Крестовоздвиженская церковь построена в 1774 году в традициях древнерусской архитектуры XVII века. Она состоит из четырех приделов: главный — под пятиглавием (Крестовоздвиженский); к нему пристроено два боковых (Казанский и Никольский); четвертый — верхний (Михаила Архангела). Колокольня соединяется с храмом папертью. В основании колокольни — четверик, на нем удлиненный восьмерик, который завершается шатром. На наружной восточной стене храма композиция «Воздвижение креста», выполненная братьями Салапиными в середине XIX века. На западной стене выложена кирпичом надпись с именем строителя — Егор Дубов. Убранство храма, находящиеся там произведения древнерусской живописи, создали ему славу музея еще в начале 20-го столетия. А настенные росписи в храме профессор искусствоведения А.В. Бакушинский назвал «последней великой стенописью, завершающей цикл развития древнерусской религиозной живописной традиции». Крестовоздвиженский храм был расписан в 1807 году палехскими иконописцами. Руководили росписью московские художники братья Сапожниковы. В росписи живописно-картинная манера сочетается с иконописной. В 1992 году Крестовоздвиженский храм был передан Ивановской епархии и стал частью Николо-Шартомского мужского монастыря.
По материалам http://tourizm.ivanovo.ru
ПАЛЕХ. ЦЕРКОВЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ, 2-я пол. 18 в. ул. Ленина. Расположена на гребне пологого спуска к реке, в центре торговой площади: определяет панораму поселка с реки и господствует в окружающем пейзаже. Построена в 1762-74 гг. мастером Егором Дубовым. Вначале колокольня стояла отдельно, позднее ее соединили переходом-притвором с удлиненной к западу трапезной, которая из двустолпной стала четырехстолпной. Вероятно, тогда же над трапезной был сооружен третий придел. А по сторонам колокольни — палатки.
Территорию церкви окружает ограда с воротами, трехпролетными и однопролетными, и часовней. Здание кирпичное, побеленное по обмазке. Один из ярких памятников, воспроизводящих сравнительно редкий тип храмов нарышкинского барокко (с аттиковым ярусом), встречающихся в южных районах области. Основным элементом продольно-осевой симметричной композиции храма является высокий двусветный четверик с сильно уменьшенным в плане аттиковым ярусом, увенчанчанным пятью лучковыми главами над четырехскатной кровлей. К нему примыкает пониженный прямоугольный алтарь с трехлепестковым скруглением восточной стены и конусообразной кровлей и той же высоты трапезная с боковыми приделами, скругленные алтари которых охватывают западные углы храма. Над центральным нефом трапезной поднимается верхний придел; как и боковые, он имеет небольшую самостоятельную главку. Композицию завершает высокий восьмигранный столп колокольни, поставленный на два приземистых четверика и увенчанный граненым шатром с тремя рядами слухов. Высокий цоколь здания подчеркнут узким поясом поребрика. Широкий фриз с многорядной пилой завершает все основные объемы. Пучки из трех тонких колонок подчеркивают углы четверика и трапезной, а одиночные колонки акцентируют сочленения лепестков алтаря. Важный декоративный элемент фасадов — наличники крупных окон (прямоугольных и с лучковым верхом) четверика, алтаря и трапезной. Здесь они украшены трехлопастным очельем с килевидной средней частью, а их формы характерны для 17 в. В верхнем приделе трапезной окна меньшие по размеру, барочные, с ушками и фартуками. Выразителен пояс декоративных полукруглых кокошников аттикового яруса, опирающихся на ступенчатые консольки. Стройные барабаны глав декорированы тонкими колонками. На восточной стене храма, над алтарем, — большая живописная композиция «Воздвижение креста» (выполнена одновременно с внутренней росписью храма в нач. 19 в.); на западном фасаде верхнего придела кирпичной кладкой обозначено имя строителя храма. В убранстве колокольни использованы лопатки, огибающие углы восьмерика, и широкий пояс с выложенным в кирпиче ромбовидным узором под ярусом звона. Глубокие ниши-ширинки с изразцами, расположенные в три яруса на каждой грани столпа, разбивают гладь стены и подчеркивают высоту колокольни. Килевидные архивольты арок звона и фронтончики слухов обогащают пластику шатра.
