В Москве мы можем назвать не так много исторических зданий, связанных с иконописными мастерскими вообще и именами известных русских иконописцев в частности. Особенно, если это относится к эпохе ХV-ХVII веков. Одно из дошедших до нас зданий — палаты царского изографа Симона Ушакова. Но обо всем по порядку.
Палаты как тип каменного сооружения появились в архитектуре Москвы в ХV веке, строились в веке ХVI. Но наиболее массовое строительство палат приходится на ХVII век, особенно на его середину. Это сводчатые в камне здания, одно или двухэтажные, реже трехэтажные бесстолпные или с одним столпом, имели на фасадах декор, сочетающий в себе элементы либо «русского узорочья», либо московского барокко, а иногда и того и другого. Именно такие палаты были возведены около 1650-1670-х годов во владении, хозяином которого в середине ХVII века был купец Иван Чулков в Ипатьевском переулке.
В 1652 году купеческие палаты были переданы ведущему иконописцу того времени московской школы, «царскому изографу» Симону Федоровичу Ушакову. Считается, что Симоном его прозвали, а настоящее имя его Пимен. В этих палатах он устроил иконописную мастерскую.
Имя Симона Ушакова стоит на переломном моменте истории иконописания в России, который характеризуется переходом от эпохи древнерусской иконы, связанной с такими именами как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, к наступавшему периоду европизации искусства и появлении «фряжских» икон, так называемому «живоподобию» и реалистичности. Талант иконописца такого масштаба проявился в умении найти особую форму письма, которая соединяла в себе эти две эпохи.
Палаты той эпохи представляли собой трехэтажное здание, в котором два верхних этажа были жилыми. Нижний этаж-подклет имел сени, объединявшие четыре сводчатые палаты со стенами, облицованные до пят кирпичных сводов белым камнем. Рядом располагался флигель, который соединялся с палатами с помощью ворот из трех арок, над которыми был переход между зданиями.
Палаты по фасаду были украшены нарядными каменными наличниками в виде наборных колонок и килевидного завершения — характерным украшением для «русского узорочья». Согласно исследованиям, парадный фасад был обращен не на переулок, а во двор. В этом здании Ушаков провел свои последние 11 лет.
В начале 19 века на втором и третьем этажах своды были разрушены, пробиты новые окна и дверные проемы, а часть старых растесаны. Здания изменили свой облик до неузнаваемости.
Существующему восстановленному виду мы обязаны реставраторам. В 1956 году архитектор-реставратор Петр Барановский провел предварительное обследование памятника, а в 1962-1963 годах – более детальное. В 1982 году на основе этих исследований была проведена реставрация. Авторы проекта архитекторы И.Казакевич и Е.Жаворонкова восстановили первоначальный облик здания. По обнаруженным в кладке стен вокруг оконных проемов «хвостам» кирпичей был восстановлен декор окон второго этажа с «дыньками» и набором колонок. Красоту восстановленного декора можно увидеть через решетку ворот. На сегодняшний день здание занимает казначейство. Является памятником федерального значения.
Автор статьи: Алексей Гизюк
Материал с портала «Узнай Москву»