Палеостровский Рождественский Богородицкий монастырь, заштатный, в 140 верстах от города Петрозаводска, в 40 верстах от города Повенца, на острове Палье Онежского озера. Основан в XV веке пр. Корнилием (см. 19 мая) и учеником его Авраамием. Главная святыня монастыря — мощи пр. Корнилия, покоящиеся под спудом в соборном храме Рождества Богоматери. Ежегодно 19 мая и 8 сентября совершаются крестные ходы к месту подвигов пр. Корнилия — в скалистую пещеру, которая находится в 300 саженях от монастыря на берегу озера.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Этого края близко коснулись события церковного раскола XVII века — одной из самых трагических страниц русской истории. Напомним, что реформа патриарха Никона затрагивала на первый взгляд лишь внешние, обрядовые стороны культа. Однако никоновские преобразования всколыхнули Русь, раскололи ее на сторонников и противников новшества. Среди северных крестьян протест против реформы нашел особенно сильный отклик. Привычные к устойчивым, патриархальным, внешне неизменным, вековым жизненным и религиозным нормам, они видели в разрушении «древлего благочестия», в изменении церковных обрядов причины своих несчастий, обострявшейся нищеты, и тысячами примыкали к расколу. Случилось так, что огромный Соловецкий монастырь в 1666 году полностью перешел на сторону раскола. Туда, к Белому морю, потянулись сторонники старых обрядов со всей Руси. То в одиночку, то группами шли они через Заонежские погосты. Когда же в 1676 году монастырь был разгромлен, то успевшие спастись от казни искали приюта в дремучих северных лесах. Особенно много крестьян перешло на сторону раскола в Шунгском, Толвуйском и Чёлмужском погостах. Оплотом же старообрядцев стал в 80-х годах XVII века Палеостровский монастырь. Он расположен на острове Палье, в Повенецкой губе Онежского озера, около Толвуя и Шуньги.
Предание рассказывает, будто он основан еще в XII веке иноком Корнилием, уроженцем Пскова. Эту легенду не подтверждают сохранившиеся документы, но монастырь действительно был одним из древнейших в крае. Он безусловно существовал уже в начале XV века. Одно время там жил инок Зосима, происходивший из местных толвуйских крестьян и ставший потом одним из основателей Соловецкого монастыря. К XVII веку монастырь разросся, приобрел немалые земельные владения. Облик его, судя по тогдашним описаниям, был для тех мест весьма внушительным. Три церкви и множество других построек, жилых и хозяйственных, были обнесены прочной оградой. Именно здесь, в старинном деревянном монастырьке и суждено было произойти событиям, ставшим по драматичности своей как бы кульминацией, высшим выражением движения раскола. Речь идет о знаменитых палеостровских самосожжениях.
Зимой 1687 года, преследуемые отрядами хорошо вооруженных царских солдат, сюда, в Палеостровский монастырь, стекались сотни старообрядцев. Они шли из окрестных береговых погостов, по озерному льду, на лыжах. Монастырь был окружен стрельцами. Началась осада. Опасаясь вооруженного отпора, солдаты выставили вперед для защиты от пуль возы с сеном. Раскольники неделю сидели в монастыре без воды и пищи. Наконец, войска приступили к штурму. Им быстро удалось ворваться в монастырь, перекинув лестницы через сравнительно невысокую ограду. Осажденные засели в своем последнем оплоте — в церкви. Чтобы никто не мог попасть туда, они сломали ступени высокого церковного крыльца, а переносные лестницы, по которым сами вошли, подняли с собой. Солдаты, расставив пушки на монастырской стене, начали почти в упор стрелять по бревенчатому срубу церкви. Потом бросились на штурм, секли деревянные стены топорами. Поражение раскольников стало неминуемым. Именно в этот момент церковь загорелась: по старообрядческим легендам, якобы от сотрясения упали свечи, возжженные перед иконами. Но, скорее всего, здание сознательно подожгли учителя и наставники раскольников. Огонь почти мгновенно охватил церковь, пылающие бревна рухнули и погребли под собою всех осажденных.
Еще одна «гарь», при очень похожих обстоятельствах, произошла в том же монастыре через полтора года, 23 ноября 1688 года. По всему Северу пылали в ту пору страшные костры, но ни один из них не может сравниться с самосожжениями в Палеостровском монастыре.
В пожарах погибли все древние монастырские здания. В конце XVIII — начале XIX века обитель была отстроена заново. В 1795 году возвели маленькую деревянную церковь Ефрема Сирина, а в 20-х годах XIX века — каменный собор Рождества Богородицы. Возникли деревянные и каменные кельи. Однако попытка возрождения не удалась. Монастырь захирел и никогда уже не обрел былого значения. Сейчас его здания полуразрушены. На острове тихо, пустынно. Но когда вспомнишь о минувшем, жутко становится ступать по этой земле.
Источник: http://refdb.ru/look/1863011-p5.html