В интерьере основное пространство перекрыто сомкнутым сводом, алтарная часть — коробовым, переходящим в конху. В трапезной система коробовых сводов с распалубками, причем над центральным нефом свод прорезан прямоугольным проемом в верхний придел (из трапезной туда ведет винтовая чугунная лестница). Все помещения на продольной оси, соединяющие храм с колокольней, а также ее нижний ярус, также имеют коробовые своды. Роспись церкви исполнена между 1807 и 1812 гг. в смешанной технике с применением графьи. Авторами ее, предположительно, были московские художники П. и М. Сапожниковы. Возможно, в работе принимали участие палехские мастера А.Беляев и С. Вечерин. Роспись неоднократно поновлялась и реставрировалась, в 1870-е гг. была сильно записана маслом, а композиции в нижнем ярусе боковых стен исполнены заново. При реставрации 1902-04 и 1906-07 гг. под руководством Н.М. Сафронова и И.М. Баканова очищена от загрязнений и масляной краски. Местами композиции были прописаны водяными красками. Во время последней реставрации в 1950-60-е гг. местными мастерами стенописи промыты и частично освобождены от поновлений. Значительный памятник палехской школы живописи, в стиле которого соединены приемы барокко и классицизма и в то же время сохранены традиции древнерусской иконописи. В красочной гамме доминируют сдержанные, несколько блеклые тона. С бледно-розовым фоном стен сочетаются коричнево-зеленые, глухие красно-коричневые, приглушенный синий и разбеленные охристые цвета композиций. Иконографическая программа росписи традиционна для живописи 17-18 вв. В своде на восточном лотке изображено «Отечество» в древнерусском изводе 16—17 вв., на других в медальонах помещены сцены сотворения мира и первых людей, этот цикл заканчивается в верхней части восточной стены двумя композициями «Грехопадение Адама и Евы».
Роспись на стенах состоит из большого числа квадратных и прямоугольных композиций, написанных вплотную друг к другу в самостоятельных обрамлениях. В верхнем ряду изображены апокалиптические сцены. Ниже следуют евангельские сюжеты, дополненные изображениями семи Вселенских соборов на западной стене. В алтаре, на стенах и своде помещены семь таинств и видения праведников. Источником иконографии почти всех композиций служила гравированная библия Кристофа Вайгеля, изданная в Аугсбурге в 1680 г. Переработка ее гравюр в иконописной манере придала росписям стилистическую двойственность. Пространственно-воздушное построение сцен, свойственное гравюрам, сменилось рельефным пластическим построением формы. Упрощены и плоскостно трактованы архитектурные и пейзажные фоны. Значительно сокращено количество фигур на заднем плане, что позволило увеличить масштаб изображений первого плана. Все это придало росписям больший лаконизм. Иконописные традиции нашли отражение в моделировке обратной и усиленно-сходящейся перспективы. Композиции, иконографически заимствованные из древнерусской живописи («Вселенские соборы», «Великая литургия»), отмечены подчеркнутой симметричностью и яркой декоративностью. Первоначальная роспись трапезной скрыта под масляной живописью 1904-07 гг. На сводах и столбах расположены большие, но разреженные сцены «Хвалим тебя, Господи», «О тебе радуется», «Похвала Богоматери», житийный цикл св. Николая.
Главный иконостас выполнен в 1907 г. в самарской мастерской братьев И.В. и В.В. Белоусовых. Это необычное произведение является блестящей стилизацией в духе барочных иконостасов 2-й пол. 18 в., что встречается достаточно редко в искусстве нач. 20 в. Иконостас обильно украшен умело выполненной резьбой, довольно точно имитирующей барочный декор. Иконы написаны в нач. 20 в. в характерной для Палеха манере, подражающей древнерусской живописи 17 столетия; в местном ряду есть несколько икон 18-19 вв.
