообложение служителей культа с. Палищи Процерова В.Г., Постникова Н.А. и Кореннова И., которым начислили по 1470 рублей первым двум и 300 рублей последнему. В 1933 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК приказывает Ивановскому облисполкому урегулировать по закону факты ограничения религиозных церемоний местными органами в с. Палищи Гусевского района. В августе 1935 г. верующие с. Палищи Курловского района жалуются во ВЦИК, что сельсовет и райисполком запрещают хождения священнику по домам, а облисполком жалобы игнорирует. 7 января 1937 г. — снова жалоба на сельсовет, райисполком и облисполком; просят разрешить хождения и запретить РИКу в дальнейшем чинить препятствия. Пишут, что священнику не разрешают домашние обходы в Рождество, Пасху, Крещение, Ильин день и Покров из-за эпидемических заболеваний кори, скарлатины и коклюша, хотя это обычные детские заболевания и из-за единичных случаев которых даже занятия в школе не прекращаются, что эпидемии не могут быть секретом, т.е. их просто нет/
ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 20. Л. 3, 4; Д. 692. Л. 257; Д. 697. Л. 166, 198, 188) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. — Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 28, 31-33, 88, 89.
Палищи в качестве погоста упоминаются в списке с писцовых Владимирских книг Вас. Крапоткина 1637-48 гг., где указан «в Суловской кромине погост, а на погосте церковь Илии пророка, древяна, в церкви образа, книги, ризы, на колокольнице колокола, клепало – все церковное строение мирское, приходных людей…». В 1779 г. погост Палищи отчислен был от Владимирской к Рязанской епархии.
Вместо обветшавшей и упоминаемой в XVII ст. Ильинской церкви, в 1773 построена была новая деревянная, в то же храмонаименование, кроме того, для зимнего времени находилась другая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, проданная в село Казанское, Шеино тож.
Вместо означенных двух деревянных церквей, построена была ныне существующая каменная Ильинская церковь, в которой приделы Богоявленский и Покровский окончены постройкою в 1818 г., а настоящая в честь пророка Божия Илии – в 1841 г., находящаяся при ней колокольня сооружена в 1853 г. В 1879 – 83 гг. в приделах потолок, вследствие накладки стен, был приподнят более чем на 2 аршина, при этом стены были оштукатурены и украшены живописью, устроены новые иконостасы, освященные 24 ноября 1884 г., и весь храм, вследствие устройства духовых печей, сделан теплым.
В числе зданий, принадлежащих церкви, числятся: дом, устроенный купцом Павлом Зайцевым для церковно-приходской школы, стоимостью в 2000 руб., дом, сдаваемый под гостиницу, и ренсковый погреб, два дома, занятые постоялыми дворами, пекарня, кузница, пять хлебных амбаров, 14 лавок – все означенные здания устроены в 1879-83 гг. Цифра получаемых доходов и назначение их – неизвестны.
Земли во владении причта состоит: усадебной около 8 дес., пахотной и луговой 144 дес., под лесом около 7 дес. и под болотами 882 дес., на каковую землю имеется план и межевая книга.
В состав прихода входят село и 18 деревень, в коих числится муж. пола 4025 душ, жен. пола 4253 души. В причте по штату 1885 г. положены: 3 священника, диакон и 3 псаломщика.
Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г.