Большое четырехъярусное сооружение имеет завороты на боковые стены. В более высоком нижнем ярусе расположены иконы местного чина с арочным завершением и небольшие праздничные иконы в виде квадрифолиев. Ярусы разделены крепованными антаблементами, иконы — массивными витыми колонками на постаментах. Венчает иконостас икона «Новозаветная Троица» и фланкирующие ее картуши. Крупные центральные иконы и узкие — по осям боковых врат — вносят определенный ритм в несколько жесткую и геометрически правильную композицию. Парадный облик сооружения создается благодаря богатой пластичной резьбе в духе барокко. Над заглубленными в арку царскими вратами расположен резной балдахин с ниспадающей драпировкой и кистями — распространенный элемент декора 2-й пол. 18 в. Крупные завитки и картуши, отличающиеся от барочной резьбы более плоскостной трактовкой, декорируют царские врата и обрамления икон. Резной орнамент в виде плетенки на филенках цокольной части, мелкие зубчики карнизов и разорванный фронтон в завершении носят совсем иной характер, им свойственны определенная сухость и дробность — типичные черты декора кон. 19-нач. 20 в. Фон и резьба позолочены. В алтаре расположен киот, выполненный в одно время с иконостасом, и престол кон. 19 в., декорированный золоченой чеканкой по металлу, с изображением сцен «Страстей». Здесь же находится деревянная раскрашенная скульптура Параскевы Пятницы (19 в.).
Двухъярусный иконостас южного придела трапезной нач. 20 в. характерен для русского стиля. В нижнем местном ярусе помещены четыре крупные иконы, в суженном верхнем — три иконы «Деисуса», написанные в это же время в духе древнерусской живописи. Декорированные басмой царские врата с подковообразным навершием выполнены в 16 в. Это единственное в Ивановской обл. произведение древнерусского декоративно-прикладного искусства. Глухая геометрическая резьба в филенках и на колонках, а также трехлопастные килевидные обрамления отличаются эклектичной манерой. В верхнем приделе трапезной расположен одноярусный иконостас кон. 19— нач. 20 в., типичный для русского стиля. Восточная стена притвора оформлена в виде иконостаса, имитирующего классицистические памятники 1-й трети 19 в. В музейной экспозиции представлено большое число икон 16-18 вв., среди них «Никола с житием» 16 в., двусторонняя икона «Смоленская Богоматерь» и «Св. Николай» 16 в., «Деисус» кон. 17 в. Сохранились три деревянные скульптуры «Христос в темнице» (19 в.), а также Евангелие 18 в. с раскрашенными гравюрами В. Иконникова.
Ограда состоит из круглых столбиков на высоком кирпичном оштукатуренном цоколе, прясла которого украшены крупными лежачими филенками. Столбики завершены шарами на квадратных плитах. Между ними — звенья ажурной металлической решетки с центрическим узором в середине. Маленькая часовня в юго-восточном углу ограды — квадратное в плане сооружение со щипцовым покрытием. Углы отмечены массивными лопатками, над дверным проемом — полуциркульная ниша. У южного придела расположены трехпролетные ворота. Спаренные дорические колонны с широким антаблементом, примыкающие к устоям, фланкируют арки проходов. Сооружение завершается ступенчатым аттиком и барочной фигурной кровлей с небольшим шпилем над каждым проемом. Западные ворота однопролетные. Широкая арка прохода опирается на мощные пилоны с простыми капителями и завершается фигурным аттиком с крестом.
Филимонов, 1863, № 34—35; Березин, Добронравов, 1898, с. 401; Ушаков, 1908, № 40-41, с. 697-703. Отд. оттиск, Владимир, 1908; Бакушинский, 1934, с. 55-84, 247-253; Некрасова, с. 70-72, прим. 17; Зиновьев, 1975, с. 58-64; Шлычков, 1983, с. 138-140. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 682-688
До ХVII века, когда Палех впервые был «задокументирован», ничего достоверного о нём не известно. Предполагается, что до 1580 года он существовал как удел князей Палецких. Затем этот род пресёкся. Наступило Смутное время, а после, в 1620-е годы, царь Михаил Фёдорович пожаловал село Ивану Матвеевичу Бутурлину с сыновьями «за осадное сидение королевичево». Согласно справочнику «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», издававшемуся в 1890-е годы, «в селе тогда была церковь во имя св. пророка Илии древяна да два места церковных, что были церкви Воздвижения Креста Господня и св. пророка Илии; при церкви два священника, дьячок и просвирница». Очевидно, Крестовоздвиженский храм запустел в Смутное время, а потом долго не мог быть восстановлен по недостатку средств (хотя к середине ХVII столетия Палех уже считался большим селом).
Первые сведения о новой Крестовоздвиженской церкви относится к концу ХVII века: в делах Патриаршего казённого приказа сохранились данные о её постройке в 1693 году. В 1696 году при ней освятили Казанский придел, а под 1712 годом говорится об освящении в Палехе церкви во имя Николая Чудотворца. По всей вероятности, речь здесь идёт всё-таки о приделе Крестовоздвиженского храма (во всяком случае, впоследствии два придела в трапезной были посвящены именно Казанской иконе Божией Матери и святителю Николаю), но утверждать это со всей определённостью, основываясь на скупых показаниях документов Патриаршего приказа, нет смысла. В 1719 году Крестовоздвиженский храм пострадал от воров, которые «с местных икон оклады ободрали и что было церковные сборные казны мирского подаяния и то все унесли». Как следует из челобитья причта, прихожане на то время «исхудали», а потому священник испрашивал позволения произвести сбор по окрестным сёлам и городам на украшение церкви. Наконец, в 1774 году на средства прихожан в Палехе отстроили каменный четырёхпридельный Крестовоздвиженский храм. Автограф на стене церкви сообщает, что построил её мастер Егор Дубов. Надпись крупная — видно, что зодчий ценил себя высоко. Кроме главного престола, освящённого в честь Воздвижения Креста Господня, здесь имелись, как отмечалось, Казанский и Никольский приделы, а во втором ярусе несколько позднее был устроен небольшой храм с посвящением престола Архистратигу Михаилу.
Архитектура Крестовоздвиженской церкви характерна для своей местности, где пересеклись владимиро-суздальские и ярославско-костромские строительные традиции. К тому времени Палех уже славился как центр иконописного ремесла, причём иконы здешние ценились за тонкое письмо, в отличие от холуйских «расхожих» образов, изготавливавшихся ежегодно едва ли не миллионными «тиражами» и распространявшихся посредством офеней по всей империи. Как бы ни было, средства на постройку нового каменного храма палешане изыскали если не с лёгкостью, то во всяком случае, без существенных затруднений. Храм получился просторный, с островерхой колокольней. За иконным и стенным письмом тоже далеко идти не требовалось — работали свои же мастера. Правда, росписи интерьеров затянулись надолго, окончившись только в 1800-е годы, — возможно, именно потому, что местные иконописцы были заняты сторонними заказами.
Опираясь на статистические данные, предоставляемые дореволюционными изданиями, можно сделать вывод, что жизнь Крестовоздвиженского прихода мало чем отличалась от жизни многих других сельских приходов. Число прихожан было обычно для такого рода храмов, составляя около трёх тысяч человек обоего пола. Кроме собственно палешан, к приходу относились также жители окрестных деревень, расположенных на удалении от одной до восьми вёрст. Причт храма составляли, по штату, два священника, диакон и псаломщик, что, в общем, тоже не является чем-то из ряда вон выходящим для больших сёл. Для семейств причта при храме выстроили вместительный каменный дом, ежегодный доход его приближался к трём тысячам рублей, из них большая часть поступала «от служб и требоправлений», а около двухсот рублей — проценты с причтового капитала. Земли было не так много, около двух десятин усадебной и тридцать — пахотной, а сенокосной не имелось вовсе, словом, не лучше и не хуже, чем везде. Ни вопиющей нищеты, ни вызывающей роскоши. В 1902 году палехские мастера — особенно из мастерской Н. М. Сафонова — занялись поновлением росписей, предпрнятое ещё в 1870-е годы. Прежнее поновление состояло лишь в записывании клеевой живописи маслом. Теперь мастера должны были избавиться от масляного слоя и загрязнений, покрывавших изначальные росписи. Кроме того, некоторые композиции пришлось прописывать водяными красками. Примерно в это же время, в 1907 году, в мастерской братьев И.В. и В.В. Белоусовых для Крестовоздвиженской церкви был создан новый иконостас — редкостно прекрасный для своего времени образец стилизации под ХVIII век. Иконы для него писались заново, но «в старой манере», а в местном ряду оставили несколько почитаемых образов ХVIII-ХIХ веков. В нач. ХХ века, село, жившее иконописью, осталось «не у дел». Упадок иконописного ремесла в Палехе начался ещё до революции, поскольку массовое производство иконы грозило оставить за бортом «прогресса» мастеров, писавших святые образа «по старине».
После 1917 года почти всем иконописцам (кроме тех немногих, кто серьёзно занимался реставраторской работой) пришлось осваивать новые «специальности». Крестовоздвиженский храм был конечно же закрыт. Но ему очень повезло — в нём разместили отдел древней живописи Государственного музея Палехского искусства, что позволило сохранить в неприкосновенности уникальные интерьеры. Большинство икон в Крестовоздвиженской церкви — местного, палехского письма. И храм являлся, таким образом, своеобразной «витриной» мастерства старинных иконописцев. Музейный статус позволил палехскому Крестовоздвиженскому храму пронести через ХХ век большинство своих икон и деревянную храмовую скульптуру. Здесь особенного внимания заслуживает деревянная скульптура, относящаяся к нередкому типу «Христос в темнице». Она выполнена в человеческий рост, Спаситель изображён здесь, как это обычно принято, сидящим. Заслуживает внимания мастерство скульптора: в его работе нет ничего наивного. Это не пермские изваяния, это работа уже «окультуренного» европейской школой мастера. Отчасти она даже напоминает известную картину И. Крамского «Христос в пустыне», хотя, конечно, в палехской скульптуре нет критическо-реалистической ноты и гуманистического пафоса, присущих полотну передвижника. Другой же достопримечательностью храма является образ Спасителя, составляющий контраст деревянной скульптуре. Это «Спас в силах» (ХVIII века). Обыкновенное место его — в деисусном ряду иконостаса. В Крестовоздвиженском же храме икона находится на одном из столпов в трапезной, что позволяет разглядеть её более подробно. Есть в этом храме и много почитаемых икон Божией Матери, а также других святынь. Иконостас, образа на столпах трапезной, росписи — всё это выглядит так же, как и сто лет назад.
Более полувека Крестовоздвиженский храм существовал как музей. Здание с его «художественным наполнением» вследствии этого не пострадало, но церковная жизнь была разрушена. Передали Церкви палехский храм в начале 1990-х годов, и начинал он возрождаться как подворье Николо-Шартомского монастыря, взявшего под свою опеку едва ли не большинство полуразрушенных храмов Шуйской округи. Сейчас Палех в церковно-административном отношении принадлежит к новосозданной Кинешемско-Палехской епархии. И Крестовоздвиженский храм Палеха — теперь не простой храм, а соборный.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №98, 2014 г.
Гордостью Палеха является Крестовоздвиженский храм, который сейчас стал подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря. По писцовым книгам Владимирского уезда 1628-1630 гг. Палех значился в вотчине за князем Иваном Бутурлиным и его детьми. Одна треть села была дана ему за «московское осадное сидение». По документам Патриаршего казенного приказа видно, что в Палехе в 1693 г. освящён новый деревянный храм Воздвижения Креста. В 1762-1774 гг. мастером Егором Дубовым выстроен существующий ныне храм Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. По-видимому, колокольня вначале стояла отдельно, а затем её соединили с трапезной. Тогда же появился верхний придел трапезной в честь Михаила Архангела. Настенная живопись храма была выполнена в 1807-1812 гг., реставрировалась в 1902-1904 и в 1906-1907 гг. под руководством Н. М. Сафонова и И. М. Баканова. Главный иконостас, представляющий собой великолепную и редкую в этот период стилизацию в духе барокко, выполнен в 1907 г. в самарской мастерской братьев И. В. и В. В. Белоусовых.
Храм был закрыт постановлением облисполкома от 10 января 1933 г и передан для организации Музея древней живописи. С 1993 г. в храме совершаются богослужения.
http://molitva-ivanovo.narod.ru/press/